Тревожна для Google тенденция первого квартала: хотя продажи Android-смартфонов и увеличились, доля этой платформы на рынке продолжает снижаться. Показатели же iOS растут третий квартал подряд, В целом, по данным компании Gartner, за год рынок вырос на 19,3% — конечным пользователям во всем мире продано 336 млн смартфонов. При этом доля Android снизилась на 1.9 пункта, до 73,9%, а для iOS зафиксирован рост с 15,3% до 17,9%.
За изменениями в годовом исчислении скрывается еще более резкое падение Android: 83,1 % в Q3 прошлого года, и стремительный взлёт iOS с 12.7%, что вызвано началом продаж iPhone 6.
Ключевым полем битвы в первом квартале года был Китай: рекордные продажи iPhone поколебали позиции Android в этой стране. В годовом исчислении, согласно Gartner, впервые в Китае объемы Android упали на 4%. По прогнозам
IDC, для рынка смартфонов тенденция сохранится, и в этом году, опять же впервые, доля Android будет расти медленнее, чем общий объем продаж смартфонов.
У Google есть и другие причины для беспокойства, помимо замедления роста объёма продаж. Сторонние производители — Lenovo, Huawei Technologies, Xiaomi и Micromax — используют интерфейсы, значительно отличающиеся от стоковой версии Android. Одновременно возрастает конкуренция с сервисами, которыми комплектуются их модели. С этой точки зрения неудивительна позиция компании Google, пытающейся расширить охват Android на автомобили, TV и т. п.
В первом квартале борьба шла не только между Android и iOS, но и между Samsung Electronics и Apple, После того, как лавина продаж iPhone 6 в конце 2014 г. вывела Apple вперед, в первом квартале Samsung снова занял первую строчку, продав 81,1 млн смартфонов по сравнению с 60,2 млн у Apple. Прибыль Apple в последнем квартале, в значительной степени благодаря продажам iPhone, составила 513,6 млрд.
До 8,3 млн увеличились продажи смартфонов на Windows Phone, однако доля этой платформы снизилась с 2,7 до 2,5%. Теперь надежды Microsoft связаны с Windows 10, которая предложит единый пользовательский интерфейс для устройств всех типов. Что же касается продуктов BlackBerry, то покупатели, похоже, их просто игнорируют: продано 1,3 млн смартфонов, доля на рынке 0,4% (в прошлогоднем первом квартале — 1.7 млн устройств и 0,6%).
Поскольку функциональность и базовые возможности мобильных ОС все более и более сближаются, для разработчиков становится критически важным найти способы дифференцировать себя: расширить охват своей экосистемы; добавить новые функции; создать платформы, охватывающие несколько типов устройств.