Меню Закрыть

Спряжение глаголов в русском языке стишок

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -етьсмот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -атьгнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, оби­деть.
Слышать, видеть, нена­ви­деть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, дру­зья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нель­зя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спря­же­нью
отне­сем мы, без сомне­нья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать него­же!

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, нена­ви­деть,
и зави­сеть , и вер­теть ,
и оби­деть , и тер­петь .
Вы запом­ни­те, дру­зья,
Их на “-е ” – спря­гать нель­зя.

В лич­ных окон­ча­ни­ях этих глаголов-исключений, при­над­ле­жа­щих ко вто­ро­му спря­же­нию, мы пишем лишь бук­вы “и” и «а» или «я» :

Читайте также:  Тест ssd диска на ошибки

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть ,
Целый мир зелё­ным видеть ,
Лук и слё­зы нена­ви­деть ,
Научиться боль тер­петь ,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть ,
Чтобы сла­бым не вер­теть .

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слы­шать ,
Ну а руки – всё дер­жать .
На меня нач­нёшь смот­реть ,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь ,
Буду от тебя зави­сеть ,
Раз ты смог меня оби­деть .
Буду я тебя не видеть ,
А откры­то нена­ви­деть .

Эти незамысловатые позитивные стихотворения помогают ученикам легче запрмнить личные окончания глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
stihi_o_spryazheniyah.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающие стихи о спряжениях

Вот спряженье первое .

Все глаголы тут на –Е…

Окончанья личные просто преотличные:

Все ребята узнают.

В форме начальной есть всё, кроме –ИТЬ

(-ЕТЬ,-АТЬ, ОТЬ,-УТЬ… тут не будем учить)

И не забудем присоединить

Два исключения: БРИТЬ и СТЕЛИТЬ

Ко второму ко спряженью

Мы относим без сомненья

Все глаголы с буквой –И…

До чего же хороши!

Окончанья в ряд стоят.

А в начальной форме—ИТЬ

Очень просто заучить.

И для этого спряженья

Вот четыре, что на –ать:

СЛЫШАТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ.

Семь глаголов, что на –еть:

НЕНАВИДЕТЬ и ВЕРТЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, и СМОТРЕТЬ,

ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера.

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения; развивать внимание.

На уроке ребята знакомятся с I и II спряжением глаголов. Учатся различать глаголы I и II спряжения. Закрепляют знания о спряжении глаголов.

Читайте также:  Intel processor diagnostic tool

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех.

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения&raquo.

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени.

Если неопределённая форма глагола оканчивается на -ить, то они относятся ко 2-ому спряжению, например:

Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению , являются брить и стелить:

Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:

Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению :

гнать
держать
дышать
обидеть
слышать
видеть
ненавидеть
смотреть
вертеть
зависеть
терпеть

Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть
,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:

Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Adblock
detector