Меню Закрыть

В какой программе лучше записывать вокал

Содержание

Выбор программы для записи звука, на самом деле, мало на что влияет — все они хорошо справляются со своими задачами. Существует большое количество так называемых секвенсоров, или цифровых аудио станций — программ, позволяющих записывать и воспроизводить много аудио файлов одновременно. Кроме этого, они дают возможность разрезать файл на части, двигать, перетасовывать их между собой; а также — изменять высоту звука, скорость воспроизведения, растягивать звук. В общем, редактировать запись как угодно.

В любой из этих программ можно и все записать, и смонтировать, и свести, и отмастерить. Также, все они поддерживают работу с MIDI — в них можно сэмплировать инструменты.

Современные программы для записи музыки различаются, по больше части, только интерфейсом. Функционал везде примерно одинаковый. У меня нет обширного опыта работы со всеми популярным цифровыми аудио станциями, поэтому мой обзор не является попыткой объективного суждения. Просто расскажу, как я их вижу, и в каких случаях я их использую:)

Steinberg Cubase

Не могу сказать, что интерфейс простой. Но огромное количество настроек и функций создает гибкость. Стоит отметить, что именно Steinberg являются одними из создателей формата плагинов VST, которым сейчас пользуется весь мир. Конечно, их продукт отлично поддерживает любые такие плагины. Cubase хорош не только как аудио редактор, но и как MIDI редактор. Мой опыт работы с ним сводится ко второму случаю. Одно время поддерживалась разновидность этой программы — Steinberg Nuendo, имевшая мало отличий от Cubase.

Cakewalk Sonar

Интерфейс этой программы проще, чем у Cubase. Многие мои знакомые работают именно в этой программе, записывают, монтируют, сэмплируют и сводят. Сам я очень доволен MIDI-редактором Sonar’а, режимом рисования нот на нотном стане. Этот редактор содержит мало функций, зато прост и безотказен. Я говорю именно о забивании нот в компьютер, а не о создании партитур для распечатки. Почти никакой нотной графики тут нет.

Magix Samplitude

Интерфейс не очень сложный, сравним с Sonar. Исторически сложилось, что я пользуюсь именно Самплитудом. Дело в том, что когда я впервые попал в студию и наблюдал за работой профессионального звукорежиссера, он пользовался этой программой. Так я получит первый бесплатный опыт и затем уже не перешел ни на какой другой секвенсор. Хотя, надо признаться, Sonar выглядит со стороны чуть более удобным:) Кроме этого, в Samplitude довольно сыро реализована работа с нотным станом. Много глюков, связанных с отображением и распечаткой нот (режим Score), хотя другие режимы работают замечательно.

Dig >Принципиальное отличие этой программы от других в том, что Digidesign также создает и аппаратуру, заточенную под свой редактор. Конечно, это сказывается на качестве и удобстве работы. Сам по себе ProTools имеет понятный интерфейс и удобные средства редактирования звука.

Apple Logic Pro, Ableton Live

К сожалению, сам я ни с одной из этих программ не работал, хотя многократно видел, как это делают другие. Тем не менее, они достаточно популярны и нельзя не упомянуть их в обзоре.

Adobe Audition, Fruity Loops

Эти редакторы, насколько я встречал, меньше используются среди профессионалов, чем вышеперечисленные. Но у них есть свои сторонники и они регулярно обновляются.

Читайте также:  Как отключить облачное хранилище на андроиде

Я использую Magix Samplitude. Но если бы я еще не имел отточенных навыков работы ни с одной из описанных программ, то я бы выбрал для себя Cakewalk Sonar, потому что работа с MIDI там реализована лучше. В остальном, я полностью доволен Samplitude. На его примере я и покажу, как всё можно делать:)

Итак, теперь можно перейти к установке и настройке звукозаписывающей программы. В следующей статье мы займемся установкой Magix Samplitude 12.

Как подготовиться к записи и добиться лучших результатов при работе с вокалом.

Запись вокала, как и его последующая обработка, требует серьезной подготовки. Речь идет не столько о выборе плагинов и программ, сколько о создании подходящих условий для эффективной сессии записи. Задача звукорежиссера и продюсера заключается в правильном распределении сил и времени, выборе подходящего микрофона и создании комфортной для вокалиста атмосферы, в которой ему будет легче работать.

Специально для тех, кто собирается записывать вокал, продюсер и звукорежиссер Нуно Фернандес рассказал о семи важных вещах, которые облегчат процесс и сделают его эффективнее. Ну а мы несколько дополнили и расширили его рассказ.

1. Распределение времени и сил

Задача продюсера заключается не только в принятии важных решений относительно самой музыки, но и в создании таких условий работы, при которых музыканты покажут максимум своих исполнительских возможностей. Это особенно ярко проявляется во время работы с вокалом: продюсер должен внимательно относиться к вокалисту и создавать для него комфортные условия, которые в итоге приведут к качественному исполнению.

Можно писать вокал целый день, но не записать ничего. Дело в том, что силы вокалиста довольно ограничены, поэтому у вас есть всего несколько часов на то, чтобы сделать качественную запись. Спустя несколько часов человек перестанет петь мощно и энергично: безостановочное пение выматывает исполнителя и его связки, поэтому с каждым часом шансы на отличный дубль уменьшаются.

Делайте перерывы в записи, даже если вокалист против этого.

Эмоции также играют важную роль при записи вокала: вокалист должен понять эмоциональный фон песни и передать его в своем исполнении. Если песня агрессивная, а вокалист ходит в легкомысленном настроении, то вам нужно что-то придумать, чтобы настроить его на нужный лад. Возможно, вокалист в итоге будет злиться на вас, но если это приведет к нужному исполнению вокальной партии (а это самое важное для нас), то игра стоит свеч. В конце концов, обиды забудутся, а ваши отношения не испортятся.

Фредди Меркьюри определенно не испытывает дискомфорта в студии.

Автор: Megadyne | Июнь 21, 2017 |

Добиться в домашних условиях студийного качества записи невозможно, однако при правильном подходе можно получить достаточно качественную запись вокала. Многое зависит от того, какое звукозаписывающее оборудование применяется в процессе записи, методов его использования, последующей обработки. Рассмотрим самое необходимое оборудование для записи голоса и программное обеспечение.

Выбор микрофона

Самое первое, на что нужно обратить внимание – выбор микрофона. Именно от его качества будет зависеть итоговый результат. Для записи вокала в домашних условиях можно выбрать один из трёх типов микрофонов, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.

  • Микрофон с подключением через USB-порт. Один из самых бюджетных вариантов для начинающих музыкантов. Помимо относительной дешевизны, имеет конденсаторный капсюль;
  • Динамический. Такие микрофоны часто используются для радиовещания. Менее чувствительны, чем USB-микрофоны, но обладают более тёплым звучанием. Улавливают минимум посторонних шумов, но и петь в такой микрофон приходится с очень близкого расстояния;
  • Конденсаторный. Отличается насыщенными средними и высокими частотами, активно используются студиями для инструментальных и вокальных партий. Стоимость варьируется, в зависимости от технических характеристик, производителя и модели. Требуют фантомного питания;
Читайте также:  Huawei p 9 lait

Создание музыки – достаточно индивидуальный процесс, поэтому микрофон нужно выбирать, исходя из особенностей звучания композиции. Чтобы добиться более качественного звука, лучше подключать микрофон не напрямую к компьютеру, а через внешнее оборудование (предусилитель, динамический процессор, микшер). Некоторые модели этих устройств «заточены» именно для вокала. Их использование делает звук более чистым, прозрачным.

Также желательно обзавестись микрофонной стойкой. Наличие поп-фильтра тоже не будет лишним, т.к. в процессе записи слова, которые начинаются с букв «Б», «П», «С» могут вызвать перегрузку микрофонного капсюля, что негативно отразится на качестве записи вокала. Чтобы снизить уровень посторонних шумов и вибраций к минимуму, можно использовать антивибрационное крепление. Встречаются модели микрофонов с таким креплением, входящим в стандартную комплектацию.

Организация помещения

Как известно, звук имеет особенность отражаться от поверхностей (пола, потолка, стен). И если в обычной жизни мы этого не замечаем, то на записи голоса это может отразиться негативным образом – особенно, если используется чувствительный микрофон. Каждый, кто желает делать музыку на высоком уровне, должен изначально позаботиться о надлежащих условиях помещения, в котором будет осуществляться запись голоса.

В профессиональных студиях этот вопрос решается путём создания специальной вокальной камеры. В домашних условиях для создания подходящих условий можно использовать различные звукопоглощающие материалы: изоляционный фильтр, пенопласт, поролон и т.д. Не обязательно подвергать отделке всю комнату – достаточно оборудовать своеобразную стенку из абсорбирующих материалов сзади и по бокам микрофона. Также для минимизации шумов можно применить акустическую панель.

В процессе записи вокала используются наушники закрытого типа. Делается это для того, чтобы микрофон не улавливал звук из акустической системы. При работающей АС звук заметно ухудшится, могут появиться неприятные шумы, свист. Наличие сплиттер-усилителя позволит использовать несколько наушников. Таким образом, для каждого человека, участвующего в записи, можно настроить желаемый уровень звука отдельно.

Программное обеспечение

Софт для записи вокала подбирается индивидуально, исходя из личных предпочтений. Практически каждая программа для создания музыки оснащена специализированным набором инструментов для работы с голосом. Наибольшей популярностью среди музыкантов пользуются следующие программы:

  • Sound Forge;
  • FL Studio;
  • Adobe Audition;
  • Steinberg Cubase;
  • Cakewalk Sonar и др.;

Лучше использовать программу, интерфейс которой интуитивно понятен для пользователя. Конечно, каждая программа имеет свои возможности, но если необходимости в создании сложного микса нет, то одной из вышеперечисленных программ будет вполне достаточно.

Профессионалы рекомендуют применять в процессе записи минимальный набор эффектов, т.к. при обработке устранить их будет невозможно. Лучше записать вокал вообще без эффектов, добавив нужные после окончания записи. Практически каждая программа позволяет подключать сторонние VST-плагины, благодаря которым можно получить идеальное звучание всей композиции. Причём, экспериментировать с ними можно до бесконечности. Каждый плагин предлагает пользователю свой эффект. Их сочетание порой позволяет добиться весьма интересных и неожиданных результатов.

Читайте также:  Самсунг галакси ноут 9 видео обзор

Постобработка

Независимо от того, где производилась запись голоса, на студии или в домашних условиях, всегда будут какие-то мелкие погрешности, посторонние шумы, фальшиво спетые ноты, призвуки, скрипы. Все эти недостатки можно устранить. Разумеется, для этого нужно хорошо изучить используемое программное обеспечение. Среди основных этапов постобработки вокала можно выделить:

  • Удаление щелчков, призвуков, шумов и других артефактов, получившихся в процессе записи;
  • Выравнивание основных и подавление второстепенных частот, обработка эквалайзером для придания голосу естественности;
  • Создание единого уровня компрессии: выравнивание громкости, нормализация, уменьшение резких пиков;
  • Сведение вокальной партии с основным треком, исправление фальшивых нот;

Не стоит применять одинаковую обработку для всей вокальной записи. Лучше разделить партию голоса на отдельные сэмплы, после чего заниматься с каждым из них по отдельности. Ведь в разных частях музыкального произведения вокалист поёт по-разному: например, куплет – тише, припев – громче. Поэтому добиться одинакового звучания и экспрессии, применяя одинаковую обработку для всего трека, не получится. Идеальным считается результат, где каждое слово песни хорошо воспринимается слушателем, передавая эмоции исполнителя.

Компрессия и эквализация

Одни из важнейших способов обработки вокальной партии после записи. В каждой песне присутствуют слова, спетые тише или громче остальных. При прослушивании вокальной партии отдельно от всей композиции, это практически незаметно. Но при сведении с «минусом» слова, спетые тише других, попросту выпадают из композиции. Исправить эту проблему поможет компрессор. Его применение позволяет выровнять громкость звучания отдельно выбранного в музыкальном редакторе отрезка, либо всей композиции. Пользователь может вручную установить уровень выравнивания.

Эквализация работает по аналогии с компрессором, воздействуя на частотный диапазон, присутствующий в аудио. В сети Интернет есть немало статей на эту тему, но написать единое руководство, идеально подходящее под все случаи, невозможно. Со временем, набравшись опыта, вы сами поймёте, в каких случаях и каким образом нужно применять эквализацию. Оба эти способа обработки звука присутствуют в каждой из вышеперечисленных музыкальных программ.

Полезные советы

В процессе записи вокала рекомендуется сделать несколько дублей. После этого нужно выбрать наиболее удовлетворительный результат, но остальные треки – удалять не стоит. Даже в самом удачном дубле можно найти неидеальные места, вместо которых можно вставить хорошо получившийся отрывок из неудачного дубля. Такой подход позволит вам значительно сократить время и силы.

Обязательно создайте копию необработанной дорожки вокала! При наличии фальши, выполнять исправления лучше на небольших фрагментах трека – в местах, где проблемы музыкального строя очевидны. При этом полагаться рекомендуется на свой слух, а не на показатели программы.

Вокалист должен чувствовать себя комфортно, расслаблено и уверенно. Излишняя стеснительность пагубно сказывается на передаче эмоций. В некоторых случаях, для повышения энергичности исполнения, вокалисту нужно отойти подальше от микрофона и петь громче. Важное замечание: в течение дня голос меняется, поэтому стоит попробовать сделать запись в разное время суток.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.