Меню Закрыть

Этапы алгоритма оценки рисков

Принимая на себя основную часть рисков, девелопер должен просчитать вероятность их наступления, принять все возможные меры для их минимизации, предусмотреть возможные варианты действий при превращении потенциального риска в реальность.

В наиболее общем виде алгоритм управления рисками может быть представлен как состоящий из трех основных этапов:

• адекватная реакция на риск

Как видно из предложенной схемы, управление рисками начинается с их качественного анализа, целью которого является идентификация рисков. Данная цель распадается на следующие задачи:

• выявление всего спектра рисков, присущих инвестиционному проекту;

• определение характеристик рисков.

Вторым этапом в управлении рисками является количественный анализ рисков, целью которого является измерение риска, что обусловливает решение следующих задач:

• определение вероятности рисков;

На третьем этапе происходит переход к практической деятельности по управлению рисками.

В этом этапе выделяются три основные позиции (своеобразные подэтапы):

1. Предупреждение рисков (на основе проведенного анализа риски закладываются в проводимые расчеты, учитываются при заключении договоров с партнерами и пр., наконец, страхуются).

2. Мониторинг рисков (систематическое наблюдение за процессом реализации проекта, отклонениями от графика реализации проекта, в денежных потоках).

3. Переоценка и корректировка решений (пересмотр экономических показателей, смена партнеров и пр.).

На стадии анализа рисков в общем случае можно выделить две составляющие количественного анализа риска инвестиционного проекта:

• чувствительность его чистой настоящей стоимости к изменениям значений ключевых показателей;

• величину диапазона возможных изменений ключевых показателей, определяющуюся их вероятностными распределениями.

Все перечисленные методы количественного анализа инвестиционных рисков базируются на концепции временной стоимости денег и вероятностных подходах.

Идентификация и анализ рисков являются для девелопера основанием для реализации мероприятий по практическому управлению рисками (реакции на риск).

В общем случае можно говорить о следующих вариантах реакции на риск:

1. Предотвращение риска – изменение ситуации, вызывающей риск (отказ от реализации проекта, отказ от взятия кредита и пр.).

2. Передача риска – возложение риска на другую сторону (подрядчика, инвестора).

3. Разделение риска – распределение ответственности между участниками соглашения о финансировании.

4. Сокращение риска – создание системы противопожарной безопасности.

5. Страхование риска.

Содержание конкретных мероприятий по управлению рисками зависит от этапа реализации проекта девелопмента и в большинстве случаев невозможно без взаимодействия девелопера с иными участниками реализации проекта.

Следует заметить, что каждый из участников проекта является для девелопера как партнером по совместной деятельности, так и потенциальным источником рисков, что должно учитываться и при разработке плана реализации проекта, и при формировании договорных отношений, и в процессе практической работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10638 — | 8011 — или читать все.

Введение

Управление рисками в первую очередь подразумевает их идентификацию, анализ и прогноз вероятности их наступления. В данной статье предложен алгоритм проведения анализа рисков, рассмотрены основные, составляющие этапы анализа, их очередность. В заключительной части статьи уделено внимание важному и последнему этапу риск-анализа ? проверке и контролю его результатов.

Злободневность проблемы страхования рисков обуславливает появление различных научных трудов, исследований, освещающих данную тему, предлагающих новые идеи в сфере страхования рисков. Большинство подобных публикаций принадлежат зарубежным авторам. В российской сфере страхования существует ряд нерешенных проблем. Привычно многие из них связаны с несовершенством законодательства в секторе страхования, в том числе и в отношении страхования экологических рисков. Изучение и управление такими рисками приобретает все большую актуальность в связи с ростом числа предприятий природопользования в нашей стране, развитием энергетического сектора экономики, инновационного развития предприятий топливно-энергетического, добывающего комплекса. Такие риски отличаются особой непредсказуемостью и плохой прогнозируемостью вероятности их наступления, что требует более тщательного их анализа и четкой методологии их исследования, являющегося первостепенной задачей управления рисками.

Финансово-экономический кризис 2008 г. установил очередные задачи для специалистов в области риск-менеджмента в России и во всем мире. Возникла необходимость создания новых подходов и инструментов управления рисками.

Читайте также:  Как на айфоне поставить напоминание каждый час

Рассматриваемый в статье материал представляет собой попытку классифицировать, сгруппировать этапы риск-анализа на основе обобщения литературных данных по изучению данного вопроса и собственных идей. Дан обзор содержания каждого из этапов применительно к эколого-экономическим рискам.

Этапы риск-анализа

Риск-анализ – это деятельность в сфере науки и менеджмента, состоящая из нескольких этапов научных исследований, целью которых является определение точных, достоверных характеристик риска, их обоснованности. Риск-анализ также предполагает выработку эффективных мер по снижению выявленных рисков.

Величина среднего риска определяется базовой формулой (1), поэтому сущность всех ступеней анализа риска в различных сферах деятельности отличается несущественно [1, с. 10].

(1)

где — вероятность получения ущерба размера в результате наступления неблагоприятного события i-го типа;
– вероятность наступления неблагоприятного события j-го типа;
– величина ущерба (обычно в стоимостном выражении, но в случае наступления экологического риска может быть выражена в натуральных показателях);
R – количественная мера риска (выражается в тех же показателях, что и ущерб);
n – число возможных вариантов ущерба при наступлении любого неблагоприятного события (включая и ущерб, равный нулю)
— вероятность выбора объектом ситуации с вероятностью наступления неблагоприятного события и законом распределения ущерба , зависящим от принятых защитных мер.

Весь процесс анализа рисков можно разделить на восемь этапов, которые в свою очередь подразделяются на два уровня. Первый уровень исследования включает в себя пять последовательных этапов и сводится к обобщенной оценке всех возможных вероятностей наступления неблагоприятных ситуации, то есть оценке рисков. Второй уровень состоит из этапов риск-анализа и предусматривает осуществление деятельности по управлению рисками, то есть весь комплекс мер по их предупреждению и сокращению.

Последовательность всех этапов анализа можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1 – Последовательность этапов анализа рисков

Представленный алгоритм выполнения анализа рисков универсален, но каждый из этапов имеет отличительные особенности в зависимости от сферы применения исследований.

Рассмотрим содержание всех этапов, характерное для сферы анализа эколого-экономическими рисками, в том числе на предприятиях природопользования.

1. Идентификация рисков

Этот этап риск-анализа заключается в формировании полного перечня неблагоприятных событий, которые влекут за собой негативные изменения окружающей среды, выказанные в ухудшении ее качества, прямо или опосредованно приносящие экономический ущерб объекту природопользования. В отношении эколого-экономических рисков характерными неблагоприятными событиями могут являться природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия. Поэтому необходимо не только выявить возможность наступления таких событий, но и определить, просчитать все возможные его последствия, способные принести реальный ущерб объекту страхования.

Для выполнения указанных задач на первом этапе риск-анализа необходимо использо-вать в комплексе как объективную, так и субъективную информацию.

2. Оценка вероятности наступления неблагоприятных событий

Суть второго этапа состоит в непосредственной оценке возможности наступления негативных событий, которые были внесены в перечень на первом этапе риск-анализа. Такая оценка производится в расчете на определенный период времени, то есть прогноз может быть краткосрочным и долгосрочным.

Выделяют три главных метода оценки вероятности наступления неблагоприятных событий. К ним относятся:

  1. статистический — основывается на анализе статистических данных по аналогичным событиям, произошедшим на подобных объектах, на данной территории;
  2. аналитический — основывается на исследовании причинно-следственных связей в территориально-производственной системе, позволяющей оценить вероятность наступления риска как сложного явления;
  3. экспертный — основывается на оценке вероятности наступления неблагоприятных событий посредством анализа результатов опросов экспертов.

Для наиболее качественной и точной оценки вероятности наступления неблагоприятных событий используют все методы одновременно, сверяя полученные данные каждого.

3. Определение структуры предполагаемого ущерба

При анализе эколого-экономических рисков следует учитывать, что выявленный возможный ущерб может стать не прямым последствием катастрофы или бедствия, а проявиться через негативное изменение окружающей среды. Исходя из этого, целесообразно определять структуру каждого вероятного ущерба. Обычно возможный ущерб рассматривается в натуральной и стоимостной форме.

Читайте также:  Груша для чистки фотоаппарата

4. Построение законов распределения ущербов

В связи с тем, что точно спрогнозировать развитие событий при наступлении катастрофы невозможно, оценить, какой будет ущерб однозначно нельзя. Поэтому на данном этапе происходит посторенние закона распределения ущерба на однотипных объектах для каждого вероятного неблагоприятного события. Существуют типовые законы распределения ущерба, использующиеся при анализе рисков.

5. Оценка величины риска

Цель данного этапа – формирование количественных показателей риска, на основе которых будут базироваться оставшиеся этапы, касающиеся управленческих решений. Именно на этом этапе рассчитывается средняя количественная мера риска по формуле, приводимой выше. На практике для дальнейшего осуществления необходимых защитных мероприятий за основу принимают не просто полученный при расчетах показатель размера ущерба, а максимально приемлемую величину ущерба и максимально допустимую вероятность его нанесения. На предприятиях природопользования такой подход вполне оправдан, так как прогнозы по ухудшению состояния окружающей среды и последующего возможного ущерба носят ориентировочный характер, и зачастую стоимость мер по снижению таких рисков выше предполагаемого вероятного ущерба.

6. Определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков

Этот этап заключается в установлении перечня возможных методов воздействия на риск. Такие методы разделяются на группы:

  • методы, позволяющие избежать риска;
  • методы, которые снижают вероятность возникновения неблагоприятного события;
  • методы, уменьшающие возможный ущерб;
  • методы, суть которых сводится к передаче риска другим объектам;
  • методы, основанные на компенсации полученного либо нанесенного ущерба.

Передача риска осуществляется в виде страхования ущерба или ответственности. С 1 января 2012 г. в России вступил в силу Федеральный Закон № 225 от 27.07.2010 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», который направлен на решение множества проблем на предприятиях в сфере природопользования на фоне растущего числа катастроф.

7. Принятие решения об определении перечня действий по управлению рисками

Этот этап имеет большое значение во всем процессе управления рисками. Суть его сводится к определению и внедрению в программу управления оптимального набора методов воздействия на риски. Эти методы должны обеспечивать уменьшение совокупных издержек на фоне ухудшения состояния окружающей среды и получение максимальной выгоды при этом.

8. Контроль эффективности и результатов внедрения мер по снижению рисков

Последний этап риск-анализа осуществляется при проведении мониторинга состояния окружающей среды, экспертизы действующих опасных объектов, в том числе предприятий природопользования, также при экспертизе проектов строительства новых объектов, при лицензировании видов деятельности, при проверках, проводимых соответствующими инспекциями.

Мониторинг, как правило, состоит в периодическом наблюдении за состоянием окружающей среды, факторами и источниками воздействия на нее. На основе информации, полученной в итоге мониторинга, проводится оценка характеристик риска и источников его возникновения.

Экологическая экспертиза заключается в установлении соответствия деятельности объекта экологическим стандартам и нормативам, тем самым служит предупреждением возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду. Особую роль проведение экспертизы играет на этапе проектирования и создания объектов хозяйственной деятельности.

Подтверждением соответствия всем экологическим стандартам качества окружающей среды и нормативам безопасности для объектов, являющихся источниками экологического риска, служит экологический сертификат.

Заключение

С позиции сегодняшнего дня можно говорить о том, что Россия столкнулась с проблемой все возрастающего числа катастроф. Большинство объектов народного хозяйства было построено в советские годы и практические не обновлялось последние десятилетия, достигнув износа 80 % и более. Множество заброшенных объектов, бесхозных сооружений, многие еще действующие объекты не имеют должного обслуживания и находятся в откровенно аварийном состоянии. Все эти факторы привели к серьезному увеличению рисков, которые значительно выше, чем во всем мире.

На крупнейших объектах, государственных предприятиях следят за безопасностью и осуществляют деятельность по контролю вредного воздействия на окружающую среду, что не относится к более мелким, никем не контролируемым объектам.

Читайте также:  Яндекс дзен настройка ленты

Предприятия топливно-энергетического комплекса являются опасными объектами. Большие расстояния, обусловленные удаленностью сырьевой базы от потребителя, увеличивают риски, вероятность возникновения техногенных катастроф, аварий при транспортировке нефти и газа.

С вступлением в силу нового Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» тема анализа рисков приобрела еще большую актуальность. Предложенный алгоритм и последовательность этапов выполнения риск-анализа представляет собой унифицированный подход к осуществлению деятельности по правлению рисками.

Литература:

1. Тихомиров Н.П., Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими риска-ми: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Н.П. Тихомирова. М., 2003.

Управление рисками начинается с их качественного анализа, цель которого – их идентификация:

– выявление всего спектра рисков, присущих инвестиционному проекту;

– определение характеристик рисков.

Второй этап управления рисками – их количественный анализ, цель которого – измерение риска:

На третьем этапе происходит переход к практической деятельности по управлению рисками:

– предупреждение рисков (на основе проведенного анализа риски закладываются в расчеты, учитываются при заключении договоров с партнерами и пр., наконец страхуются);

– мониторинг рисков (систематическое наблюдение за реализацией проекта, отклонениями от графика реализации проекта, в денежных потоках);

– переоценка и корректировка решений (пересмотр экономических показателей, смена партнеров и пр.)

В общем случае можно говорить о следующих вариантах практической реакции девелопера на риск:

предотвращение риска: изменение ситуации, вызывающей риск (отказ от реализации проекта, отказ от взятия кредита и пр.);

передача риска: возложение риска на другую сторону (подрядчика, инвестора, риэлтера и пр.)

разделение риска (например распределение ответственности между участниками соглашения о финансировании проекта);

сокращение риска (создание системы противопожарной безопасности, проведение мероприятий по охране труда и пр.);

Для более полного понимания места, роли и интересов участников девелоперского проекта укажем на его фигурантов и их место в проекте:

собственник объекта недвижимости, заинтересованный, как правило, в умножении своего богатства путем повышения ценности недвижимого имущества или получения дохода. В качестве собственника могут выступать как частные (физические или юридические) лица, так и государство или органы муниципального самоуправления. (К

существенным особенностям российского рынка относится то, что чаще всего в качестве субъекта собственности на земельные участки, выделяемые под застройку, выступает государство);

государственные органы, регулирующие отношения в сфере развития недвижимости, проектирования, строительства, ее эксплуатации;

инвесторы, обеспечивающие финансирование проекта развития.

Это могут быть банки, кредитующие строительство (в том числе, под залог результатов развития или иной недвижимости собственника), негосударственные инвестиционные фонды (типа страховых и пенсионных фондов), специализированные финансовые институты, иные юридические и физические лица;

подрядчики: проектные и строительные организации, обеспечивающие проектирование и строительно-монтажные, отделочные, пуско-наладочные работы;

профессиональные советники: инжиниринговые компании, консультанты по планированию, экономике, оценщики, консультанты по налоговому планированию и бухучету, консультанты по строительству и архитектуре, сметчики, инженеры-проектировщики, другие «узкие» специалисты: геодезисты, археологи, специалисты по отдельным секторам рынка, юристы и др. Все они на различных этапах разви-

тия и в различной мере содействуют решению отдельных специальных вопросов проекта развития, выходящих за рамки обычной компетенции девелопера;

риэлтеры, привлекаемые к продаже (сдаче в аренду) создаваемого объекта недвижимости;

объекты воздействия (оппоненты – те, кто может повлиять на скорость исполнения работ и даже в целом на результаты развития). В их числе собственники соседних объектов недвижимости напрямую воздействующие на результаты развития, общественные организации типа защитников окружающей среды, представители муници-

пальных образований, население, проживающее в районе расположения объекта недвижимости, подлежащего развитию и т.д.;

пользователи недвижимости (покупатели, арендаторы и пр.), которые и дают главную оценку проекта, голосуя деньгами «за» или «против» него, покупая или не покупая объект.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.