Меню Закрыть

Трисекция угла квадратура круга удвоение куба

удвоение куба,
трисекция угла,
квадратура круга

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD

Книга содержит историю и решения знаменитых задач древности, сыгравших важную роль в становлении математики. Изложение сопровождается интересными сведениями о развитии и методах математики в Древней Греции.
Для широкого круга любителей математики.

Глава 1. Удвоение куба 7
§ 1. Исторический очерк 7
§ 2. Древнегреческие решения 12
§ 3. Более поздние решения 30

Глава 2. Трисекция угла 36
§ 1. Исторический очерк 36
§ 2. Древнегреческие решения 37
§ 3. Более поздние решения 42
§ 4. Свойства трисектрис 46

Глава 3. Квадратура круга 49
§ 1. Исторический очерк 49
§ 2. Древнегреческие решения 54

Глава 4. Неразрешимость трех классических задач с номощью циркуля и линейки 69
Решения 79
Список литературы 80

К 1775 году, когда Парижская академия сделала заявление: «Академия постановила не рассматривать отныне представляемые ей разрешения задач удвоения куба, трисекции угла, квадратуры круга, а также машин, долженствующих осуществить вечное движение», сложилось насмешливое отношение ученых к тем, кто пытался решить эти задачи с помощью циркуля и линейки. Полученные через некоторое время доказательства невозможности таких построений привели к тому, что три классические задачи на построение почти совсем потеряли интерес для математиков. Это было уже не вполне справедливо. Три классические задачи сыграли важную роль в становлении древнегреческой математики. Даже один тот факт, что конические сечения первым стал рассматривать Менехм именно в связи с задачей удвоения куба, говорит о многом. Введение более сложных кривых (конхоиды Никомеда, циссоиды Диокла, квадратрисы Гиппия — Динострата) тоже связано с занятиями тремя классическими задачами. Позднее этими задачами много занимались Виет, Декарт и Ньютон.
В неразрешимости трех классических задач с помощью циркуля и линейки древнегреческие математики убедились почти сразу. Но попытки найти решение трех классических задач с помощью циркуля и линейки почему-то во все времена увлекали многих несведущих в математике людей, причем наибольший интерес вызывала задача квадратуры круга. Ламберт, первым доказавший иррациональность числа п, писал: «Я имею некоторое основание сомневаться, что настоящая статья будет прочитана и понята теми, для кого это было бы особенно полезно, теми, которые затрачивают столько времени и труда для отыскания квадратуры
круга. Таких искателей всегда будет достаточно, и если судить о будущих по их предшественникам, то это будут по большей части люди, мало смыслящие в геометрии и лишенные возможности правильно оценивать свои силы. Там, где им не хватает знания и понимания, где они не могут ничего сделать с помощью правильных последовательных выводов, там жажда славы и денег создает софизмы, которые чаще всего не отличаются ни особенной тонкостью, ни особенной замысловатостью. Были также случаи, когда эти люди твердо верили, что их мнимые доказательства не встречали одобрения только от зависти и недоброжелательства. Среди них ходит, между прочим, легенда, будто бы в Англии и Голландии назначены столь же высокие премии и награды за квадратуру круга, как за определение географической долготы на море.»
Ламберт был прав: попытки решить три классические задачи с помощью циркуля и линейки не прекратились и после того, как была доказана их неразрешимость. Фанатиков никакие доказательства не интересуют. За время, прошедшее после доказательства неразрешимости, наибольшим успехом этих фанатиков был, пожалуй, принятый в 1897 году законодательным собранием штата Индиана (США) закон о том, что отношение диаметра окружности к ее длине равно 5/16, т. е. тс «3,2. В дополнении к этому закону торжественно заявлялось, что предложивший его человек решил еще и задачи трисекции угла и удвоения куба. Закон пытались утвердить весьма умело. Сначала его отправили в комитет по заболоченным землям. Оттуда, сославшись на некомпетентность, его передали в комитет по образованию. Там рекомендовали закон к принятию и вернули его обратно, после чего он был принят единогласно, никто даже не воздержался. В Сенате США в первом слушании закон был тоже принят, но ко второму заседанию сенаторам все же объяснили, что за закон они собираются утвердить. Закон просуществовал девять дней и был отменен Сенатом США.
Таких «решений» мы больше касаться не будем. Большая популярность трех классических задач в Древней Греции привела к тому, что для каждой из них было получено несколько решений, использующих либо специальные кривые, либо специальные инструменты.
Брошюра содержит почти все сохранившиеся древнегреческие решения, а также несколько наиболее интересных позднейших решений. Она основана на лекциях, прочитанных автором для учащихся средних школ № 57 и 444 г. Москвы.
Трем классическим задачам посвящено много книг и журнальных статей. В списке литературы указаны лишь те из них, которые оказали существенное влияние на содержание этой брошюры. Среди них особо хотелось бы выделить комментарии И. Н. Веселовского к «Сочинениям» Архимеда; они содержат переводы почти всех древнегреческих текстов, имеющих отношение к трем классическим задачам.
Я благодарен С. Н. Бычкову за полезные обсуждения рукописи.

Глава 1
УДВОЕНИЕ КУБА
§ 1. Исторический очерк
О возникновении задачи удвоения куба сохранилась следующая легенда: «. во время эпидемии чумы послали афиняне в Дельфы вопросить оракула, что им сделать, чтоб чума прекратилась. Бог ответил им: удвоить алтарь и принести на нем жертвы. А так как алтарь был кубической формы, они взгромоздили на него еще один такой же куб, думая тем исполнить повеление оракула. Когда же чума после этого не прекратилась, отправились они к Платону и спросили, что же теперь делать. Тот отвечал: «Сердится на вас бог за незнание геометрии», — и объяснил, что следовало подразумевать здесь не простое удвоение, но найти некое среднее пропорциональное и произвести удвоение с его помощью; и как только они это сделали, чума тотчас же кончилась». Эта легенда сравнительно поздняя; в ней многое искажено: задачей удвоения куба занимался еще Гиппократ Хиосский, живший до Платона. Но эту легенду сохранило несколько источников. В ней много интересного: для древних греков совсем не чуждым было мнение, что боги могут гневаться за незнание геометрии.
Для практических целей точное решение задачи удвоения куба не было нужно, но математиков она заинтересовала. Гиппократ Хиосский переформулировал задачу примерно так: «По отрезкам а и 2а построить такие отрезки х и у, что а : х = х : у=у : 2а». В самом деле, тогда
т. е. х3 = 2а3. Эта переформулировка была существенна. Алгебра возникла гораздо позже, и древнегреческие математики произведение двух отрезков представляли как прямоугольник; для сложения двух произведений отрезков приходилось преобразовывать прямоугольники в равновеликие им прямоугольники с общей стороной, чтобы их можно было прикладывать друг к другу: Произведение трех отрезков приходилось рассматривать уже как параллелепипед. Преобразовывать параллелепипеды было бы слишком сложно, а замечание Гиппократа позволяло работать с отношениями отрезков. В дальнейшем все решали задачу именно в формулировке Гиппократа, причем, как правило, в общем виде: отрезок 2а заменяли на произвольный отрезок b и строили такие отрезки х и у, что а : х = х : у=у : Ь. В этом случае
xj х у b b j ’
т. e. x = 3y/a2b и y = fab2. Решение этой задачи позволяло также для прямоугольного параллелепипеда строить ребро куба, объем которого равен объему параллелепипеда (по этому поводу в одном древнегреческом тексте говорится: «После этого мы сможем вообще любой заданный ограниченный параллелограммами объем превращать в куб. »; этот текст Евдема Родосского, друга и ученика Аристотеля, дает прямое указание на интерес математиков к задаче превращения параллелепипеда в куб). Поясним, как по ребрам р, q и г прямоугольного параллелепипеда можно построить ребро нужного куба. По данным сторонам р и q прямоугольника строить сторону а квадрата, площадь которого равна площади прямоугольника, умели уже на самом раннем этапе развития древнегреческой математики. Ясно также, что если a = *Jpq и 6 = г, то Ja2b = Jpqr.
По разным причинам древнегреческие математики при построениях циркуль и линейку предпочитали всем другим инструментам. Здесь, впрочем, нужно сделать уточнение. Ни о циркуле, ни о линейке в их сочинениях речи нет; говорится лишь о «построениях посредством прямых и окружностей». Более того, для Евклида построение окружности означает не совсем то же самое, что использование циркуля. Согласно третьему
постулату Евклида, можно строить лишь окружность с данным центром А, проходящую через данную точку
B. Окружность с центром А и радиусом ВС этот постулат строить не позволял (эго построение описано Евклидом в предложении 2 книги 1). Циркуль, конечно же, позволил бы выполнять такие построения. По-видимому, формулировка постулата Евклида связана с уходящим в глубокую древность построением окружностей с помощью колышка и привязанной к нему веревки. В этом случае для построения окружности с центром А и радиусом ВС пришлось бы сначала забить колышек в точке В, отметить на веревке точку
C, а затем выдернуть колышек и забить его в точке А. Лишь после этого можно было строить требуемую окружность. Такое построение, при котором нужно было забивать колышек не один, а два раза, существенно отличается от элементарного построения.
В Греции циркуль был изобретен в X в. до н. э., задолго до Евклида, в связи с потребностями керамического производства. В это время широкое распространение получил геометрический стиль, и циркуль был нужен для изображения на керамике концентрических окружностей.
Греческая мифология связывает изобретение циркуля с именем Талоса (согласно другим источникам — Пер-дикса), племянника Дедала. О Талосе пишет древнегреческий историк Диодор Сицилийский (I в. до н. э.): «Точно так же, изобретя циркуль и некоторые другие технические приспособления, он достиг большой славы». Римский писатель Гигин (I в. до н. э.) сообщает: «Пердикс, сын сестры Дедала, изобрел
циркуль и пилу из рыбьего хвоста». Об этом изобретении двенадцатилетнего мальчика упоминает даже знаменитый римский поэт Овидий (I в. до н. э.) в поэме «Метаморфозы»:
Первый железным узлом два железных конца съединил он.
Чтобы, когда друг от друга они в расстоянии равном.
Часть стояла одна, другая же круг обводила.
Дедал известен в греческой мифологии как искуснейший изобретатель и архитектор. (Странным образом гораздо более знаменит ныне его неразумный сын Икар, который прославился тем, что, несмотря на подробные наставления отца, так и не научился правильно пользоваться сделанными Дедалом крыльями
из перьев, скрепленных воском.) Одаренность отданного ему в обучение племянника, грозившая затмить его славу, вызвала у Дедала зависть, и он столкнул его с акрополя.

Читайте также:  Как правильно варить кемпи

Скорее всего, древнегреческие математики достаточно быстро поняли, что задачу удвоения куба нельзя решить с помощью циркуля и линейки, хотя доказать этого они не могли и, по-видимому, даже не пытались. По поводу того, чем помимо циркуля и линейки можно пользоваться при построениях, у древнегреческих математиков были разные мнения. Первое решение задачи удвоения куба, полученное великим полководцем и математиком Архитом Тарентским, трудно даже назвать построением. Он получил решение как пересечение цилиндра, конуса и тора. Ни о какой практической реализации такого решения не могло быть и речи. Несколько более позднее решение Менехма было уже в некотором смысле оптимальным: он находил решение как пересечение двух конических сечений. Оптимальным это решение было вот в каком смысле. На последнем этапе развития древнегреческой математики, через несколько веков после Менехма, сложилась следующая классификация задач на построение, изложенная александрийским математиком Паппом:
1) плоские задачи (решаемые с помощью прямых и окружностей, т. е. с помощью циркуля и линейки);
2) пространственные задачи (решаемые с помощью конических сечений, т. е. параболы, гиперболы и эллипса; название, по-видимому, связано с тем, что использовались сечения пространственной фигуры — конуса);
3) граммические задачи, решаемые лишь с помощью других, более сложных кривых линий (ураццг) — линия).
Папп писал, что если задачу можно решить с помощью прямых и окружностей, то было бы ошибкой использовать в геометрии для ее решения другие инструменты. Он был уверен, что задачу удвоения куба нельзя решить с помощью прямых и окружностей.
Классификация Паппа неполная. Она не включает построения, использующие специальные инструменты, а такие построения встречались у древнегреческих математиков нередко. Специальные инструменты для решения задачи удвоения куба использовали Эратосфен и Никомед; специальный инструмент использован также в решении, приписываемом Платону.

После древнегреческих математиков в отношении задачи удвоения куба были получены, пожалуй, лишь два существенных результата. Во-первых, было обнаружено, что эта задача и задача трисекции угла сводятся к решению кубических уравнений, а во-вторых, в 1837 г. было доказано, что эти задачи неразрешимы с помощью циркуля и линейки (в неразрешимости этих задач древнегреческие математики, были уверены, хотя и не могли этого доказать). В том, чтобы понять, что задача удвоения куба сводится к решению кубического уравнения, нет, казалось бы, ничего сложного. Но древнегреческие математики никогда не решали геометрические задачи путем сведения их к алгебраическим уравнениям. Их математика была существенно геометрической. Алгебраизация математики началась гораздо позже и шла очень медленно и трудно. Слово «алгебра» вовсе не случайно происходит из арабского языка — арабы действительно очень много сделали для алгебраизации математики.
В XII в. в Европе начали переводить с арабского языка на латинский трактаты древнегреческих и арабских математиков (многие сочинения древнегреческих математиков сохранились лишь в арабских переводах). Греческая математика вернулась в Европу в сильно алгебраизированном виде. Выдающиеся достижения в области алгебры (решение в радикалах уравнений третьей и четвертой степени, теорема Виета) были уже отчасти подготовлены.
В своей книге «Геометрия» (1637 г.) Декарт показал, как геометрические задачи можно сводить к алгебраическим уравнениям. В связи с этим у него возникла задача построения корней многочлена. Декарт нашел очень простой способ строить корни многочленов третьей и четвертой степеней как проекции на ось координат точек пересечения параболы и окружности. Как особо важные частные случаи этого построения Декарт выделил решения задач удвоения куба и трисекции угла и рассмотрел их отдельно.
Некоторое время после появления книги Декарта построением корней занимались почти все крупные математики (Ферма, Ньютон, ван Схоотен, Лопиталь,
Лагир, Я. Бернулли, Ролль, Крамер, Эйлер), но интерес к этой задаче угасал столь быстро, что главная теорема, связанная с построением корней, осталась не доказанной, по-видимому, и по сей день. Эта теорема заключается, грубо говоря, в следующем: корни многочлена п-я степени можно построить как проекции на ось координат точек пересечения двух алгебраических кривых, степени которых равны приблизительно у/п. Последними задачей построения корней занимались Крамер (1704 — 1752) и Эйлер (1707 — 1783), но их интерес к ней был уже столь слабым, что они не обратили внимания на почти очевидные вещи. Указанную выше теорему хотя и никто не доказывал, но все же проверяли, чтобы у кривых было больше свободных коэффициентов, которые можно изменять, чем у многочлена (Лопиталь считал это вполне достаточным доказательством). Чтобы избежать ситуации, когда для вещественного многочлена точки пересечения кривых получаются мнимыми, Крамер и Эйлер предложили способ, в котором свободных коэффициентов у кривых было меньше, чем у многочлена, т. е. этот способ годился заведомо не для любого многочлена. Вряд ли Эйлер допустил бы такую ошибку, если бы занимался этой проблемой всерьез.

Читайте также:  Как найти среднеквадратическое отклонение в excel

§ 2. Древнегреческие решения
Решение Архита Тарентского (ок. 428 — 365 гг. до н. э.)
Первое решение задачи удвоения куба было получено великим полководцем и математиком Архитом Тарентским.
Решение Архита прямое и естественное, но для современного восприятия оно одно из наиболее сложных, потому что оно полностью геометрическое и современная алгебраизация ничем не помогает его понять.

Удвоение куба — классическая античная задача на построение циркулем и линейкой ребра куба, объём которого вдвое больше объёма заданного куба [1] .

Наряду с трисекцией угла и квадратурой круга, является одной из самых известных неразрешимых задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Содержание

История [ править | править код ]

Согласно античной легенде, однажды на острове Делос разразилась эпидемия чумы. Жители острова обратились к дельфийскому оракулу, и тот сообщил, что необходимо удвоить жертвенник святилища, который имел форму куба. Жители Делоса соорудили ещё один такой же куб и поставили его на первый, но эпидемия не прекратилась. После повторного обращения оракул разъяснил, что удвоенный жертвенник также должен иметь форму куба.

С тех пор делийской задачей занимались лучшие математики античного мира, было предложено несколько решений, однако никто не смог выполнить такое построение, используя только циркуль и линейку, поэтому постепенно сложилось общее убеждение в неразрешимости такой задачи. Ещё Аристотель в IV веке до н. э. писал: «Посредством геометрии нельзя доказать, что… два куба составляют один куб» [2] .

Попытки решения [ править | править код ]

  • Гиппократ Хиосский (конец V в. до н. э.) показал, что задача сводится к нахождению двух средних пропорциональных между одним отрезком и другим, вдвое большим его. В современных обозначениях — к нахождению x <displaystyle x>и y <displaystyle y>таких, что a x = x y = y 2 a <displaystyle <frac >=<frac >=<frac <2a>>>. Отсюда x 3 = 2 a 3 <displaystyle x^<3>=2a^<3>>.
  • Архит Тарентский (начало IV в. до н. э.) предложил решение, основанное на пересечении тора, конуса и кругового цилиндра.
  • Платон (первая половина IV в. до н. э.) предложил механическое решение, основанное на построении трёх прямоугольных треугольников с нужным соотношением сторон.
  • Менехм (середина IV в. до н. э.) нашёл два решения этой задачи, основанные на использовании конических сечений. В первом решении отыскивается точка пересечения двух парабол, а во втором — параболы и гиперболы.
  • Эратосфен (III в. до н. э.) предложил ещё одно решение, в котором используется специальный механический инструмент — мезолябия, а также описал решения своих предшественников.
  • Никомед (II в. до н. э.) использовал для решения этой задачи метод вставки, выполняемой с помощью специальной кривой — конхоиды.
  • Группа схожих между собой решений, принадлежащих Аполлонию, Филону Византийскому и Герону, также использует метод вставки.
  • В ещё одной группе схожих между собой решений, принадлежащих Диоклу, Паппу и Спору, используется та же идея, что и в решении Платона, при этом Диокл применяет для построения специальную кривую — циссоиду.

Неразрешимость [ править | править код ]

В современных обозначениях, задача сводится к решению уравнения x 3 = 2 a 3 <displaystyle x^<3>=2a^<3>> . Решение имеет вид x = a 2 3 <displaystyle x=a<sqrt[<3>]<2>>> . Всё сводится к проблеме построения отрезка длиной 2 3 <displaystyle <sqrt[<3>]<2>>> . Пьер Ванцель доказал в 1837 году, что эта задача не может быть решена с помощью циркуля и линейки.

Удвоение куба неразрешимо с помощью циркуля и линейки, однако его можно осуществить, используя некоторые дополнительные инструменты, например, удвоение куба возможно осуществить построением с помощью плоского оригами.

Решение с помощью дополнительных средств [ править | править код ]

Удвоение куба с помощью невсиса [ править | править код ]

Возьмём равносторонний треугольник MPN со стороной a, продлим сторону PN и на расстоянии a от точки N построим точку R (рис. 1). Продлим влево отрезки NM и RM. Возьмём линейку невсиса с диастемой a и используя прямую NM в качестве направляющей, точку P в качестве полюса и прямую RM в качестве целевой линии, построим отрезок AB. Длина отрезка BP соответствует стороне куба удвоенного объёма по сравнению с кубом со стороной a.

Из истории математики о трех задачах древности.

Просмотр содержимого документа
«Три знаменитые задачи древности»

«КЛАССИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДРЕВНОСТИ»

Исключительное значение математике приписывала школа Платона .

Платон и его школа позволяли для решения геометрических задач на построение пользоваться только циркулем и линейкой Такое требование привело к появлению в геометрии так называемых «невозможных задач», т.е. задач которые невозможно решить только указанными инструментами. Эти задачи древности стали знаменитыми потому, что в течении 2000 лет усилия многих математиков были направлены на их решение.

Классические задачи древности

Школа Платона породила три классические «невозможные» задачи на построение: об удвоении куба, трисекции угла и квадратуре круга.

Б ыло доказано, что эти задачи невозможно решить, пользуясь только циркулем и линейкой.

Задачи кажутся доступными любому: вводят в заблуждение их простые формулировки.

Задача о трисекции угла

Задача о квадратуре круга

Задача об удвоении куба

Классические задачи древности

1.Задача о трисекции угла

(деление угла на три равные части).

2.Задача о квадратуре круга (построение квадрата, площадь которого равнялась бы площади данного круга).

3.Задача об удвоении куба (построение куба, объем которого был бы вдвое больше объема данного куба).

Классические задачи древности

Задача о трисекции угла

Успешное решение этой задачи дало толчок к постановке более общей задачи – о делении любого угла на три равные части. Задача эта была поставлена еще в V в. До н. э. и получила название у древних Греков задачи о трисекции угла .

За её решение брались многие из лучших греческих математиков, но так и не решили. Однако если не ограничиваться указанными инструментами, то ее можно решить. В частности, в процессе отыскания таких решений был открыт целый ряд в высшей степени важных и интересных кривых.

Классические задачи древности

Решение задачи о трисекции угла греческим математиком НИКОМЕДОМ

Пусть AOB данный угол. Из т. К, принадлежащей стороне ОВ, на сторону ОА опускаем перпендикуляр KL и дополним треугольник OKL до прямоугольника О DKL . Пусть луч ON пересекает KL и DN , продолжение DK , соответственно в т. M, N . Если Р- середина MN, то MP=PN=KP=OK. Следовательно MN=2OK. Таким образом, направление луча, отсекающего от данного угла его третью часть, мы найдем, если нам удастся построить на продолжении DK точку N так, чтобы MN=2OK На этом пункте и останавливалось все решение.

Читайте также:  Аккумулятор не берет зарядку причина

НИКОМЕД довел решение задачи до конца с помощью кривой, названной им КОНХОИДОЙ.

Классические задачи древности

Решение задачи о трисекции угла греческим математиком АРХИМЕДОМ

Решение Архимеда основано на лемме:

Если в окружности из точки, лежащей вне её, проведены две секущие – одна через центр, а другая так, что внешний её отрезок равен радиусу окружности, то угол между секущими измеряется третьей частью большей из дуг, заключенных между его сторонами.

Дан угол АОВ. Опишем произвольным R=OA=OB окружность с ц. в вершине угла. Если удастся построить на окружности т. С, так чтобы MC=R , т. M,C,A принадлежали одной прямой, то на основании леммы задача была бы решена. Но решение только при помощи циркуля и линейки не находилось. Поэтому Архимед построил т. С, а значит и решил задачу при помощи линейки на которой была нанесена длина радиуса проведённой окружности.

Знаменитые геометрические задачи древности

Отсюда следует так называемый способ «вставки» для деления на три равные части угла AOE . Описав окружность с центром O и радиусом и , проводим диаметр . Линейку CB на которой нанесена длина радиуса r (например, помощью двух штрихов), прикладываем и двигаем так, чтобы её точка C скользила по продолжению диаметра , а сома линейка всё время проходила бы через точку A окружности, пока точка B линейки не окажется на окружности. Тогда угол BCF и будет искомой третьей частью угла AOE . Как видно, в этом приёме используется вставка отрезка CB между продолжением диаметра EF и окружностью так, чтобы продолжение отрезка CB прошло через заданную точку A окружности. В указанном выше построении применяется, помимо циркуля, не просто линейка как инструмент для проведения прямых, а линейки с делениями, которая даёт длину определённого отрезка.

При решении этой задачи Архимед также открыл кривую, которая названа «Спиралью Архимеда»

Классические задачи древности

Дано круглое поле диаметром 9 мер. Каково содержание его поверхности?

Задача о квадратуре круга.

Вопрос о квадратуре круга древними египтянами был решен опытным путем. Они предполагали, что круг и квадрат со стороной, равной диаметру, египтяне покрывали сплошным слоем семян в один ряд. Простой подсчет числа семян на каждой из этих фигур сразу убеждал, что на площади квадрата семян больше. Постепенно уменьшая сторону квадрата и повторяя опыт с семенами, они пришли к выводу, что число зерен на площади квадрата будет совпадать с числом зерен круга только когда сторона квадрата равна 8/9 длины диаметра.

текст задачи из папируса Ахмеса

Классические задачи древности

Задача о квадратуре круга

Были найдены и другие пути определения квадратуры круга: кроме циркуля и линейки использовали другие инструменты или специально построенные кривые.

Так, в V в. до н.э. греческий математик Гиппий из Элиды изобрел кривую, впоследствии получившую название квадратрисы Динострата.

Многие греческие математики

Гиппократ и др. стремились решить эту задачу.

Классические задачи древности

Задача о квадратуре круга

История нахождения квадратуры круга длилась четыре тысячелетия, а сам термин стал синонимом неразрешимых задач. Как следует из подобия кругов, отношение длины окружности к ее диаметру есть величина постоянная, не зависящая от радиуса круга, она обозначается буквой π . Таким образом, длина окружности круга радиуса r равна а так как площадь круга равна S = 2π r , то задача о квадратуре круга сводится к задаче построения треугольника с основанием 2π r и высотой r. Для него потом уже без труда может быть построен равновеликий квадрат.

Классические задачи древности

Задача о квадратуре круга

Пусть ABCD – квадрат. Сторона АВ равномерно вращается около т.А, и её конец В описывает дугу BD . Одновременно с началом вращения АВ начинает перемещаться вниз сторона ВС. Когда радиус АВ совместится со стороной AD, BC также совместится с ней. Геометрическое место указанных точек пересечения и есть квадратриса ВЕ Её основное свойство:

где l – длина дуги BFD

Классические задачи древности

Один из современников Сократа – софист Антифон считал, что квадратуру круга можно осуществить следующим образом:

«впишем в круг квадрат и, разделяя пополам дуги, соответствующие его сторонам, построим правильный вписанный восьмиугольник, затем шестнадцати угольник и т.д., пока не получим многоугольник, который в силу малости сторон сольётся с окружностью. Но так как можно построить квадрат равновеликий любому многоугольнику, то и круг можно квадрировать».

Классические задачи древности

Квадратурой круга занимался также самый знаменитый геометр V в. до н.э. – Гиппократ Хиосский. У многих занимавшихся этой задачей возникало сомнение, возможно ли вообще построить прямолинейную фигуру, равновеликую криволинейной. Эта возможность была доказана Гиппократом, построившим лунообразные фигуры, известных под названием «гиппократовых луночек». В полукруг с диаметром ВС вписан равнобедренный прямоугольный треугольник BAC. На ВС и АВ, как на диаметрах, описываются полуокружности.

Классические задачи древности

x 3 = 2 a3, или x = Задача является естественным обобщением аналогичной задачей об удвоении квадрата, которая решается просто: стороной квадрата, площадь которого равна 2 а 2, служит отрезок длиной а , т.е. диагональ данного квадрата со стороной а . Наоборот удвоение куба, объём которого равен 2 а 3, т.е. отрезок х , равный , не может быть построен при помощи циркуля и линейки. Однако это было доказано лишь в первой половине XIX в.

Классические задачи древности

На острове Делос (в Эгейском море) распространялась эпидемия чумы. Когда жители острова обратились к оракулу за советом, как избавится от чумы, они получили ответ: «Удвойте жертвенник храма Аполлона». Сначала они считали, что задача легка. Так как жертвенник имел форму куба, они построили новый жертвенник, ребро которого было в два раза больше ребра старого жертвенника. Делосцы не знали, что таким образом они увеличили объём куба не в 2 раза, а в 8 раз. Чума ещё больше усилилась, и в ответ на вторичное обращение к оракулу последний посоветовал: «Получше изучайте геометрию…» Согласно другой легенде, бог приписал удвоение жертвенникам не потому, что ему нужен вдвое больший жертвенник, а потому, что хотел упрекнуть греков, «которые не думают о математике и не дорожат геометрией».

Классические задачи древности

Гиппократ Хиосский, знаменитый геометр V в. до н. э., свёл удвоение куба к построению «двух средних пропорциональных» х и у для данных отрезков а и b, т. е. к решению уравнений .

a : x =x : y = y : b ( при b=2a получаем x=a). Эту идею удалось реализовать Платону около 340 г. до н. э. с помощью нетрадиционных чертёжных инструментов — двух прямых углов. Менехм примерно в .350 г. до н. э. решал задачу об удвоении куба, используя конические сечения — кривые, по которым плоскости пересекают конус. Свои решения дали также крупнейшие древнегреческие математики Евдокс, Эратосфен, Аполлоний, Герон, Папп и др.

Классические задачи древности

Итак, все старания решить три знаменитые задачи при известных ограничивающих условиях (циркуль и линейка) привели только к доказательству, что подобное решение невозможно. Иной, пожалуй, по этому поводу скажет, что, следовательно, работа сотен умов, пытавшихся в течении столетий решить задачу, свелась ни к чему… Но это будет неверно. При попытках решить эти задачи было сделано огромное число открытий, имеющих гораздо больший интерес и значение, чем сами поставленные задачи.

Древность завещала решение всех трёх задач нашим временам.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Adblock detector