Меню Закрыть

Юрский период про динозавров

В кино же наверняка врут: вдруг в жизни настоящие динозавры были простодушными, медлительными, ранимыми добряками? Редактор MAXIM по вопросам палеонтологии отвечает вот этим списком самых опасных гигантских ящеров.

Олег «Апельсин» Бочаров

10. Птеранодон

Герой множества устрашающих фильмов, зловещий и плотоядный птеранодон, в реальной жизни (так же, как птеродактили и рамфоринки) питался преимущественно рыбой, мало обращая внимания на людей. Правда, тут следует учитывать, что людей тогда и не было. Живи он в наше время, опасность представлял бы немалую, так как с 15-метровым размахом крыльев и увесистым клювом он может убить чисто случайно, одним чихом, при попытке отобрать у человека банку аппетитных шпрот.

9. Аллозавр

Похож на тираннозавра и частенько его заменяет во многих фильмах, когда тираннозавр недоступен или заболел (например, в картине «И грянул гром»). Считается, что достигал 8 с половиной метров в длину и 3 с половиной метра в высоту. Учёные ведут споры: был ли аллозавр коллективным животным или обитал отдельно, вне стаи. Тут два аргумента: с одной стороны, кости аллозавров находят сразу оптом от множества особей. С другой — тварь была слишком агрессивная для совместного проживания в крупном социуме. Впрочем, чтобы слопать человека, хватит и одного аллозавра, даже самого последнего изгоя-неудачника.

8. Майюнгазавр

Известен науке давно, ещё с девятнадцатого века. Весил тонны полторы при девятиметровой длине. Питался другими ящерами помельче. На голове было нечто сродни рогу, так что майюнгазавр работал не только зубами, но и головой. Считается, что он плохо видел, зато обладал дюжим нюхом. Так что в наше время его можно было бы использовать для поиска наркотиков и поедания наркобаронов.

7. Саркозух

Непонятно, зачем эту тварь назвали саркозухом. Назвали бы сразу «огромный крокодил», и тотчас было бы ясно, о ком речь. Пра-пра-прадедушка крокодила Гены вырастал до 12 метров и откармливался до 6 тонн. Он в два раза больше, чем любой современный крокодил; если саркозух перебежит дорогу — это очень, очень скверная примета.

6. Кархародонтозавр

Четырёхтонный хищник 12-метровой длины. Учёные в кулуарах поговаривают, что в Нигерии мог обитать и более массивный вид кархадонтозавров — метров 14-ти в длину и весом в 9 тонн. Он был охотник-одиночка, и наверняка у него это неплохо получалось. Скорее всего, и вымер он просто со скуки, когда понял, что уже всего добился в этой жизни.

5. Тираннозавр

Настоящая суперзвезда шоу-бизнеса, старина ти-рекс на самом деле уже давно не считается крупнейшим ископаемым сухопутным хищником. Про него до сих пор снимают фильмы, пишут книги и рассказывают байки, так как именно тираннозавр в старых школьных программах рисовался главным воплощением зла. И все же палеонтология не стоит на месте!

Впрочем, ти-рекс, завидев тебя, тоже бы на месте не стоял — накачанные задние лапы носили двухтонную массу с бешеной скоростью, и челюсти могли прокусить бронежилет большинства травоядных ящеров. Что уж говорить о тебе? Ты ведь даже его приближение не услышишь в наушниках.

4. Ютараптор

Семиметровый подвижный стайный хищник. Мозговая полость в черепной коробке объёмом своим ближе к птицам, чем к другим хищным ящерам. Отсюда логичный вывод палеонтологов, что ютараптор мог быть хитрее и сообразительнее типового динозавра. Но всё-таки ютараптор вряд ли был таким коварным интеллектуалом, каким его представляют в наркотическом угаре голливудские сценаристы — птицы ведь тоже разные, сравни на досуге поведение городских воробьёв и этих деревенщин куриц.

В кинофильмах ютарапторы не такие частые гости, как велоцирапторы, что странно, так как ютараптор в четыре раза крупнее и во столько же раз опаснее (если верить полицейским сводкам).

3. Спинозавр

Самый большой полный скелет этого жителя Африки после измерения показал длину в 12 метров. Однако есть веские основания предполагать существование особей 18 метровой длины, так что спинозавр вполне может бороться за первое место в этом списке. Спинозавр — тварь на редкость неприятная внешне, если верить фотороботу. Правда, некоторые палеонтологи предлагают альтернативное видение, ещё более неприятное — с горбом и хоботом — поскольку по их версии ел он в основном рыбу. Проверь это при первой встрече.

2. Плиозавр

Сразу скажем, что наиболее популярный в народе плиозавр — лиоплевродон. Тебе также надо знать тот факт, что плиозавры — самые огромные хищники, когда либо обитавшие на нашей планете, так как 20 метров для них — вполне досягаемый размер. Одни только ласты вырастали до 3 метров, а зубы — до 40 сантиметров. Слава богу Посейдону, что плиозавры — твари морские, в города не заплывали.

Палеонтологи как-то в Мексике нашли 18-ти метровый скелет плиозавра. Казалось бы, суровая, забористая тварь! Но штука в том, что на этих костях нашли повреждения, нанесенные зубами другого, ещё более крупного плиозавра, метров этак на 25!

1. Гиганотозавр

Близкий родственник аллозавра (они до сих пор созваниваются). Впервые в научной литературе описан в 1995 году, т.е. спустя два года после выхода «Парка Юрского Периода» Спилберга. Потому и не успел пройти кастинг. Зато он сыграл главную роль в полдюжине консольных игр.

Гиганотозавры, возможно, жили стаями. Длина их тела достигала в минуты вдохновения 15 метров — это почти как четыре автомобиля «Лада Калина». Интересно, сколько бы он их переваривал? Череп гиганотозавра на 40 сантиметров больше черепа тираннозавра! Так что в случае очной встречи исход был бы ясен. Другое дело, что по времени эти два ящера разминулись примерно на 30 миллионов лет.

Если гигантские ящерки снова заполонят Землю, у россиян относительно высокие шансы выжить за счёт холодного климата (хотя Сочи и Крым придётся сдать, да). Однако в случае с гиганотозавром всё гораздо сквернее: ученые предполагают, что он мог быть теплокровным и вполне мог быть покрыт шерстью или же перьями. Так что он способен дойти и до Москвы.

Юрский геологический период, Юра, Юрская система, средний период мезозоя. Начался 200-199 млн л.н. и окончился 144 млн.л.н.

Впервые отложения данного периода были обнаружены и описаны в Юре (горы в Швейцарии и Франции), отсюда и произошло название периода. Отложения юрского периода очень разнообразны: известняки, обломочные породы, сланцы, магматические породы, глины, пески, конгломераты, сформировавшиеся в разнообразнейших условиях.

Читайте также:  Экранная камера официальный сайт

Юрский период самый известный из всех периодов мезозойской эры. Скорее всего, такую известность юрский период приобрел благодаря х/ф "Парк юрского периода".

Тектоника юрского периода:

В начале юрского периода единый суперконтинент Пангея начал распадаться на отдельные континентальные блоки. Между ними образовывались мелководные моря. Интенсивные тектонические движения в конце триасового и в начале юрского периодов способствовали углублению больших заливов, постепенно отделивших Африку и Австралию от Гондваны. Углубился залив между Африкой и Америкой. В Евразии сформировались впадины: Немецкая, Англо-Парижская, Западно-Сибирская. Арктическое море залило северное побережье Лавразии. Именно благодаря этому климат юрского периода и стал более влажным. В юрский период начинают формироваться очертания материков: Африка, Австралия, Антарктида, Северная и Южная америки. И хотя они расположены иначе чем сейчас, но образовались они именно в юрский период.

Так выглядела Земля к концу триасового – началу юрского периода
около 205 – 200 млн.л.н.

Так выглядела Земля к концу Юрского периода около 152 млн.л.н.

Климат и растительность юрского периода:

Вулканическая активность конца триасового – начала юрского периода вызвала трансгрессию моря. Материки разделились и климат в юрский период стал более влажным чем в триасовый. На месте пустынь триасового периода, в юрский период разрослась буйная растительность. Огромные территории покрылись пышной растительностью. Леса юрского периода в основном состояли из папоротников и голосеменных.
Теплый и влажный климат юрского периода способствовал буйному развитию растительного мира планеты. Папоротникообразные, хвойные и цикадовые образовывали обширные болотистые леса. На побережье произрастали араукарии, туи, цикадовые. Папоротники и хвощи образовывали обширные лесные массивы. В начале юрского периода, около 195 млн. л.н. на всей территории северного полушария растительность была довольно однообразной. Но уже начиная с средины юрского периода, около 170-165 млн.л.н., образовались два (условных) растительных пояса: северный и южный. В северном растительном поясе преобладали гинкговые и травянистые папоротники. В юрский период гинкговые были распространены очень широко. Рощи гинкговых деревьев росли по всему поясу.
В южном растительном поясе преобладали цикадовые и древовидные папоротники.
Папоротники юрского периода и в наши дни сохранились в некоторых уголках дикой природы. Хвощи и плауны почти не отличались от современных. Места произростания папоротников и кордаитов юрского периода сейчас занимают тропические леса, состоящие в основном из сагавников. Саговники — класс голосеменных, преобладавший в зеленом покрове Земли юрского периода. Ныне они встречаются кое-где в тропиках и субтропиках. Под сенью этих деревьев бродили динозавры. Внешне саговники настолько похожи на невысокие (до 10-18 м) пальмы, что даже изначально были определены как пальмы в системе растений.
В Юрский период так же распространены гинкго — листопадные (что необычно для голосеменных) деревья с кроной, похожей на дуб, и с небольшими веерообразными листьями. До наших дней сохранился только один вид — гинкго двулопастной. Первые кипарисовые и, возможно, еловые появляются именно в юркий период. Хвойные леса юрского периода были похожи на современные.

Наземные животные юрского периода:

Юрский период – рассвет эпохи динозавров. Именно буйное развитие растительности способствовало появлению множества видов растительноядных динозавров. Рост численности растительноядных динозавров дал толчок к росту численности хищников. Динозавры расселились по всей суше и жили в лесах, озерах, болотах. Диапазон различий между ними настолько велик, что родственные связи между ними устанавливаются с большим трудом. Разнообразие видов динозавров в юрский период было велико. Они могли быть величиной с кошку или курицу, а могли достигать размеров огромных китов.

Юрский период – время обитания многих известных динозавров. Из ящеротазовых это аллозавр и диплодок. Из птицетазовых это стегозавр.
Одни из них передвигались на четырех конечностях, другие же бегали на задних ногах. Были среди них ловкие охотники и кровожадные хищники, но были и безобидные растительноядные животные.

Одним из ископаемых существ юрского периода, сочетающих признаки птиц и рептилий, является археоптерикс, или первоптица. Впервые его скелет обнаружили в так называемых литографских сланцах в Германии. Находка была сделана через два года после выхода труда Чарлза Дарвина «Происхождение видов» и стала веским аргументом в пользу теории эволюции. Летал археоптерикс еще довольно плохо (планировал с дерева на дерево), а размером был примерно с ворону. Вместо клюва он имел пару зубастых, хотя и слабых челюстей. На крыльях его были свободные пальцы (из современных птиц они сохранились лишь у птенцов гоацинов).

Короли неба юрского периода:

В юрский период в воздухе безраздельно царствовали крылатые ящеры – птерозавры. Они появились еще в триасе, но их расцвет приходился именного на юрский период Птерозавры были представлены двумя группами птеродактили и рамфоринхи.

Птеродактили в большинстве случаев были бесхвостыми, разными по величине – от размеров воробья до вороны. Они имели широкие крылья и вытянутый вперед узкий череп с небольшим числом зубов в передней части. Птеродактили жили большими стаями на берегах лагун позднеюрского моря. Днем они охотились, а с наступлением ночи укрывались на деревьях или в скалах. Кожа птеродактилей была морщинистой и голой. Питались они главным образом рыбой или падалью, иногда морскими лилиями, моллюсками, насекомыми. Для того, чтобы взлететь, птеродактили вынуждены были спрыгивать со скал или деревьев.

Рамфоринхи имели длинные хвосты, длинные узкие крылья, большой череп с многочисленными зубами. Длинные зубы разной величины выгибались вперед под разным углом и были идеальны для захвата скользкой рыбы. Хвост ящера заканчивался лопастью, служившей рулем. Рамфоринхи могли взлетать с земли. Они селились на берегах рек, озер и морей, питались насекомыми и рыбой.

В юрский период появляются первые птицы или нечто среднее между птицами и ящерами. Существа, появившиеся в юрский период и обладающие свойствами ящеров и современных птиц называются археоптериксы. Первые птицы – археоптериксы, величиной, с голубя. Археоптериксы жили в лесах. Питались преимущественно насекомыми и семенами.

Но юрский период не ограничивается одними лишь животными. Благодаря изменениям климата и бурному развитию флоры юрского периода, резко ускорилась эволюция насекомых, и в результате юрский ландшафт со временем наполнился нескончаемым жужжанием и потрескиванием, которые издавало множество новых видов насекомых, ползающих и летающих повсюду. Среди них были предшественники современных муравьев, пчел, уховерток, мух и ос .

Хозяева морей юрского периода:

В результате раскола Пангеи, в юрский период, образовались новые моря и проливы, в которых развились новые типы животных и водорослей.

Читайте также:  Прочие поступления сбербанк что это значит

По сравнению с триасом, в юрский период очень изменилось население морского дна. Двустворчатые моллюски вытесняют с мелководий брахиопод. Брахиоподовые ракушечники замещаются устричными. Двустворчатые моллюски заполняют все жизненные ниши морского дна. Многие перестают собирать пищу с грунта и переходят к прокачиванию воды с помощью жабр. В теплых и мелких морях юрского периода происходили и другие важные события. В юрский период складывается новый тип рифовых сообществ, примерно такой же, как существует сейчас. Его основу составляют появившиеся в триасе шестилучевые кораллы. Образовавшиеся гигантские коралловые рифы, приютили многочисленных аммонитов и новые разновидности белемнитов (давних родичей нынешних осьминогов и кальмаров). Так же в них обосновалось множество беспозвоночных, таких, как губки и мшанки (морские циновки). Постепенно на морском дне накапливались свежие осадочные отложения.

Юрский период породил множество видов плезиозавров и ихтиозавров, соперничавших с быстроходными акулами и чрезвычайно подвижными костными рыбами.а в морских глубинах леоплеврадон без остановки патрулировал свою территорию в поисках пищи.
Но одно существо по праву можно было назвать хозяином юрских морей. Это гигантский лиоплевродон весом до 25 тонн. Лиоплевродон был самым опасным хищником морей юрского периода, а возможно и за всю историю планеты

На суше, в озерах и реках юрского периода обитало множество разных видов крокодилов, широко расселившихся по земному шару. Существовали и морские крокодилы с длинными рылами и острыми зубами для ловли рыбы. Некоторые их разновидности даже отрастили ласты вместо ног, чтобы удобнее было плавать. Хвостовые плавники позволяли им развивать в воде большую скорость, чем на суше. Появились и новые виды морских черепах.

Все динозавры юрского периода

. сейтаад . спинофалозавр . цетиозавр

Птицеящеры: археоптерикс . эпидексиптерикс .

Ящерицы: баваризавр .

Зауропсиды: дакозавр .

Плиозавры: лиоплевродон . плиозавр .

Птерозавры: птеродактиль . рамфоринх

Первому «Парку Юрского периода» исполнилось 25 лет. К выходу очередного сиквела фильма Спилберга рассказываем, как ископаемые монстры ожили на экране и изменили киноиндустрию.

Наука и сказки

Как многие мальчики, в детстве Стивен Спилберг очень любил динозавров. В классическом «Кинг-Конге», вспоминал режиссер, его интересовали скорее они, чем главный монстр. А юность Спилберга вообще пришлась на так называемый «ренессанс динозавров»: новые открытия палеонтологов в 1960-е годы изменили представления о повадках, образе жизни и облике древних рептилий. Тогда же доисторические создания окончательно обосновались в массовой культуре. «Челюсти», прославившие Спилберга, были данью этой моде. Гигантская акула — чудовище из прошлого, современник динозавров. И сам Спилберг позднее заявлял, что «Парк Юрского периода» снимался как своеобразный сиквел «Челюстей». После «Парка» популярность динозавров взлетела еще выше.

Историю о динозаврах на острове написал Майкл Крайтон. Врач и антрополог, оставивший карьеру ради научно-фантастических романов, Крайтон к моменту встречи со Спилбергом давно работал в Голливуде. Среди его самых известных сценариев — «Штамм Андромеда» и «Мир Дикого Запада» (оригинальный фильм Крайтон сам и снимал, причем он впервые применил компьютерную графику в кино). В 1983-м он пишет сценарий про студента-генетика, одержимого идеей воскресить динозавра. От коллег-ученых Крайтон знал, что это практически невозможно. Но индустрия развлечений всегда готова к самым непредсказуемым экспериментам, и сценарий разросся до романа.

Спилберг услышал про еще не дописанную книгу, когда Крайтон пришел обсуждать совсем другой проект — сериал о врачах (будущее телешоу «Скорая помощь»). Он сразу хотел застолбить экранизацию, но Крайтон раздумывал. За права писатель просил полтора миллиона долларов. При этом среди кандидатов в режиссеры оказались Тим Бёртон, Джеймс Кэмерон, а также автор «Смертельного оружия» Ричард Доннер и режиссер «Гремлинов» Джо Данте. Однако Спилберг и поддержавшая его студия Universal обошли всех. А когда книга вышла, Крайтону заплатили еще полмиллиона, чтобы он написал сценарий.

Оригинальная книга, как и первый сценарий, открывается длинным вступлением. Из него ясно, что динозавры уже бегут с острова Нублар у берегов Коста-Рики и представляют опасность для окружающего мира. Научные эксперименты как бы вызвали разрыв в реальности, в прореху полезли хтонические монстры из прошлого. Это был прямой и жесткий научно-фантастический триллер, и роман-предупреждение. Спилберг не мог сохранить историю такой, ему надо было смягчить акценты.

Сюжет и кастинг

Сценарий попросили переписать Малию Скотч Мармо, с которой Спилберг работал над картиной «Капитан Крюк». В ее варианте двое героев — палеонтолог Грант и математик Малкольм — превратились в одного героя. Идея не прижилась, и работу подхватил Дэвид Кепп, который только что зарекомендовал себя в «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса. Он понял, какого рода фильм нужен Спилбергу.

Если в книге льются реки крови, то за весь фильм мы лишь дважды видим чьи-то останки. Нападения динозавров милосердно скрыты высокой травой или пеленой дождя. Сами ящеры появляются в разы меньше, чем в книге, и всего минут на пятнадцать за весь фильм. Отчасти по финансовым причинам, отчасти по законам триллера. Дело и в уступке цензуре «родительских рейтингов». Спилберг, который с 1980-х годов отстаивал семейные ценности, счастливые финалы и конформизм, не мог быть слишком суров со своими зрителями.

Спилберг ассоциировал себя с владельцем парка Джоном Хэммондом. Он пригласил на эту роль Ричарда Аттенборо, который тогда не снимался в кино уже 15 лет. Из хладнокровного, циничного человека, одержимого сверхидеей, Хэммонд в его исполнении превратился в белобородого рассеянного ученого, волшебника Гудвина, решившего подарить радость детям и взрослым. Конечно, он не мог погибнуть от зубов рептилий в новом сценарии.

Больше всего в фильме пострадал образ Яна Малкольма, специалиста по теории хаоса. На роль пробовался Джим Керри, тогда еще не всемирно известный. Но почти единогласно был утвержден Джефф Голдблюм, игравший неудачливого генетика в «Мухе» Кроненберга. В книге Малкольм — молодой математик, который ведет себя как рок-звезда. Именно он говорит о неизбежности катастрофы: поведение сложной системы, такой как парк, нельзя предугадать. У Спилберга персонаж неловкий и неубедительный, вместо сложных теоретических построений он больше говорит банальности. Конечно, смешной интеллигент в фильме тоже остается в живых. Зато, в отличие от книги, гибнет мачо-охотник, поднявший на динозавров оружие.

Одной из главных проблем для экранизации были многочисленные научные рассуждения персонажей книги. Монологи специалистов с экрана звучали бы ненатурально. Отчасти помогла идея Спилберга — мультфильм-презентация для гостей парка. Другие научные аспекты были поданы в сжатом виде, причем некоторые линии в кино не поместились — например, неподконтрольное размножение динозавров, внезапно поменявших пол.

Читайте также:  Lg f240 optimus g pro

Научные разговоры были вытеснены бесцельным флиртом персонажей друг с другом и анекдотическими эпизодами. Сам тон истории стал другим: не хоррор, не научная фантастика, а приключение. Но ни образы персонажей, ни даже сюжет не были решающими элементами спилберговской конструкции. Все в съемочной группе сразу знали, что настоящие герои этого фильма — динозавры.

Оживить чудовищ

Спилберг предпочел опираться на спецэффекты. Стэнли Уинстон, специалист по аниматронике, работавший над двумя «Терминаторами», отвечал за роботизированные модели динозавров. Фил Типпет, который делал анимацию в «Звездных войнах», должен был заниматься движением динозавров на длинных планах. Но Спилберг остался недоволен анимацией stop motion и go motion от команды Типпета. Движения в таких сценах, как погоня тираннозавра за машиной, были неубедительны.

Дэвид Мьюрен отвечал за цифровой композитинг. В «Терминаторе 2» Кэмерона, перед работой над «Парком», он использовал новаторскую компьютерную графику, за что получил вместе с коллегами «Оскар». Мьюрен заявил Спилбергу, что неподдающиеся движения можно нарисовать на компьютере, режиссер попросил доказательств. По легенде, когда Типпет увидел результаты, он сказал: «Чувствую, мне пора вымирать». Спилберг вложил эту фразу в уста узревшего живых динозавров палеонтолога Гранта.

Компьютерная графика в кино ранее применялась фрагментарно и осторожно. Старые мастера по спецэффектам не доверяли технологии, а некоторые эксперименты оборачивались слабым результатам. Но «Парк» изменил все. Впервые были нарисованы животные, причем в определенном смысле животные вымышленные. Впервые компьютерную графику совместили с традиционными съемками движения. Впервые лицо актрисы — Арианы Ричардс — наложили на фигуру каскадера.

Однако аниматоры Типпета не остались без работы. Именно им пришлось учить специалистов по новым спецэффектам изображать движения животных. Художники и техники ездили в зоопарки, чтобы изучать повадки бегемотов, слонов, крокодилов, птиц и небольших ящериц. Научным консультантом был известный американский палеонтолог Джек Хорнер, отчасти ставший прототипом для Гранта.

Впрочем, авторы не цеплялись за абсолютную верность фактам. Скажем, велоцирапторов сделали больше, чем в действительности, а дилофозавр, плюющий ядом в глаза жертве, вообще получился вымышленным персонажем, за исключением названия. Конечно, тираннозавр в кино должен рычать, хотя кое-кто из ученых считал ящера немым. Звуком занимался Гэри Ридстром, еще один член команды «Терминатора 2». Он скомпоновал рык тираннозавра из рева слона, тигра и аллигатора. Чтобы изобразить других динозавров, использовано множество звуков, включая птичье пенье, лошадиное ржанье, и крик дельфина, и даже человеческий голос.

На первом месте было правдоподобие, а не правда. Всем было известно, что люди пойдут смотреть не на актеров, поэтому важно сделать доисторических существ обаятельными, даже если эти существа несут смерть. Тираннозавра Спилберг называл звездой, хотя, в отличие от Кинг-Конга, зверь не вызывал особой эмпатии. Но на помощь пришел новый финал.

Считается, что именно мастера по спецэффектам убедили режиссера переписать глупую старую версию. По ней живых динозавров, которые окружили героев, погребают под собой рухнувшие с потолка музея скелеты ископаемых динозавров. Режиссер согласился с претензиями и придумал финальный выход тираннозавра, исполнившего роль deus ex machina. Так объясняется несуразность бесшумного появления гигантского ящера, словно прошедшего сквозь стену.

Съемки и триумф

Актеры здорово веселились на площадке, где им то и дело приходилось изображать восхищение или ужас при взгляде на невидимых CGI-динозавров. Впрочем, в сценах где дети трогают гигантского брахиозавра или ученые осматривают больного трицератопса, это как раз с любовью сделанные реальные модели. Как и тираннозавр в сцене атаки на автомобиль с детьми — голова ящера-робота пробивала крышу так усердно, что потеряла зуб. Электронику в тираннозавре как-то раз замкнуло из-за дождя, и монстр начал двигаться сам по себе, перепугав всю съемочную группу.

Дождем дело не ограничилось. На Гавайи, где шли съемки, обрушился ураган «Итаки». События развивались почти как в фильме, где в грозовую ночь герои остались отрезаны от цивилизации среди динозавров. Актеры и кинематографисты оказались заперты в отеле без электричества. Говорят, всех развлекал Спилберг, рассказывая страшные истории.

Именно шторм разрушил специальную декорацию, созданную для съемок сцены гибели техника Арнольда (Сэмюэл Джексон). Актер очень хотел погибнуть перед камерой от клыков и когтей велоцирапторов, но в результате мы видим в кадре лишь отгрызенную руку, которую находит Саттлер.

В Калифорнии сняли эпизод с велоцирапторами и детьми на кухне. Именно в этой сцене динозавров изображают в основном куклы либо люди в костюмах. Коготь велоцираптора, которого запустили по кухне на колесиках, чуть не разбил маленькому Маццелло голову.

Съемки шли с опережением. Когда появился сырой вариант монтажа, Спилберг уехал на «Список Шиндлера» в Польшу, но постоянно проводил видеосовещания с командой, засевшей за постпродакшен. Позднее режиссер вспоминал этот период как «раздвоение личности» и заметил, что все вдохновение досталось «Шиндлеру», а все ремесло — «Парку».

Зато команде, часами рисовавшей покадровые движения мускулов динозавров, вдохновения было не занимать. Художники вспоминали, что сами едва верили результатам своего труда. Но никто еще не знал, насколько важной вехой для кинопроизводства окажется фильм.

Успех в прокате был рекордным, билеты распродали на недели вперед, критики также были в восторге. Если кто и замечал оборванные сюжетные линии или слишком упрощенных персонажей, динозавры искупали все. Люди шли в кино ради чистого зрелища, невозможного где-то еще. Режиссеры поверили в компьютерную графику. Джордж Лукас стал готовиться к приквелам «Звездных войн». Питер Джексон задумался о воплощении самых фантастических историй. Изменилось восприятие и зрителей, и тех, кто делает кино. Практически все оказалось возможно снять на фоне зеленого экрана.

«Парк Юрского периода» дал начало популярной и сегодня франшизе. Первыми вновь были Спилберг и Крайтон. Романист написал продолжение «Парка» — «Затерянный мир». Он поддался на уговоры Спилберга и воскресил доктора Малкольма, который взвалил на плечо винтовку с транквилизаторами и отправился в мир динозавров спасать подругу. Многие сцены из первой книги, не вошедшие в экранизацию, перешли в продолжение. А сентиментальное отношение к семье во второй части снизошло даже на плотоядных динозавров.

Спилберг до сих пор остается исполнительным продюсером всех фильмов серии. Крайтон умер 10 лет назад, не дожив до новых «Миров Юрского периода». Но наземные, подводные, летучие динозавры вновь с нами — живые и часто более полнокровные, чем окружающие их партнеры по фильмам.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Adblock detector