Содержание
В последнее время чемпионам ‘младших’ серий все сложнее найти себе места в Больших Призах. Эд Стро разузнал у ключевых фигур в паддоке Формулы 1, как необходимо действовать начинающим пилотам, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице
Вопрос о том, как пилоты могут пробиться в Формулу 1, никогда еще не стоял настолько остро. Именно поэтому решение Red Bull посадить в следующем сезоне за руль машины Toro Rosso 19-летнего Даниила Квята вызвало много споров, а основным предметом для критики стал недостаточный опыт россиянина – в то время как новоиспеченный чемпион GP2 Фабио Леймер в будущем году в лучшем случае может рассчитывать лишь на место резервного пилота одной из команд Больших Призов.
Серия GP2 подготовила для Формулы 1 множество гонщиков: вообще говоря, оттуда вышла половина нынешнего пелотона, но Леймер, скорее всего, станет вторым подряд чемпионом после Давиде Вальсекки, который не сможет шагнуть напрямую в кокпит машины Ф1.
И в то же время, чемпион Формулы Renault 3.5 Кевин Магнуссен уже готовится к дебюту в составе McLaren, куда был призван заменить Серхио Переса в сезоне 2014 года.
Принимая во внимание, что ограничения на тесты в Формуле 1 по ходу сезона со следующего года станут менее суровыми [в 2014-м запланировано в общей сложности восемь тестовых дней после отдельных европейских этапов], решающим фактором станет темп, с которым прогрессируют молодые гонщики.
САМОЕ ВАЖНОЕ В ФОРМУЛЕ 1 — ЭТО ОПЫТ
Дженсон Баттон, который вышел на старт Гран При в весьма раннем возрасте, перейдя в 2000-м году в Williams напрямую из британской Формулы 3, считает, что работа в качестве резервного пилота сейчас является ключевым шагом для дальнейшего развития карьеры.
Баттон хорошо владеет вопросом, поскольку вместе с Ричардом Годдардом владеет управляющей компанией Sports Partnership — благодаря её чемпион мира 2009 причастен к карьере Стоффеля Вандорна, протеже McLaren и вице-чемпиона ФR3.5 – одной из сильнейших "младших" серий. Бельгиец в следующем сезоне должен выступать в GP2, но Баттон считает, что параллельная работа с командой Ф1 крайне важна.
Юный Баттон дебютировал в Формуле 1 в сезоне-2000 Фото: LAT
«Было бы легко говорить, что они оба [Вандорн и Магнуссен] готовы гоняться в Формуле 1, принимая в расчет только их достижения в молодёжных формулах, — полагает Дженсон. – Но я все равно считаю, что лучший способ попасть в чемпионат мира – это проводить время с командой Ф1 в течение сезона, занимаясь тестами или же другими вещами, которые помогут вам понять, что здесь требуется от пилота.
В отличие от любых других формульных серий, в Ф1 вы решаете совершенно другие задачи. Сюда легко прийти, будучи уверенным в себе, но дебютный сезон может сложиться из рук вон плохо – и в конце того же года ваша карьера будет завершена.
В Формуле 1 никому ничего не гарантировано, потому вы должны быть уверены в том, что готовы на все 100% — недостаточно просто быть быстрым за рулем машины: важно понимать, что требуется от пилота в работе с техникой и инженерами, в общении с прессой, в вопросах физической подготовки и даже питания. Только приходя в Ф1, пилоты зачастую многого не понимают».
Босс McLaren Мартин Уитмарш видит смысл в том, чтобы пилоты проходили школу GP2. Правда, он предполагает, что такие гонщики, как Леймер, выигравший титул на свой четвертый год выступлений в первенстве, потратили слишком много времени, прежде чем обратить на себя внимание.
«С GP2 все в порядке, но состав пилотов Мировой серии Renault в последнее время явно выглядит сильнее, — отметил Уитмарш. — При этом надо отдать должное парню, который победил [Леймеру]. Я уверен, ему пришлось проделать серьезную работу.
Он четыре года шел к этому, выступая также в азиатской серии первенства – такой путь оказался довольно дорогостоящим.
Но большая заслуга GP2 в том, что вы гоняетесь на тех же самых трассах [что и участники Ф1] и на схожих шинах. Новичку было бы сложно выиграть в свой первый год в этом первенстве, но высококвалифицированный пилот способен на это. Я надеюсь, в следующем году так и произойдет [с Вандорном]».
в ferrari пока не определились
В McLaren рассматривают серию GP2 в качестве ступени подготовки молодых пилотов, пожалуй, именно потому, что это позволит Вандорну оставаться в непосредственной близости от команды Ф1. Это в силу тех причин, которые озвучил Баттон.
[А вот в других командах смотрят на ситуацию иначе. Валттери Боттас в 2012-м вообще отказался от каких-либо гонок, сосредоточившись на работе третьего пилота Williams. Тогда же резервный гонщик Mercedes Сэм Бёрд был переведён из GP2 в Формулу Renault 3.5 именно затем, чтобы по ходу уик-эндов Гран При иметь возможность полноценно взаимодействовать с командой Ф1, не отвлекаясь на собственные выступления в другом классе. Так же поступили в Ferrari с Жюлем Бьянки].
Сейчас Скудерии вновь предстоит принимать решение. Рафаэле Марчелло, один из участников Гоночной академии команды, выиграл в этом сезоне европейскую Ф3 и уже провел тесты как на машине ФR3.5, так и на технике GP2.
Протеже Ferrari Рафаэле Марчелло Фото: LAT
Пока неясно, где он будет выступать в следующем году, хотя босс Ferrari Стефано Доменикали имеет виды на GP2.
«GP2 – это лучшая серия, если говорить о возможности обратить на себя внимание, ведь её этапы проходят в рамках Гран При. В то же время, она слишком дорогая, — сказал итальянец. – Нам надо снизить затраты, ведь множество гонщиков платят крупные суммы, чтобы гоняться в GP2.
Формула Renault 3.5 – очень хороший чемпионат, куда менее дорогостоящий, но если вы посмотрите на карьерную лестницу после европейской Ф3, то следующими ступеньками для гонщиков являются GP3 и GP2. Потому нам надо понять, насколько эффективен этот путь к Ф1.
Необходимо гарантировать, чтобы стоимость участия в этих чемпионатах была меньше, ведь пилоты лишены возможности проводить тесты».
Надо признать, в GP2 предпринимаются меры по сокращению затрат на 10%: в этой серии, как и в ФR3.5, продлили срок использования нынешнего поколения машин еще на один год [хотя цикл применения шасси планировалось ограничить тремя годами], чтобы поспособствовать снижению затрат.
Такой шаг приветствует босс Lotus Эрик Булье, который также занимается делами компании Gravity Sport, поддерживающей молодых пилотов. Более того, француз по-прежнему имеет отношение к команде DAMS, выступающей в обеих главных "младших" сериях – до прихода в Ф1 Эрик работал её руководителем.
«В 2013-м было много пилотов, которые проводили свой третий или четвертый год в этой серии – и мне не кажется, что изначально GP2 задумывалась с такой целью, — сказал Булье. – Напротив, в Мировой серии Renault выступало множество гонщиков, для которых этот сезон оказался всего вторым в первенстве. Борьба была плотной, но при сравнении обеих серий сложно отдавать предпочтение какой-то одной.
GP2 более дорогостоящая, чем ФR3.5, но организаторы стараются снизить затраты – и это правильный путь, ведь если этого не сделать, то есть риск остаться без лучших гонщиков».
В любом случае, главное сейчас для Леймера – постараться сделать крайне важный шаг вперед в своей карьере. Швейцарец нацелен на Формулу 1, но даже контракт резервного пилота может оказаться для него трудновыполнимой задачей.
«Надеюсь, я смогу попасть в Ф1, — сказал 24-летний пилот после того, как взял титул чемпиона GP2 в Абу-Даби. – Но это будет сложно, ведь вакансий не так много. Было бы здорово получить место призового гонщика – или даже третьего, но над этим придется усердно работать».
ЧЕМПИОНЫ GP2. кому удалось ШАГНУТЬ В ФОРМУЛУ 1?
2005. НИКО РОСБЕРГ – СМОГ
Сейчас в активе немца значатся три победы в Гран При, а также отличная репутация, которую он заработал в Mercedes. В Брэкли Нико перебрался из Williams, в составе которой дебютировал в Ф1 в сезоне-2006.
2006. ЛЬЮИС ХЭМИЛТОН – СМОГ
Спустя два года после победного сезона в GP2 британец выиграл титул в Ф1 в составе McLaren. На сегодняшний день Льюис 22 раза поднимался в гонках Гран При на вершину пьедестала.
Джорджио Пантано выиграл титул в GP2, но не смог вернуться в Ф1 Фото: LAT
2007. Тимо Глок – смог
Выиграв титул с iSport в GP2, немец провел в Ф1 пять сезонов, выступая за Toyota и Virgin [Marussia]. С этого года он перебрался в DTM и уже отметился победным финишем.
2008. Джорджио Пантано – не смог
В 2004-м итальянец провел 14 Гран При за Jordan, но после триумфа в GP2 так и не смог вновь найти себе места в Ф1. Впоследствии в разные годы он выступал в Формуле Superleague и серии IndyCar, а сейчас гоняется в первенстве GT Open.
2009. Нико Хюлькенберг – смог
С первой попытки выиграв титул в GP2 с командой ART Grand Prix, немец подписал контракт с Williams. С тех пор он сменил три команды, а в 2013-м ярко выступал за Sauber.
2010. Пастор Мальдонадо – смог
В 2011-м Пастор дебютировал в Ф1 за рулем Williams не без помощи своих венесуэльских спонсоров, а годом позже выиграл Гран При Испании.
2011. Ромен Грожан – смог
После неважных результатов в короткой кампании с Renault в 2009-м француз смог направить свою карьеру в нужное русло и вернулся в Ф1 в прошлом году, подписав контракт с Lotus.
2012. Давиде Вальсекки – не смог
В этом году итальянец исполнял обязанности резервного пилота Lotus, но с прошлого сезона, когда он выиграл титул в GP2, Давиде больше не выходил на старт ни в одной гоночной серии.
ИЗ КАКИХ СЕРИЙ ПРИШЛИ НЫНЕШНИЕ ПИЛОТЫ ФОРМУЛЫ 1?
Ниже приведены серии, из которых все 22 гонщика Гран При, выступавшие в сезоне-2013, перебрались в Формулу 1.
Ф1 – высший автогоночный чемпионат. Сильнее, престижнее и желаннее Формулы 1 нет ничего для пилотов. Впрочем, с этим поспорят любители Индикара (но это лишь локальная американская серия, пусть и быстрая, и престижная); не согласятся и поклонники ралли или гонок-марафонов – но это несколько иные дисциплины, как и кузовные DTM с WTCC. Итак, Формула 1 – высшая «формульная» серия. Как туда «устраиваются» гонщики?
Младшие автогоночные серии
Ситуация меняется каждые 4-7 лет: какие-то чемпионаты теряют славу, другие просто уходят в небытие, третьи держатся с переменным успехом.
Одна из молодёжных "формул" прошлых лет. Льюис Хэмильтон в GP2, 2006
Из молодёжных чемпионатов: менее мощных, менее престижных. Гоночные «университеты» 2016 года:
- GP2 (в 2017 эта серия стала называться Формула 2);
- Формула V8 (ещё в 2015 – «Мировая Серия Renault», или Formula Renault 3,5;
- GP3;
- самые престижные разновидности Формулы 3.
До «университетов автоспорта» есть ещё более молодёжные, «школьные» чемпионаты-формулы:
- многочисленные двухлитровые Формулы Рено;
- локальные Ф3 – немецкая, итальянская, британская, да хоть бразильская;
- совсем уж слабенькие и старые Ф-1600;
- за последние 3-4 года стараниями Международной Автоспортивной Федерации (FIA) завоевали неплохое место под солнцем новые категории класса Ф4.
Болид двухлитровой Формулы Renault — примитивная, но вполне взрослая техника, чуть ниже чем Ф3
Другие статьи сайта Formula-2.ru про молодёжные гонки:
Так откуда приходят новички Формулы 1?
Пусть говорят цифры и факты. В таблице мы собрали всех-всех дебютантов Ф1 с 2010 по 2017 год. Таких оказалось 33 человека.
Сезон | Дебютанты | Предыдущий чемпионат | Чемпионат за 2 года до дебюта |
2017 | Лэнс Стролл | Европейская Ф3, чемпион | Европейская Ф3, 5й |
2016 | Джолион Палмер | GP2, чемпион | GP2, 7й |
Паскаль Верляйн | DTM, чемпион | DTM, 8й | |
Рио Харьянто | GP2, 4й | GP2, 15й | |
Стоффель Вандорн | GP2, чемпион | GP2, вице-чемпион | |
Эстебан Окон | GP3, чемпион | Европейская Ф3, чемпион | |
2015 | Уилл Стивенс | Мировая серия Рено, 6й | Мировая серия Рено, 4й |
Роберто Мери | Мировая серия Рено, 3й | DTM, 13й | |
Фелипе Наср | GP2, 3й | GP2, 4й | |
Карлос Сайнс-мл | Мировая серия Рено, чемпион | GP3, 10й | |
Макс Ферстаппен | Европейская Ф3, 3й | Картинг | |
Александер Росси | GP2, вице-чемпион | GP2, 21й | |
2014 | Даниил Квят | GP3, чемпион | Формула Рено 2.0, чемпион |
Маркус Эрикссон | GP2, 6й | GP2, 8й | |
Кевин Магнуссен | Мировая серия Рено, чемпион | Мировая серия Рено, 7й | |
Андре Лоттерер | WEC, чемпион | WEC, 5й | |
2013 | Эстебан Гутьеррес | GP2, 3й | GP3, чемпион |
Макс Чилтон | GP2, 4й | GP2, 20й | |
Жюль Бьянки | Мировая серия Рено, вице-чемпион | GP2, 3й | |
Валттери Боттас | GP3, чемпион | Евросерия Ф3, 3й | |
Гидо ван дер Гарде | GP2, 6й | GP2, 5й | |
2012 | Жан-Эрик Вернь | Мировая серия Рено, вице-чемпион | Британская Ф3, чемпион |
Шарль Пик | GP2, 4й | GP2, 10й | |
2011 | Серхио Перес | GP2, вице-чемпион | GP2, 12й |
Даниэль Риккардо | Мировая серия Рено, вице-чемпион | Британская Ф3, чемпион | |
Пастор Мальдонадо | GP2, чемпион | GP2, 6й | |
Жером д’Амброзио | GP2, 12й | GP2, 9й | |
2010 | Нико Хюлкенберг | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, чемпион |
Пол ди Реста | DTM, чемпион | DTM, 3й | |
Виталий Петров | GP2, вице-чемпион | GP2, 7й | |
Бруно Сенна | WEC, 8й | GP2, вице-чемпион | |
Лукас ди Грасси | GP2, 3й | GP2, 3й | |
Карун Чандхок |
GP2, 18й | GP2, 10й |
Таблица: все гонщики-дебютанты Формулы 1 с 2010 по 2017 годы.
«Гоночные университеты»: GP2 (Ф2) и Мировая Серия V8 (Renault)
Больше всего в Ф1 выпускников серии GP2: 17 человек перешли в «королеву автоспорта» непосредственно из этой недо-псевдо-Ф2. 10 из них «брали» в предыдущем сезоне призовые места чемпионата – с первого по третье. Пять гонщиков регулярно побеждали в чемпионате, но занимали не слишком высокие места по итогам сезонов – с 4 по 6. Наконец, ещё двое – Жером д’Амброзио и Карун Чандхок катались в высшей школе автогонок весьма посредственно, однако бабло побеждает зло. Интересно, что ещё двое пилотов выступали в GP2 с серьёзным успехом, однако поднялись до высшего уровня всё-таки из других чемпионатов. Это:
- покойный Жюль Бьянки, который в 2011 году взял «брозну» в GP2, а в 2012 перешёл в Мировую серию и стал там вице-чемпионом;
- Бруно Сенна, который за год до дебюта гонялся в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а параллельно служил тест-пилотом в одной из команд Ф1. Фактически, 2009 год бразилец провёл в своё удовольствие, но в 2008 был вице-чемпионом GP
Второе место по поставке пилотов в Ф1 уверенно держал чемпионат под названием Мировая серия Renault: 7 гонщиков добились дебюта после выступлений в этой серии, ныне известной под названием Formula V8. Мощные автомобили с 3,5 литровым двигателем, гораздо меньший (по сравнению с GP2) бюджет – хотя серия не самая известная, но она всегда привлекала талантливых гонщиков. Пятеро пилотов перед переходом в Ф1 брали титул (или вице-чемпионство); ещё двое – по тому же коммерческому принципу.
Младшие серии – GP3 и Ф3
Серия GP3: весьма «разгонный» чемпионат, где на приличной технике выступают очень молодые, но талантливые пилоты. Тем из них, кому посчастливилось чемпионствовать в GP3 толком-то и не нужно продолжать молодёжную карьеру в GP2: это уже зрелые и быстрые гонщики. Трое из них (Квят, Боттас и Окон) дебютировали в Ф1 сразу после GP3, ещё для шестерых эта серия была крайне важным этапом в карьере.
Держит свои позиции и Европейская Формула 3 (она же – FIA Formula Three, если официально). Двое пилотов из этого чемпионата (со слабенькими болидами по сравнению с GP2 или V8) взяли сразу в Большие Гонки: Лэнс Стролл и знаменитейший дебютант последних лет – Макс Ферстаппен). Боттас, Окон и Хюлкенберг также добивались в Евросерии Ф3 высших позиций, однако затем катались ещё и в GP2/3 – всё же опыт штука важная, а Ф3 – не такая уж мощная серия.
Курьёзные дебюты в автоспорте
Два других чемпионата – не лучшая школа перед Формулой 1. Это, скорее, полноценные, взрослые конкуренты для гонок Гран-при.
- Кузовной чемпионатDTM считается отличным продолжением карьеры для тех пилотов, которые блистали в молодёжных формулах, но не смогли найти деньги для дебюта в Ф1. Впрочем, в последние годы два довольно молодых чемпиона DTM приняли предложение от конюшен Формулы 1: Пол ди Реста и Паскаль Верляйн.
- Чемпионат мира по гонкам на выносливость WEC (в его состав входит великая гонка «24 часа Ле-Мана») также «подарил» Формуле 1 двух дебютантов. Но не стоит относится к этому показателю слишком серьёзно. Так, тамошний чемпион Андре Лоттерер изначально не планировал строить новую карьеру в Ф1, но с огромным удовольствием воспользовался приглашением выступить в одном Гран-при в составе команды Catherham. Другой «выпускник» WEC, Бруно Сенна, лишь пережидал 2009 год в этом чемпионате, зная, что сезоном спустя он обязательно окажется в Ф1. По факту, Сенна-младший – выходец из серии
Чемпионы Ф1 в подростковом возрасте
Другая интересная статистика – взглянуть на то, из каких гоночных серий приходили в Формулу 1 чемпионы мира. Всех 33 гонщиков с этим титулом мы перечислять, естественно, не будем, но ранняя карьера 10 наиболее недавних обладателей титула представляет интерес для нашей темы.
Чемпион мира | До Ф1 | До предыдущей серии |
Нико Росберг | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, 4й |
Себастьян Феттель | Мировая серия Рено, 5й | Евросерия Ф3, вице-чемпион |
Льюис Хэмильтон | GP2, чемпион | Евросерия Ф3, чемпион |
Кими Райкконен | Британская 2-литровая Ф-Рено, чемпион | Картинг |
Фернандо Алонсо | Ф3000, 4й | Мировая серия Nissan (ныне — V8), чемпион |
Мика Хаккинен | Британская Ф3, чемпион | "Древние" серии класса Формулы Форд |
Таблица: такие молодёжные «гоночные университеты» заканчивали недавние чемпионы мира
Как правило, у чемпионов мира в классе Ф1 действительно яркий, выдающийся даже среди быстрых сверстников талант. Чемпионы чемпионов? Далеко не всегда. Чаще они «перепрыгивают» заключительную молодёжную ступеньку автоспорта: так было с Хаккиненом и Шумахером. Райкконен и вовсе провёл до Ф1 около 30 формульных гонок. Феттель роскошно выступал в младшей F-BMW. Лишь Алонсо, Хэмильтон и Росберг шли современным путём: высшие категории автоспорта в соответствующие годы (как их ни называть – Ф2, Ф3000 или ГП2; в некоторых случаях – та или иная вариация 3,5-литровой Мировой серии: то V8, то Nissan, то Renault).
Курьёзное заключение
Начиная с 2017 года дебютанты будут приходить в Формулу 1 из «совершенно» других серий. GP2 очень быстро была переименована в Формулу 2. Формула Рено 3,5 не существует, хотя болиды этой серии выступают в «новом» чемпионате Formula V8. Вряд ли долго протянет серия GP3 (по крайней мере, под этим названием). Европейская Ф3 должна просуществовать ещё долго, хотя её вполне могут совместить с той же GP3.
Вы ведь понимаете, что Даниил Квят — не единственный россиянин в Формуле-1? Вот сегодня мы расскажем про ещё одного сотрудника – а вернее, сотрудницу – «Торо Россо» из России. Возможно, кто-то из вас уже знает Екатерину Касаткину – про неё в своих видеоблогах не раз рассказывал Алексей Попов. Ну а если нет, то тем лучше.
Вот что нам сказала Катя перед тем, как перейти к рассказу о своей жизни в Формуле-1: «Я даю интервью не для того, чтобы прославиться, а чтобы российская публика лучше поняла мир Формулы-1 и работу нашей команды «Торо Россо». Хочется, чтобы болельщики лучше поняли, кто и как работает внутри команды. Многое, что я говорю, может быть субъективным, но сказано от души!». Итак, поехали!
Как Екатерина стала следить за Формулой-1
«У нас дома Ф-1 смотрел только папа. В нашем преимущественно женском коллективе — мама и две дочки — он был своего рода «изгнанником». Иногда папу отправляли куда-нибудь в дальний угол и даже просили смотреть без звука. Потом, когда я уже выросла и начала в одном из пиар-агентств вести автоспортивные проекты, в частности шоу Moscow City Racing, то стала постепенно вовлекаться. Моя первая «любовь» — Дженсон Баттон: тогда он приезжал в Москву вместе с «Маклареном».
Мы начали смотреть гонки вместе с папой. Ну а теперь смотреть гонки в семье «разрешено» всем вместе! Одна из моих бабушек стала настоящим фанатом. Эта история вызывает у меня уважение: человек, которому за 80 лет, обнаружил в себе такую страсть! Она учитель немецкого языка, так что сначала читает новости на немецком языке, потом на русском и всё комментирует папе! Она болеет за Феттеля – как фанат всего немецкого. Но за «Торо Россо», конечно, тоже следит. Бабушка с другой стороны ещё не совсем до конца не понимает, чем я занимаюсь в Формуле-1. Но она тоже начала следить за новостями.
Была очень смешная история. Пару месяцев назад бабушка позвонила мне и сказала: «Поздравляю вас с победой: мне сказали, что «Хонда» выиграла!» А это было ещё до Гран-при Австрии. Мы посмеялись, что у неё какой-то волшебный телевизор, но после Шпильберга она позвонила ещё раз: «Ну я же тебе сказала!» А потом она ещё раз позвонила после Германии, когда были и победа «Ред Булл», и подиум «Торо Россо». Так что бабушка назвала себя осьминогом Паулем».
Как попала в «Торо Россо»
«Первый раз на Гран-при я оказалась, когда работала в российском представительстве «Ред Булл». Это был первый Гран-при России. Тогда я познакомилась изнутри с командой «Торо Россо», прожила с ними полноценный уик-энд — с утра до вечера. Вот тогда я по-настоящему осознала жизнь Формулы-1. Когда ты приходишь в паддок на один день в роли гостя, это совершенно не то. А вот когда ты ходишь за сотрудниками словно тень, наблюдаешь за событиями в офисе… Я была поражена чёткостью и оперативностью работы. Не скажу, что я сражу побежала подавать документы в «Торо Россо», но я увидела эталон, которому хотела соответствовать в своей собственной работе.
Спустя время, когда захотелось что-то поменять в жизни, то встал вопрос: что делать дальше, как стать ещё лучше? Желательно внутри огромной вселенной «Ред Булл». Мне хотелось попробовать поработать за границей. Чем старше становишься, тем сильнее понимаешь, как тебе лениво что-то менять. Я поняла: сейчас или никогда. Я постучалась в эту дверь, и мне сказали — давай попробуем.
Без некоего провидения не обошлось: так сложились обстоятельства и в команде, и с моей стороны. Вакансии в команде Формулы-1 открываются редко. Сказалось и возвращение Даниила в «Торо Россо», и мои хорошие отношения с Фабианой (Фабианой Валенти, пресс-атташе «Торо Россо». — Прим. «Чемпионата»), сложившиеся в Сочи. Этапы собеседования пролетели словно компьютерная игра: как герой переходишь с одного уровня на другой, а потом раз — и финиш.
Не скажу, что я долго думала, когда из «Торо Россо» прислали оффер. Когда тебе предлагают работу в Формуле-1, долго не размышляешь! Но было страшно. В силу бюрократических барьеров ещё оставалось время, чтобы подумать, но я нашла в себе силы не менять своё решение. Ведь пока не попробуешь, не узнаешь!
Что нужно, чтобы попасть в Формулу-1? Наверное, должны быть соответствующие желание и способности, выдержка. Скорее желание и видение себя в Формуле-1, чем специальное образование. Здесь работает подход «клик — не клик»: либо люди чувствуют друг друга, срабатываются, либо не получается. Очень много примеров, когда у человека вроде всё хорошо, но что-то не складывается. Я говорю только про маркетинг — возможно, у «технарей» всё по-другому. Но я знаю и примеры, когда приходил какой-то инженер и очень быстро пропадал. А его сменщик потом оставался очень надолго. В любом коллективе очень важно находить общий язык, всё должно работать как единое целое.
Мир автоспорта реально сложный. Его нужно знать, нужно понять. Здесь люди разговаривают по-другому. Здесь люди много не говорят: каждая секунда на вес золота, так что люди понимают с полувзгляда. Рада, что мне удалось адаптироваться — на это нужно время».
Чем занимается в «Торо Россо»
«Когда я пришла в команду, то отдел маркетинга возглавляла девушка, которая сейчас ушла в декрет. Она меня обучала, а моральную поддержку больше всех оказывала Фабиана. Я её называю «Гоночная мама».
Мне хотелось немного поменять сферу деятельности, выйти из пиара и коммуникаций. Хотелось заниматься похожими вещами, но на более частном уровне. Предложили вариант общения с партнёрами, спонсорами команды — мне это было интересно.
Основная задача — гостеприимство на гонках. Встреча партнёров, рассказ им о команде, экскурсии в боксы… Организация их приятного времяпрепровождения на трассе. Параллельно офисная работа и другие задачи, относящиеся к маркетингу. У нас немного людей — ты да я да мы с тобой. Часто бывает, что ты делаешь много дополнительных вещей.
Распорядок дня варьируется от числа рабочих задач, близости отеля к трассе и расписания гонок. Встаём довольно рано. Самый тяжелый день — пятница, потому что в этот день самый ранний подъём, а я отнюдь не жаворонок. Время отъезда из отеля варьируется, обычно это 7:30-8:00, но может быть и 6:30. Тогда приходится вставать в шесть или раньше. А вернуться тоже можем поздно — часов в 10-11, а может, и позже. Но у меня уже выработалась привычка просто следовать расписанию.
У нас такая шутка есть… Когда мы в пятницу в 9-10 вечера уходим с трассы, то Франц говорит: «Что, сегодня только полдня поработали?» Инженеры-то сидят в лучшем случае до часа-двух ночи — до наступления комендантского часа. А ведь механики приезжают уже во вторник или среду, начинают готовить гараж…
Усталость? Конечно, тяжеловато, когда гонки идут два уик-энда подряд. Усталость скорее моральная, чем физическая. Ты вроде и хочешь что-то сделать, а голова уже не соображает!»
Какие особенности работы с итальянцами
«Итальянская команда — особенная. У итальянцев очень развито семейное отношение друг к другу. А отношения, как в любом итальянском фильме, могу развиваться по-разному: сейчас бушует Везувий, а через пять минут уже мы можем обниматься и целоваться. Реакции моментальные. Итальянцы очень добродушные, не злятся. Конечно, первое время у меня был культурный шок. Я примерно знала, чего ожидать, но все равно нужно было привыкнуть.
Здесь постоянно какие-то курьёзные истории, люди любят подшутить друг над другом. Например, позвонить и начать рассказывать, что Франц якобы чем-то расстроен. Или подлить куда-нибудь соус табаско. Помню, механики один раз над Даней подшутили, когда он проходил примерку сиденья — ремень куда-то высоко повесили, а гоночные перчатки спрятали. Постоянно такие добрые подшучивания друг с другом. Могут что-нибудь забавное отфотошопить и повесить на доску объявлений. Знаю, что механики вместе собираются и ходят на картинг, у них дружные отношения.
В Италии особо нет культуры приглашать друг друга в гости, отмечать с коллегами по работе дни рождения… Большинству хватает общения друг с другом в поездках и в офисе. В первый год я узнала, что у одного из коллег будет день рождения и подарила книгу. Он был очень удивлён — неделю ходил и меня благодарил.
Внутри команды я общаюсь на английском. Когда приходила в «Торо Россо», то не знала итальянского, но благодаря базе французского могла более-менее понимать какие-то вещи. Так что при общении на итальянском я как собачка: понимаю, но сказать ничего не могу. Надо посыпать голову пеплом и признаться: я пыталась заниматься итальянским, но все времени не хватало времени на преподавателя, особенно во время периода европейских гонок. Ты грубо говоря возвращаешься на один «прачечный» день и снова уезжаешь. Занятия языком предполагают некоторую стабильность, а у нас она только в виде постоянных поездок.
Большую часть времени мы находимся за пределами Италии, а там язык общения в любом случае английский. Большинство механиков у нас итальянцы, а инженеры — англичане, немцы, французы и так далее. Так что нас всех связывает английский и хорошая атмосфера.
Вариаций моего имени в команде очень много. Итальянцы зовут Катерина. Некоторым нравится, что имя звучит по-другому — они говорят Экатэрина. Есть сокращённый вариант Эка. Я прошу называть меня Катя. А ещё я общаюсь с японскими коллегами — от них пошла вариация Экатэ-сан или Экатэрина-сан. Самый забавный вариант, к которому я уже привыкла — Сеньорина Казаткина или Казакина».