Меню Закрыть

Самые необычные материнские платы

Содержание

Накануне веб-ресурс Hardware.info опубликовал подборку двадцати нестандартных материнских плат из числа побывавших в его лаборатории в период с 1999 по 2010 гг. Публикация вышла довольно интересной, и мы настоятельно рекомендуем читателям ознакомиться с ней полностью. В материале затронуты не только маркетинговые «шедевры» вроде AOpen AX3SP Pro Che Che, но и многие инновационные решения и прототипы плат. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Первая системная плата Slot A, изготовленная специально для процессоров AMD. До 1999 г. чипы AMD и Intel делили один сокет — Socket 7.

Сумасбродная плата с тем же сокетом 370. Ее определенно вредно долго рассматривать.


AOpen AX4B-533 Tube (2002)

Модель для ценителей теплого лампового звука. Сокет 478.


Gigabyte GA-8N-SLI Royal (2005)

Интересное решение Socket 775 с «двойной» системой питания CPU — часть элементов вынесены на дочернюю плату.


ECS PF88 Extreme Hybrid (2005)


Asus Crosshair (2006)

Первая материнская плата серии Republic of Gamers (чипсет Nvidia nForce 590 SLI). Предназначена для установки процессоров AMD AM2/AM2+.

С материнскими платами ситуация та же, что и с видеокартами — производители типа Intel и AMD по сути создают лишь сокеты, процессоры, чипсеты, и некоторую часть схемотехники, а все остальное дается на откуп производителям материнских плат. Причем ситуация даже еще «хуже», чем с видеокартами — такого понятия, как референсная материнская плата, не существует. Поэтому на рынке материнских плат «особенных» решений даже больше, чем на рынке видеокарт — что ж, приступим к их обзору.

Если смотреть на спецификации, то ничего странного нет — материнская плата на старом LGA775 с поддержкой Pentium, четыре слота DDR2 под оперативную память, есть PCIe. Но если посмотреть на фотографию платы, то все становится понятно:

Да, для охлаждения цепей питания и северного моста используются аж четыре 40 мм вентилятора. С практической точки зрения это не особо нужно — не так уж сильно они грелись, хорошего радиатора вполне хватало. Так что тут обычные «понты», которые, увы, делали плату дороже конкурентов.

MSI P45-8D Memory Lover

Тот случай, когда название платы говорит само за себя — да, тут аж 8 слотов под ОЗУ, четыре слота DDR2 и четыре DDR3 (разумеется, одновременно они работать не могут):

Во всем другом — обычная материнская плата на новом LGA775 с поддержкой Intel Core 2 Quad и слотом PCIe. Идея совместить на одной плате и DDR2, и DDR3 была не нова — это делали многие производители в тот переходный период (да и с DDR3 и DDR4 похожая ситуация), но вот 8 слотов под ОЗУ не делал никто. Имело ли смысл ставить DDR3 с Core 2 Quad? Да, вполне, в вычислительных задачах (и даже в играх) был ощутимый прирост в 10% и выше.

ASUS P7P55D Premium

В названии ничего необычного нет, по спецификациям вроде бы тоже — материнская плата на LGA1156 (под первое поколение Intel Core i7), разумеется была поддержка двухканальной DDR3 и PCIe 2.0. Но тут, как и в случае с первой материнской платой, достаточно просто на нее взглянуть и сразу все понять:

35 фаз питания: 32 на процессор и 3 на оперативную память. Зачем? Потому что так сказали маркетологи — даже трети от такого числа фаз зачастую не нужно. Более того — с учетом их количества такие материнские платы достаточно часто выходили из строя — в общем, не самая удачная идея. Но на этом безумство не заканчивается — в комплекте с материнской платой шел. внешний пульт для разгона, с поддержкой нескольких профилей, который позволял в один клик разогнать систему прямо во время игры. В общем, дичайшая плата, которая была создана явно с прицелом на оверклокеров, но маркетологи переборщили.

Общий внешний вид материнских плат не менялся уже более 10 лет — для удобства и совместимости все основные компоненты платы находятся на определенных местах: так, различные выходы находятся слева вверху, сокет — вверху в центре, по его бокам расположены слоты ОЗУ. Слоты PCIe — внизу слева, чипсет — внизу справа. Казалось бы — это удобно и привычно, но нет, компания Gigabyte решила все переделать, причем. очень зверски:

Да-да, это изображение с официального сайта, не перевернутое и не «фотошопленное». То, что слоты ОЗУ находятся вверху — еще ладно, они никому не мешают. Но вот как подключать различные устройства к портам, находящимся справа, то есть при установке в стандартные корпуса — внутри? Кто повернул процессор на 45 градусов, но при этом отверстия для установки системы охлаждения остались не повернутыми, то есть у части кулеров не вся подошва будет накрывать крышку CPU? Кто расположил конденсаторы цепи питания процессора вплотную к сокету, чтобы они точно мешали установке кулера? Кто сделал коннектор для подключения питания платы прямо по ее середине? Про PCIe молчу — да-да, он опять же повернут. внутрь корпуса. В общем, все это похоже на первоапрельскую шутку, но увы — такая плата действительно была. Причем спецификации не были выдающимися — LGA775 с поддержкой Pentium, 4 слота DDR2 и наличие уже упомянутого PCIe.

ASUS M3A32-MVP Deluxe

Смотря на название или читая спецификации ничего странного нет — ATX-плата на AM2+ сокете, с поддержкой двухканальной DDR2. Но, как обычно, стоит взглянуть на ее внешний вид и все становится понятно:

Читайте также:  Сравнение стиральных машин в таблице

То, что накрывают радиаторами северные мосты, чипсеты и цепи питания процессора уже, в общем-то, норма — они действительно греются под нагрузкой, особенно при установке мощного процессора. То, что греются разогнанные модули ОЗУ — тоже не секрет, и уже давно выпускаются модули ОЗУ, «накрытые» радиаторами. Но то, что такие радиаторы для ОЗУ уже интегрированы в систему охлаждения платы — что-то новенькое. Увы — такое решение не прижилось, а жаль, оно бы позволило серьезно сэкономить при покупке ОЗУ. Конечно, возникает вопрос — а не будет ли такого, что термотрубки от горячего северного моста будут, наоборот, разогревать ОЗУ? Нет, не будет — у них сравнимые рабочие температуры, так что такое решение имеет место быть.

ASUS Marine Cool

Честно, после прочтения ее спецификаций и взгляде на фото у меня была лишь одна мысль — вот это жесть:

Во-первых, в материнскую плату встроен ИБП (источник бесперебойного питания), который позволяет корректно завершить работу, даже если отключили свет (именно для этого конденсаторы распаяны и рядом со слотом PCIe, дабы давать через него даже больше, чем стандартные 75 Вт). Во-вторых, вместо привычных нам DIMM тут использовалась SO-DIMM память (то есть ноутбучная) — с учетом того, что это полноразмерная плата, решение крайне странное. В-третьих, на плате был распаян еще некоторый объем ОЗУ (увы — не смог найти объем, так как материнская плата так и не вышла в продажу), что позволяло загружать систему даже при неисправной установленной ОЗУ. Ну и в-третьих — для охлаждения впервые использовалась керамика, которая, с одной стороны, достаточно легкая, с другой — отлично отводит тепло. В общем, это была бы лучшая материнская плата на LGA775, но, увы, в 2009 году, когда в интернеты «уплыл» этот концепт, она бы уже не взлетела — начиналась эра Intel Core i7.

DFI Hybrid P45-ION-T2A2

Слово «гибрид» нам уже давно знакомо по автомобилям, и тут оно имеет похожий смысл и крайне странную реализацию — на плате было два процессора. Ну и что, скажете вы, в серверных материнских платах и больше может быть. Но нет, тут все хуже — один из процессоров это Intel Atom с интегрированной видеокартой Nvidia ION и собственной подсистемой питания и памяти, он распаян и убрать его никак нельзя. При этом на плате есть и обычный сокет LGA775 с поддержкой Core 2 Quad и 4 слотами DDR2:

Как говорит сам производитель, такая плата позволяет гибко настраивать энергопотребление: в офисных задачах можно воспользоваться слабым Atom и экономить электроэнергию, а когда нужно — можно переключиться на мощный процессор и играть/полноценно работать. Более того — можно использовать оба процессора независимо, и даже запускать две разные системы одновременно. В общем, решение достаточно интересное, но, увы, в массы не пошло и из-за цены, и из-за слишком слабого Atom первого поколения.

На этом мы заканчиваем первую часть статьи — по моим подсчетам, материала хватит где-то на 5 статей, так что запасайтесь терпением и попкорном.

Этот материал написан не ради того, чтобы каким-то образом обругать того или иного производителя. Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Однако даже очень крупные производители, обладающие огромной интеллектуальной и производственной мощностями, выпускают в продажу, выражаясь прямо, чудаковатые устройства. Быть может одно из таких было и у вас?

Материнская плата ASUS X79 ZEUS со встроенным графическим ядром Radeon HD 7970. Дальше прототипа дело не пошло. Вот и славненько

Intel Pentium 4 580J 4 ГГц

В начале 2000-х компания Intel представила процессоры Pentium 4, базирующиеся на совершенно новой микроархитектуре NetBurst. Этот шаг позволил существенно поднять тактовые частоты устройств, сдвинув частотный потолок далеко за пределы 2 ГГц (Pentium III такого себе позволить не мог). Резкий скачок гигагерц обеспечивался существенным удлинением конвейера: сначала практически вдвое, а потом (в решениях Prescott) и вовсе втрое. На процессор Pentium 4 580J была возложена задача стать первым в мире десктопным настольным решение со штатной частотой 4 ГГц. Но в массовое производство оно так и не пошло — сказался сильный нагрев, а постоянно активирующийся троттлинг установил максимальную частоту в размере 3,8 ГГц.

Чуть позже Intel представила шестисотую серию Pentium, где благодаря переходу с 90-нанометрового техпроцесса на 65-нанометровый был увеличен кэш второго уровня с 1 Мбайт до 2 Мбайт. Тем не менее переход на более тонкие технологические нормы все равно не позволил освоить планку в заветные 4 ГГц, оставив максимальную частоту на уровне все тех же 3,8 ГГц.

Как показало время, рановато было тем решениям выходить на подобные частоты. И непонятно, зачем в Intel так торопились. Лишь спустя 14 лет процессорный гигант выпустил линейку Devil’s Canyon, топовый представитель которой — Core i7-4970K — в дефолтном режиме может работать на частоте 4 ГГц. Правильно говорят, что мечты рано или поздно сбываются.

Intel Pentium 4 с частотой 3,8 ГГц

AMD Quad FX и Intel Skulltrail

Отказавшись от Pentium 4, Intel выпустила в свет процессоры Core 2 Duo, а благодаря невысокому энергопотреблению относительно своего предшественника компания смогла практически сразу представить первое четырехъядерное настольное решение. Ответить AMD было нечем: выкатить четыре ядра при 90-нанометровом техпроцессе для «красных» не представлялось возможным. Поэтому на свет появилась платформа Quad FX, корни которой шли от двухпроцессорных серверных моделей. Таким образом, в распоряжении энтузиаста была пара двухъядерных процессоров, а благодаря интегрированному контроллеру было доступно четыре канала оперативной памяти DDR2-800. Вкупе с поддержкой Quad SLI получалась просто «адовая» система. Но большое энергопотребление, а также высокая стоимость платформы сделали Quad FX весьма непривлекательной, особенно если учитывать тот факт, что она при всем при этом все равно проигрывала более дешевой и экономичной однопроцессорной системе на базе четырехъядерных процессоров Intel.

Читайте также:  Сигнал называют аналоговым если ответ

Что касается Intel, то идея о создании сверхдорогой геймерской системы посещала и ее. Так появилась платформа Skulltrail — двухпроцессорное решение на базе четырехъядерных Core 2 Extreme QX9775. «Камень» работал на частоте 3200 МГц и имел 12 Мбайт кэша второго уровня. Также в системе использовалась весьма экзотическая оперативная память стандарта FB-DIMM DDR2 с 4-канальным доступом. Плюс на плате было распаяно сразу четыре порта PCI Express x16. Как итог, высокая стоимость процессоров, памяти, материнской платы сделали платформу нереально дорогой. При этом использование серверной ОЗУ и отсутствие поддержки восьми потоков в компьютерных играх (да и сейчас они не особо нужны) того времени, наоборот, негативно сказывались на их производительности.

AMD Phenom II x4 42 Black Edition TWKR

После того, как компания Intel выпустила процессоры семейства Core 2, дела у AMD пошли совсем плохо. Розничные решения оказались недостаточно производительными, чтобы выступать в роли конкурентов. Так, наспех выпущенные «камни» поколения Phenom вообще имели встроенный баг, приводящий к нестабильной работе системы. Проблему решала специальная заплатка, которая одновременно снижала и без того низкую производительность чипов.

С выходом Phenom II ситуация несколько улучшилась. Их производительность (в ценовом разрезе) была вполне сопоставимой с конкурентом. И чтобы как-то подогреть к себе интерес AMD начала рекламировать разгонные возможности своих решений (а они у Phenom II действительно были очень хороши). Так появился процессор-чемпион Phenom II x4 42 Black Edition TWKR.

Штатная частота «камня» составляла всего 2000 МГц. Однако предназначены они были не для работы в штатном режиме. С помощью TWKR оверклокерам удалось вплотную подобраться к рубежу 7000 МГц (6777 МГц, если быть более точным) По факту процессор не оправдал своего статуса. Всего их было выпущено около 100 единиц, а стоимость на аукционе зачастую переваливала за отметку 10 000 долларов США. Что интересно, уже через полгода в продаже появился серийный образец Phenom II X4 970 с ценником всего 300 долларов, который при помощи жидкого азота легко покорил заветные 7000 МГц.

AMD Phenom II x4 42 Black Edition TWKR

3Dfx Voodoo 5 6000

Графическая карта 3Dfx Voodoo 5 6000 в представлении не нуждается. Этот 3D-ускоритель был основан на базе четырех графических процессоров VSA-100, а суммарный объем SDR-памяти составлял 128 Мбайт, что по тем временам считалось абсолютным рекордом. В силу финансовых проблем, а также производственных неурядиц Voodoo 5 6000 не поступила в массовую продажу, ограничившись небольшим тиражом, разошедшимся среди энтузиастов. Поскольку адаптер потреблял больше 100 Вт (это даже по сегодняшним меркам считается высоким показателем) он оснащался собственным блоком питания.

В итоге проблемы с производством подкосили и без этого шаткое положение 3Dfx, приведя ее к банкротству. Как мы помним, компания была поглощена нынешним лидером десктопной графики — NVIDIA.

Количество этих «монстров» в мире весьма невелико, а вот стоимость на аукционах зачастую переваливает за отметку 2000 долларов США. Voodoo 5 6000 — это лучшее, что может присутствовать в коллекции энтузиаста-извращенца.

3Dfx Voodoo 5 6000

XGI Volari

Компания XGI была образована в 2003 году. В том же году она анонсировала свои первые графические процессоры, которые, правда, добрались до прилавков магазинов лишь в 2004 году. Компания представила линейку видеокарт Volari: V3, V5, V8 и V8 Duo. Последняя, как нетрудно догадаться, была двухчиповой, состоявшей из пары процессоров V8 с восемью пиксельными конвейерами, двумя вершинными и восемью текстурными блоками. Шина памяти у каждого GPU составляла 128 бит, а суммарный объем DDR2-памяти ровнялся 256 Мбайт. Частота каждого GPU составляла 350 МГц, а эффективная частота памяти — 900 МГц.

Первое, на что стоит обратить внимание — это сырые и нестабильные драйверы. В компьютерных играх производительность карты была существенно ниже видеокарт из той же ценовой категории. Частично в этом была виновата и сама архитектура графических процессоров, а также невысокая пропускная способность шины. В итоге большущие затраты оказались необоснованными, а попытка составить конкуренцию корифеям рынка с треском провалилась. Компания планировала выпустить решения для разъема PCI Express, но из этого так ничего и не вышло.

XGI Volari Duo V8 Ultra

GIGABYTE 3D1 и ASUS GeForce GT6800 Dual

Технология SLI, предназначенная для объединения нескольких видеокарт в один массив, появилась еще в 90-х года. Ее разработчиком, как известно, является компания 3Dfx. В то же время и появились первые «бутерброды» — устройства с двумя печатными платами и двумя графическими процессорами. В начале нулевых на рынке можно было встретить уже двух игроков, в портфолио которых имелись подобные видеокарты. Это 3Dfx с своей двухпроцессорной Voodoo 5 5500 и ATI с Rage Fury MAXX. Идея увеличить число графических процессоров будоражит мысли инженеров и по сей день. А в 2004 году, когда NVIDIA представила графические ускорители GeForce 6000, обладающие поддержкой SLI, компания GIGABYTE выпустила двухчиповую видеокарту GIGABYTE 3D1, которая базировалась на двух «камнях» GeForce 6600 GT и имела на борту 256 Мбайт памяти. Каждый графический процессор функционировал на частоте 500 МГц. В его состав входили восемь пиксельных и три вершинных конвейера. Видеопамять функционировала на повышенной частоте относительно одиночных серийных GeForce 6600 GT и состояла из массива объемом 128 Мбайт на «брата». Шина памяти при этом имела 128-битный интерфейс. Занимательно, что 3D1 работала только с материнской платой GIGABYTE K8NXP-SLI, поддерживающей процессоры Athlon 64 (сокет 939). То есть, по сути, конфигурация всего ПК была предопределена. Во-вторых, технология SLI только появилась, а потому далеко не во всех играх можно было получить от нее хоть какой-нибудь прирост. В-третьих, производительность одной GeForce 6600 GT была не очень высокой, а стоимость видеокарты — колоссальной.

Читайте также:  Как настроить speed dial

Графическая карта GIGABYTE 3D1

Дабы поддержать инженерное соревнование компания ASUS спроектировала графический ускоритель GeForce GT6800 Dual, основанный, как видно из названия, на двух GPU GeForce 6800 GT. Чип и память функционировали на дефолтных частотах одиночных карт: 350 МГц и 1000 МГц соответственно. Каждый «камень» содержал по шесть вершинных и 16 пиксельных конвейеров. Видеокарта была оснащена 256 Мбайт GDDR3-памяти с 256-битной шиной. Казалось бы, успех адаптера обеспечен (shut up and take my money!), однако ASUS, что удивительно, подвела реализация. Массовый выпуск задержали, и GeForce GT6800 Dual пришлось уже конкурировать с 7000-ой серией карт от NVIDIA, что вкупе с сильно завышенной стоимостью никак не делало этот продукт привлекательным с точки зрения маркетинга. Зато теперь сей девайс почетно занимает место в коллекции уникального и редкого железа.

ASUS GeForce GT6800 Dual

ASUS Radeon HD 3850 X3 Trinity

Сегодня нас не удивляют флагманские видеокарты, оснащенные двумя графическими процессорами. А как насчет трех GPU? Была и такая.

Акселератор ASUS Radeon HD 3850 X3 Trinity представлял собой печатную плату, в которую устанавливались три MXM-карты Radeon HD 3850 ноутбучного формата. В качестве системы охлаждения выступала габаритная «водянка», разработанная совместно с Thermaltake. Каждый графический чип Radeon HD 3850 содержал 320 потоковых процессоров и функционировал со скоростью 668 МГц. Также плата была оснащена 512 Мбайт GDDR3-памяти. В теории X3 Trinity могла стать самой производительной видеокартой. Однако неоптимизированные драйвера не позволяли раскрыть весь ее потенциал, что, в общем, и поставило крест на ее массовом производстве. Всего было выпущено около десятка инженерных образцов, поэтому найти такую «зверушку» крайне тяжело даже на аукционах. В какой-то степени X3 Trinity — уникальный (хоть и бесполезный) продукт.

ASUS Radeon HD 3850 X3 Trinity

EVGA GEFORCE GTX 275 CO-OP PHYSX EDITION

После появления технологии аппаратного ускорения физики PhysX в игровой индустрии не сказать, чтобы серьезные, но наступили перемены. Компьютерные игры стали более реалистичными и красочными. Однако технология и по сей день требует больших ресурсов от железа. В те времена пользоваться благами PhysX можно было только с использованием второй видеокарты NVIDIA или специальной дискретной платы. Однако это накладывало существенные требования к функциональности материнской платы. Альтернативным решением должна была стать видеокарта EVGA GEFORCE GTX 275 CO-OP PHYSX EDITION.

В основе графического акселератора лежали два GPU. Первый — GTX 275, предназначенный для обработки графики. В помощь ему на плате было распаяно 896 Мбайт памяти. Шина — 448 бит. Вторым чипом был GTS 250, который и использовался для обработки физических элементов. «Камень» оснащался 384 Мбайт памяти, использовалась 192-битная шина. Так как оба GPU были распаяны на одной печатной плате и использовали один разъем PCI Express x16, то понадобилось дополнительно (для связи) интегрировать мост nForce 200.

Наличие физического сопроцессора в ряде игр значительно увеличивало производительность системы, позволяя карте от EVGA значительно отрываться вперед относительно обычных GeForce GTX 275. Однако спрос на этот графический акселератор так и не появился. Во многом из-за того, что и по сей день игр, поддерживающих PhysX, очень мало. Следовательно, переплачивать за сомнительный прирост быстродействия смысла нет.

Графическая карта EVGA GEFORCE GTX 275 CO-OP PHYSX EDITION

ASRock K8A780LM

В 2003 году компания AMD выпустила процессоры Athlon 64 для Socket 754, которые пришли на смену Athlon XP с Socket A. Данные «камни» стали первыми десктопными решениями с интегрированным одноканальным контроллером памяти, однако AMD отмерила им слишком короткий срок, и уже в 2004 году на смену пришли новые Athlon 64 с интегрированным двухканальным контроллером памяти, использующие новый сокет 939. Так получилось, что владельцы «мертворожденных» процессоров оставались потенциально без апгрейда. В том числе и без поддержки новых видеокарт, которые перешли на разъем PCI Express x16. Но компания ASRock заботливо выпустила на свет материнскую плату K8A780LM с поддержкой Athlon 64 для Socket 754. Неординарность устройства заключалась в том, что оно базировалось на современном на тот момент времени чипсете AMD760G, который изначально был предназначен для «камней» под гнезда AM2/AM2+/AM3.

В арсенале платы была поддержка PCI Express x16, в то время как обычные материнки под 754-ый сокет довольствовались лишь AGP. Также плата имела встроенную графику Radeon HD 3000 с поддержкой DirectX 10 и Hybrid CrossFire. Таким образом, K8A780LM позволяла владельцам Athlon 64 c 754-м сокетом дешево получить поддержку PCI Express x16, а, следовательно, приобрести более производительную и современную видеокарту. Несмотря на невысокую стоимость в России, устройство от ASRock не получило особого распространения. Людям это оказалось попросту ненужно.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.