Меню Закрыть

Как попасть в команду формулы 1

Содержание

В последнее время чемпионам ‘младших’ серий все сложнее найти себе места в Больших Призах. Эд Стро разузнал у ключевых фигур в паддоке Формулы 1, как необходимо действовать начинающим пилотам, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице

Вопрос о том, как пилоты могут пробиться в Формулу 1, никогда еще не стоял настолько остро. Именно поэтому решение Red Bull посадить в следующем сезоне за руль машины Toro Rosso 19-летнего Даниила Квята вызвало много споров, а основным предметом для критики стал недостаточный опыт россиянина – в то время как новоиспеченный чемпион GP2 Фабио Леймер в будущем году в лучшем случае может рассчитывать лишь на место резервного пилота одной из команд Больших Призов.

Серия GP2 подготовила для Формулы 1 множество гонщиков: вообще говоря, оттуда вышла половина нынешнего пелотона, но Леймер, скорее всего, станет вторым подряд чемпионом после Давиде Вальсекки, который не сможет шагнуть напрямую в кокпит машины Ф1.

И в то же время, чемпион Формулы Renault 3.5 Кевин Магнуссен уже готовится к дебюту в составе McLaren, куда был призван заменить Серхио Переса в сезоне 2014 года.

Принимая во внимание, что ограничения на тесты в Формуле 1 по ходу сезона со следующего года станут менее суровыми [в 2014-м запланировано в общей сложности восемь тестовых дней после отдельных европейских этапов], решающим фактором станет темп, с которым прогрессируют молодые гонщики.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ФОРМУЛЕ 1 — ЭТО ОПЫТ

Дженсон Баттон, который вышел на старт Гран При в весьма раннем возрасте, перейдя в 2000-м году в Williams напрямую из британской Формулы 3, считает, что работа в качестве резервного пилота сейчас является ключевым шагом для дальнейшего развития карьеры.

Баттон хорошо владеет вопросом, поскольку вместе с Ричардом Годдардом владеет управляющей компанией Sports Partnership — благодаря её чемпион мира 2009 причастен к карьере Стоффеля Вандорна, протеже McLaren и вице-чемпиона ФR3.5 – одной из сильнейших "младших" серий. Бельгиец в следующем сезоне должен выступать в GP2, но Баттон считает, что параллельная работа с командой Ф1 крайне важна.

Юный Баттон дебютировал в Формуле 1 в сезоне-2000 Фото: LAT

«Было бы легко говорить, что они оба [Вандорн и Магнуссен] готовы гоняться в Формуле 1, принимая в расчет только их достижения в молодёжных формулах, — полагает Дженсон. – Но я все равно считаю, что лучший способ попасть в чемпионат мира – это проводить время с командой Ф1 в течение сезона, занимаясь тестами или же другими вещами, которые помогут вам понять, что здесь требуется от пилота.

В отличие от любых других формульных серий, в Ф1 вы решаете совершенно другие задачи. Сюда легко прийти, будучи уверенным в себе, но дебютный сезон может сложиться из рук вон плохо – и в конце того же года ваша карьера будет завершена.

В Формуле 1 никому ничего не гарантировано, потому вы должны быть уверены в том, что готовы на все 100% — недостаточно просто быть быстрым за рулем машины: важно понимать, что требуется от пилота в работе с техникой и инженерами, в общении с прессой, в вопросах физической подготовки и даже питания. Только приходя в Ф1, пилоты зачастую многого не понимают».

Босс McLaren Мартин Уитмарш видит смысл в том, чтобы пилоты проходили школу GP2. Правда, он предполагает, что такие гонщики, как Леймер, выигравший титул на свой четвертый год выступлений в первенстве, потратили слишком много времени, прежде чем обратить на себя внимание.

«С GP2 все в порядке, но состав пилотов Мировой серии Renault в последнее время явно выглядит сильнее, — отметил Уитмарш. — При этом надо отдать должное парню, который победил [Леймеру]. Я уверен, ему пришлось проделать серьезную работу.

Он четыре года шел к этому, выступая также в азиатской серии первенства – такой путь оказался довольно дорогостоящим.

Но большая заслуга GP2 в том, что вы гоняетесь на тех же самых трассах [что и участники Ф1] и на схожих шинах. Новичку было бы сложно выиграть в свой первый год в этом первенстве, но высококвалифицированный пилот способен на это. Я надеюсь, в следующем году так и произойдет [с Вандорном]».

в ferrari пока не определились

В McLaren рассматривают серию GP2 в качестве ступени подготовки молодых пилотов, пожалуй, именно потому, что это позволит Вандорну оставаться в непосредственной близости от команды Ф1. Это в силу тех причин, которые озвучил Баттон.

[А вот в других командах смотрят на ситуацию иначе. Валттери Боттас в 2012-м вообще отказался от каких-либо гонок, сосредоточившись на работе третьего пилота Williams. Тогда же резервный гонщик Mercedes Сэм Бёрд был переведён из GP2 в Формулу Renault 3.5 именно затем, чтобы по ходу уик-эндов Гран При иметь возможность полноценно взаимодействовать с командой Ф1, не отвлекаясь на собственные выступления в другом классе. Так же поступили в Ferrari с Жюлем Бьянки].

Сейчас Скудерии вновь предстоит принимать решение. Рафаэле Марчелло, один из участников Гоночной академии команды, выиграл в этом сезоне европейскую Ф3 и уже провел тесты как на машине ФR3.5, так и на технике GP2.

Протеже Ferrari Рафаэле Марчелло Фото: LAT

Пока неясно, где он будет выступать в следующем году, хотя босс Ferrari Стефано Доменикали имеет виды на GP2.

«GP2 – это лучшая серия, если говорить о возможности обратить на себя внимание, ведь её этапы проходят в рамках Гран При. В то же время, она слишком дорогая, — сказал итальянец. – Нам надо снизить затраты, ведь множество гонщиков платят крупные суммы, чтобы гоняться в GP2.

Формула Renault 3.5 – очень хороший чемпионат, куда менее дорогостоящий, но если вы посмотрите на карьерную лестницу после европейской Ф3, то следующими ступеньками для гонщиков являются GP3 и GP2. Потому нам надо понять, насколько эффективен этот путь к Ф1.

Необходимо гарантировать, чтобы стоимость участия в этих чемпионатах была меньше, ведь пилоты лишены возможности проводить тесты».

Надо признать, в GP2 предпринимаются меры по сокращению затрат на 10%: в этой серии, как и в ФR3.5, продлили срок использования нынешнего поколения машин еще на один год [хотя цикл применения шасси планировалось ограничить тремя годами], чтобы поспособствовать снижению затрат.

Такой шаг приветствует босс Lotus Эрик Булье, который также занимается делами компании Gravity Sport, поддерживающей молодых пилотов. Более того, француз по-прежнему имеет отношение к команде DAMS, выступающей в обеих главных "младших" сериях – до прихода в Ф1 Эрик работал её руководителем.

«В 2013-м было много пилотов, которые проводили свой третий или четвертый год в этой серии – и мне не кажется, что изначально GP2 задумывалась с такой целью, — сказал Булье. – Напротив, в Мировой серии Renault выступало множество гонщиков, для которых этот сезон оказался всего вторым в первенстве. Борьба была плотной, но при сравнении обеих серий сложно отдавать предпочтение какой-то одной.

GP2 более дорогостоящая, чем ФR3.5, но организаторы стараются снизить затраты – и это правильный путь, ведь если этого не сделать, то есть риск остаться без лучших гонщиков».

Читайте также:  Почему пишет синтаксическая ошибка на андроиде

В любом случае, главное сейчас для Леймера – постараться сделать крайне важный шаг вперед в своей карьере. Швейцарец нацелен на Формулу 1, но даже контракт резервного пилота может оказаться для него трудновыполнимой задачей.

«Надеюсь, я смогу попасть в Ф1, — сказал 24-летний пилот после того, как взял титул чемпиона GP2 в Абу-Даби. – Но это будет сложно, ведь вакансий не так много. Было бы здорово получить место призового гонщика – или даже третьего, но над этим придется усердно работать».

ЧЕМПИОНЫ GP2. кому удалось ШАГНУТЬ В ФОРМУЛУ 1?
2005. НИКО РОСБЕРГ – СМОГ

Сейчас в активе немца значатся три победы в Гран При, а также отличная репутация, которую он заработал в Mercedes. В Брэкли Нико перебрался из Williams, в составе которой дебютировал в Ф1 в сезоне-2006.

2006. ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН – СМОГ

Спустя два года после победного сезона в GP2 британец выиграл титул в Ф1 в составе McLaren. На сегодняшний день Льюис 22 раза поднимался в гонках Гран При на вершину пьедестала.

Джорджио Пантано выиграл титул в GP2, но не смог вернуться в Ф1 Фото: LAT

2007. Тимо Глок – смог

Выиграв титул с iSport в GP2, немец провел в Ф1 пять сезонов, выступая за Toyota и Virgin [Marussia]. С этого года он перебрался в DTM и уже отметился победным финишем.

2008. Джорджио Пантано – не смог

В 2004-м итальянец провел 14 Гран При за Jordan, но после триумфа в GP2 так и не смог вновь найти себе места в Ф1. Впоследствии в разные годы он выступал в Формуле Superleague и серии IndyCar, а сейчас гоняется в первенстве GT Open.

2009. Нико Хюлькенберг – смог

С первой попытки выиграв титул в GP2 с командой ART Grand Prix, немец подписал контракт с Williams. С тех пор он сменил три команды, а в 2013-м ярко выступал за Sauber.

2010. Пастор Мальдонадо – смог

В 2011-м Пастор дебютировал в Ф1 за рулем Williams не без помощи своих венесуэльских спонсоров, а годом позже выиграл Гран При Испании.

2011. Ромен Грожан – смог

После неважных результатов в короткой кампании с Renault в 2009-м француз смог направить свою карьеру в нужное русло и вернулся в Ф1 в прошлом году, подписав контракт с Lotus.

2012. Давиде Вальсекки – не смог

В этом году итальянец исполнял обязанности резервного пилота Lotus, но с прошлого сезона, когда он выиграл титул в GP2, Давиде больше не выходил на старт ни в одной гоночной серии.

ИЗ КАКИХ СЕРИЙ ПРИШЛИ НЫНЕШНИЕ ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ 1?

Ниже приведены серии, из которых все 22 гонщика Гран При, выступавшие в сезоне-2013, перебрались в Формулу 1.

Ф1 – высший автогоночный чемпионат. Сильнее, престижнее и желаннее Формулы 1 нет ничего для пилотов. Впрочем, с этим поспорят любители Индикара (но это лишь локальная американская серия, пусть и быстрая, и престижная); не согласятся и поклонники ралли или гонок-марафонов – но это несколько иные дисциплины, как и кузовные DTM с WTCC. Итак, Формула 1 – высшая «формульная» серия. Как туда «устраиваются» гонщики?

Младшие автогоночные серии

Ситуация меняется каждые 4-7 лет: какие-то чемпионаты теряют славу, другие просто уходят в небытие, третьи держатся с переменным успехом.

Одна из молодёжных "формул" прошлых лет. Льюис Хэмильтон в GP2, 2006

Из молодёжных чемпионатов: менее мощных, менее престижных. Гоночные «университеты» 2016 года:

  • GP2 (в 2017 эта серия стала называться Формула 2);
  • Формула V8 (ещё в 2015 – «Мировая Серия Renault», или Formula Renault 3,5;
  • GP3;
  • самые престижные разновидности Формулы 3.

До «университетов автоспорта» есть ещё более молодёжные, «школьные» чемпионаты-формулы:

  • многочисленные двухлитровые Формулы Рено;
  • локальные Ф3 – немецкая, итальянская, британская, да хоть бразильская;
  • совсем уж слабенькие и старые Ф-1600;
  • за последние 3-4 года стараниями Международной Автоспортивной Федерации (FIA) завоевали неплохое место под солнцем новые категории класса Ф4.

Болид двухлитровой Формулы Renault — примитивная, но вполне взрослая техника, чуть ниже чем Ф3

Другие статьи сайта Formula-2.ru про молодёжные гонки:

Так откуда приходят новички Формулы 1?

Пусть говорят цифры и факты. В таблице мы собрали всех-всех дебютантов Ф1 с 2010 по 2017 год. Таких оказалось 33 человека.

Сезон Дебютанты Предыдущий чемпионат Чемпионат за 2 года до дебюта
2017 Лэнс Стролл Европейская Ф3, чемпион Европейская Ф3, 5й
2016 Джолион Палмер GP2, чемпион GP2, 7й
Паскаль Верляйн DTM, чемпион DTM, 8й
Рио Харьянто GP2, 4й GP2, 15й
Стоффель Вандорн GP2, чемпион GP2, вице-чемпион
Эстебан Окон GP3, чемпион Европейская Ф3, чемпион
2015 Уилл Стивенс Мировая серия Рено, 6й Мировая серия Рено, 4й
Роберто Мери Мировая серия Рено, 3й DTM, 13й
Фелипе Наср GP2, 3й GP2, 4й
Карлос Сайнс-мл Мировая серия Рено, чемпион GP3, 10й
Макс Ферстаппен Европейская Ф3, 3й Картинг
Александер Росси GP2, вице-чемпион GP2, 21й
2014 Даниил Квят GP3, чемпион Формула Рено 2.0, чемпион
Маркус Эрикссон GP2, 6й GP2, 8й
Кевин Магнуссен Мировая серия Рено, чемпион Мировая серия Рено, 7й
Андре Лоттерер WEC, чемпион WEC, 5й
2013 Эстебан Гутьеррес GP2, 3й GP3, чемпион
Макс Чилтон GP2, 4й GP2, 20й
Жюль Бьянки Мировая серия Рено, вице-чемпион GP2, 3й
Валттери Боттас GP3, чемпион Евросерия Ф3, 3й
Гидо ван дер Гарде GP2, 6й GP2, 5й
2012 Жан-Эрик Вернь Мировая серия Рено, вице-чемпион Британская Ф3, чемпион
Шарль Пик GP2, 4й GP2, 10й
2011 Серхио Перес GP2, вице-чемпион GP2, 12й
Даниэль Риккардо Мировая серия Рено, вице-чемпион Британская Ф3, чемпион
Пастор Мальдонадо GP2, чемпион GP2, 6й
Жером д’Амброзио GP2, 12й GP2, 9й
2010 Нико Хюлкенберг GP2, чемпион Евросерия Ф3, чемпион
Пол ди Реста DTM, чемпион DTM, 3й
Виталий Петров GP2, вице-чемпион GP2, 7й
Бруно Сенна WEC, 8й GP2, вице-чемпион
Лукас ди Грасси GP2, 3й GP2, 3й
Карун Чандхок
GP2, 18й GP2, 10й

Таблица: все гонщики-дебютанты Формулы 1 с 2010 по 2017 годы.

«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)

Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:

  • покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
  • Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP
Читайте также:  Ant hal service что это за программа

Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.

Младшие серии – GP3 и Ф3

Серия GP3: весьма «разгонный» чемпионат, где на приличной технике выступают очень молодые, но талантливые пилоты. Тем из них, кому посчастливилось чемпионствовать в GP3 толком-то и не нужно продолжать молодёжную карьеру в GP2: это уже зрелые и быстрые гонщики. Трое из них (Квят, Боттас и Окон) дебютировали в Ф1 сразу после GP3, ещё для шестерых эта серия была крайне важным этапом в карьере.

Держит свои позиции и Европейская Формула 3 (она же – FIA Formula Three, если официально). Двое пилотов из этого чемпионата (со слабенькими болидами по сравнению с GP2 или V8) взяли сразу в Большие Гонки: Лэнс Стролл и знаменитейший дебютант последних лет – Макс Ферстаппен). Боттас, Окон и Хюлкенберг также добивались в Евросерии Ф3 высших позиций, однако затем катались ещё и в GP2/3 – всё же опыт штука важная, а Ф3 – не такая уж мощная серия.

Курьёзные дебюты в автоспорте

Два других чемпионата – не лучшая школа перед Формулой 1. Это, скорее, полноценные, взрослые конкуренты для гонок Гран-при.

  • Кузовной чемпионатDTM считается отличным продолжением карьеры для тех пилотов, которые блистали в молодёжных формулах, но не смогли найти деньги для дебюта в Ф1. Впрочем, в последние годы два довольно молодых чемпиона DTM приняли предложение от конюшен Формулы 1: Пол ди Реста и Паскаль Верляйн.
  • Чемпионат мира по гонкам на выносливость WEC (в его состав входит великая гонка «24 часа Ле-Мана») также «подарил» Формуле 1 двух дебютантов. Но не стоит относится к этому показателю слишком серьёзно. Так, тамошний чемпион Андре Лоттерер изначально не планировал строить новую карьеру в Ф1, но с огромным удовольствием воспользовался приглашением выступить в одном Гран-при в составе команды Catherham. Другой «выпускник» WEC, Бруно Сенна, лишь пережидал 2009 год в этом чемпионате, зная, что сезоном спустя он обязательно окажется в Ф1. По факту, Сенна-младший – выходец из серии

Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте

Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.

Чемпион мира До Ф1 До предыдущей серии
Нико Росберг GP2, чемпион Евросерия Ф3, 4й
Себастьян Феттель Мировая серия Рено, 5й Евросерия Ф3, вице-чемпион
Льюис Хэмильтон GP2, чемпион Евросерия Ф3, чемпион
Кими Райкконен Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион Картинг
Фернандо Алонсо Ф3000, 4й Мировая серия Nissan (ныне — V8), чемпион
Мика Хаккинен Британская Ф3, чемпион "Древние" серии класса Формулы Форд

Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира

Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).

Курьёзное заключение

Начиная с 2017 года дебютанты будут приходить в Формулу 1 из «совершенно» других серий. GP2 очень быстро была переименована в Формулу 2. Формула Рено 3,5 не существует, хотя болиды этой серии выступают в «новом» чемпионате Formula V8. Вряд ли долго протянет серия GP3 (по крайней мере, под этим названием). Европейская Ф3 должна просуществовать ещё долго, хотя её вполне могут совместить с той же GP3.

Вы ведь понимаете, что Даниил Квят — не единственный россиянин в Формуле-1? Вот сегодня мы расскажем про ещё одного сотрудника – а вернее, сотрудницу – «Торо Россо» из России. Возможно, кто-то из вас уже знает Екатерину Касаткину – про неё в своих видеоблогах не раз рассказывал Алексей Попов. Ну а если нет, то тем лучше.

Вот что нам сказала Катя перед тем, как перейти к рассказу о своей жизни в Формуле-1: «Я даю интервью не для того, чтобы прославиться, а чтобы российская публика лучше поняла мир Формулы-1 и работу нашей команды «Торо Россо». Хочется, чтобы болельщики лучше поняли, кто и как работает внутри команды. Многое, что я говорю, может быть субъективным, но сказано от души!». Итак, поехали!

Как Екатерина стала следить за Формулой-1

«У нас дома Ф-1 смотрел только папа. В нашем преимущественно женском коллективе — мама и две дочки — он был своего рода «изгнанником». Иногда папу отправляли куда-нибудь в дальний угол и даже просили смотреть без звука. Потом, когда я уже выросла и начала в одном из пиар-агентств вести автоспортивные проекты, в частности шоу Moscow City Racing, то стала постепенно вовлекаться. Моя первая «любовь» — Дженсон Баттон: тогда он приезжал в Москву вместе с «Маклареном».

Мы начали смотреть гонки вместе с папой. Ну а теперь смотреть гонки в семье «разрешено» всем вместе! Одна из моих бабушек стала настоящим фанатом. Эта история вызывает у меня уважение: человек, которому за 80 лет, обнаружил в себе такую страсть! Она учитель немецкого языка, так что сначала читает новости на немецком языке, потом на русском и всё комментирует папе! Она болеет за Феттеля – как фанат всего немецкого. Но за «Торо Россо», конечно, тоже следит. Бабушка с другой стороны ещё не совсем до конца не понимает, чем я занимаюсь в Формуле-1. Но она тоже начала следить за новостями.

Была очень смешная история. Пару месяцев назад бабушка позвонила мне и сказала: «Поздравляю вас с победой: мне сказали, что «Хонда» выиграла!» А это было ещё до Гран-при Австрии. Мы посмеялись, что у неё какой-то волшебный телевизор, но после Шпильберга она позвонила ещё раз: «Ну я же тебе сказала!» А потом она ещё раз позвонила после Германии, когда были и победа «Ред Булл», и подиум «Торо Россо». Так что бабушка назвала себя осьминогом Паулем».

Как попала в «Торо Россо»

«Первый раз на Гран-при я оказалась, когда работала в российском представительстве «Ред Булл». Это был первый Гран-при России. Тогда я познакомилась изнутри с командой «Торо Россо», прожила с ними полноценный уик-энд — с утра до вечера. Вот тогда я по-настоящему осознала жизнь Формулы-1. Когда ты приходишь в паддок на один день в роли гостя, это совершенно не то. А вот когда ты ходишь за сотрудниками словно тень, наблюдаешь за событиями в офисе… Я была поражена чёткостью и оперативностью работы. Не скажу, что я сражу побежала подавать документы в «Торо Россо», но я увидела эталон, которому хотела соответствовать в своей собственной работе.

Читайте также:  Intel core i5 3570 ivy bridge

Спустя время, когда захотелось что-то поменять в жизни, то встал вопрос: что делать дальше, как стать ещё лучше? Желательно внутри огромной вселенной «Ред Булл». Мне хотелось попробовать поработать за границей. Чем старше становишься, тем сильнее понимаешь, как тебе лениво что-то менять. Я поняла: сейчас или никогда. Я постучалась в эту дверь, и мне сказали — давай попробуем.

Без некоего провидения не обошлось: так сложились обстоятельства и в команде, и с моей стороны. Вакансии в команде Формулы-1 открываются редко. Сказалось и возвращение Даниила в «Торо Россо», и мои хорошие отношения с Фабианой (Фабианой Валенти, пресс-атташе «Торо Россо». — Прим. «Чемпионата»), сложившиеся в Сочи. Этапы собеседования пролетели словно компьютерная игра: как герой переходишь с одного уровня на другой, а потом раз — и финиш.

Не скажу, что я долго думала, когда из «Торо Россо» прислали оффер. Когда тебе предлагают работу в Формуле-1, долго не размышляешь! Но было страшно. В силу бюрократических барьеров ещё оставалось время, чтобы подумать, но я нашла в себе силы не менять своё решение. Ведь пока не попробуешь, не узнаешь!

Что нужно, чтобы попасть в Формулу-1? Наверное, должны быть соответствующие желание и способности, выдержка. Скорее желание и видение себя в Формуле-1, чем специальное образование. Здесь работает подход «клик — не клик»: либо люди чувствуют друг друга, срабатываются, либо не получается. Очень много примеров, когда у человека вроде всё хорошо, но что-то не складывается. Я говорю только про маркетинг — возможно, у «технарей» всё по-другому. Но я знаю и примеры, когда приходил какой-то инженер и очень быстро пропадал. А его сменщик потом оставался очень надолго. В любом коллективе очень важно находить общий язык, всё должно работать как единое целое.

Мир автоспорта реально сложный. Его нужно знать, нужно понять. Здесь люди разговаривают по-другому. Здесь люди много не говорят: каждая секунда на вес золота, так что люди понимают с полувзгляда. Рада, что мне удалось адаптироваться — на это нужно время».

Чем занимается в «Торо Россо»

«Когда я пришла в команду, то отдел маркетинга возглавляла девушка, которая сейчас ушла в декрет. Она меня обучала, а моральную поддержку больше всех оказывала Фабиана. Я её называю «Гоночная мама».

Мне хотелось немного поменять сферу деятельности, выйти из пиара и коммуникаций. Хотелось заниматься похожими вещами, но на более частном уровне. Предложили вариант общения с партнёрами, спонсорами команды — мне это было интересно.

Основная задача — гостеприимство на гонках. Встреча партнёров, рассказ им о команде, экскурсии в боксы… Организация их приятного времяпрепровождения на трассе. Параллельно офисная работа и другие задачи, относящиеся к маркетингу. У нас немного людей — ты да я да мы с тобой. Часто бывает, что ты делаешь много дополнительных вещей.

Распорядок дня варьируется от числа рабочих задач, близости отеля к трассе и расписания гонок. Встаём довольно рано. Самый тяжелый день — пятница, потому что в этот день самый ранний подъём, а я отнюдь не жаворонок. Время отъезда из отеля варьируется, обычно это 7:30-8:00, но может быть и 6:30. Тогда приходится вставать в шесть или раньше. А вернуться тоже можем поздно — часов в 10-11, а может, и позже. Но у меня уже выработалась привычка просто следовать расписанию.

У нас такая шутка есть… Когда мы в пятницу в 9-10 вечера уходим с трассы, то Франц говорит: «Что, сегодня только полдня поработали?» Инженеры-то сидят в лучшем случае до часа-двух ночи — до наступления комендантского часа. А ведь механики приезжают уже во вторник или среду, начинают готовить гараж…

Усталость? Конечно, тяжеловато, когда гонки идут два уик-энда подряд. Усталость скорее моральная, чем физическая. Ты вроде и хочешь что-то сделать, а голова уже не соображает!»

Какие особенности работы с итальянцами

«Итальянская команда — особенная. У итальянцев очень развито семейное отношение друг к другу. А отношения, как в любом итальянском фильме, могу развиваться по-разному: сейчас бушует Везувий, а через пять минут уже мы можем обниматься и целоваться. Реакции моментальные. Итальянцы очень добродушные, не злятся. Конечно, первое время у меня был культурный шок. Я примерно знала, чего ожидать, но все равно нужно было привыкнуть.

Здесь постоянно какие-то курьёзные истории, люди любят подшутить друг над другом. Например, позвонить и начать рассказывать, что Франц якобы чем-то расстроен. Или подлить куда-нибудь соус табаско. Помню, механики один раз над Даней подшутили, когда он проходил примерку сиденья — ремень куда-то высоко повесили, а гоночные перчатки спрятали. Постоянно такие добрые подшучивания друг с другом. Могут что-нибудь забавное отфотошопить и повесить на доску объявлений. Знаю, что механики вместе собираются и ходят на картинг, у них дружные отношения.

В Италии особо нет культуры приглашать друг друга в гости, отмечать с коллегами по работе дни рождения… Большинству хватает общения друг с другом в поездках и в офисе. В первый год я узнала, что у одного из коллег будет день рождения и подарила книгу. Он был очень удивлён — неделю ходил и меня благодарил.

Внутри команды я общаюсь на английском. Когда приходила в «Торо Россо», то не знала итальянского, но благодаря базе французского могла более-менее понимать какие-то вещи. Так что при общении на итальянском я как собачка: понимаю, но сказать ничего не могу. Надо посыпать голову пеплом и признаться: я пыталась заниматься итальянским, но все времени не хватало времени на преподавателя, особенно во время периода европейских гонок. Ты грубо говоря возвращаешься на один «прачечный» день и снова уезжаешь. Занятия языком предполагают некоторую стабильность, а у нас она только в виде постоянных поездок.

Большую часть времени мы находимся за пределами Италии, а там язык общения в любом случае английский. Большинство механиков у нас итальянцы, а инженеры — англичане, немцы, французы и так далее. Так что нас всех связывает английский и хорошая атмосфера.

Вариаций моего имени в команде очень много. Итальянцы зовут Катерина. Некоторым нравится, что имя звучит по-другому — они говорят Экатэрина. Есть сокращённый вариант Эка. Я прошу называть меня Катя. А ещё я общаюсь с японскими коллегами — от них пошла вариация Экатэ-сан или Экатэрина-сан. Самый забавный вариант, к которому я уже привыкла — Сеньорина Казаткина или Казакина».

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.