Меню Закрыть

В каком году вышел первый цветной фильм

Содержание

Мы привыкли к кинотеатрам, свободному доступу ко многим фильмам и уже не хотим смотреть его в качестве ниже HD. Нам уже предлагают не просто посмотреть кино, а привлекают разными вариантами оживления картин – от 3D до 7D.

Но так было не всегда. И мало кто задумывается, с чего все начиналось. Давайте вместе узнаем историю становления мирового кинематографа от первых картин до цветных пленок.

Самый первый фильм в мире – «Сцены в саду Раундхэй»

Принято считать, что кинематограф появился в 1895 году. Но редко где встретишь упоминания о том, что в 1888 был снят самый первый фильм в мире – «Сцены в саду Раундхэй» («Roundhay Garden Scence»).

Луи ле Принц

Француз Луи ле Принц, автор этой кинокартины, использовал новую для того времени технологию: запись шла на бумажную пленку с нанесенной на нее фотоэмульсией. Длительность сцены всего 1,66 секунды, и на ней Луи запечатлел прогулку в саду сына, тещи с мужем и друга Харриета Хартли.

Официальное же начало кино было положено братьями Люмьер и их самым известным фильмом «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» («L’Arrivée d’un train en gare de la Ciotat», 1895). В России его знают также под названиями «Прибытие поезда» и «Прибытие почтового поезда».

Сюжет довольно простой – за 49 секунд демонстрируется остановка поезда на вокзале Ла-Сиота и пассажиры, которые идут вдоль вагонов.

Интересный факт! Эта кинопленка стала прародителем сюжета немого кино, который назвали «бродячим». Его начали воспроизводить режиссеры во всем мире и снимать свои версии на разных вокзалах.

Почему именно этот документальный короткометражный фильм запомнился и стал каноном? Создатели картины впервые смогли передать на плоском экране движение в пространстве: поезд появляется издалека, проходит через весь экран, а рядом идут люди на разном плане (общем, среднем и крупном).

Своей реалистичностью «Прибытие поезда» так поразил зрителей, что они отскакивали от экрана, боясь, что машина может их задавить.

Первый фильм со звуком – «Певец Джаза»

Технология записи звука (фонограф) уже существовала до момента появления кинематографа. В 1894 году Томас Эдисон и его помощник Уильям Диксон предприняли первые попытки внедрить звукозапись в киноаппарат. Но изобретение (кинетофонограф) осталось лишь техническим казусом из-за больших проблем в синхронизации устройств и очень низкого качества звука.

Кинетофонограф

Что-то подобное пытался повторить в 1900 году Леон Гомон: он объединил аппарат Люмьера с фонографом. Все же изобретение оставалось непригодным для рождения звукового кино ещё долгие годы.

Технический прогресс требовал от режиссеров фильмов движения вперед: популярность радио плохо сказалась на потоке зрителей в кинотеатры. Поэтому внедрение аудио сопровождения для кинолент стало необходимостью.

Наконец, 6 октября 1927 года свет увидел первый звуковой фильм в мире. Кинолента «Певец джаза» была выпущена всеми известной компанией WARNER Bros. и представляет из себя сентиментальную комедию. Звук в этой картине – не привычные нам разговоры героев и окружающий шум. Здесь используется только наложение музыкальных фрагментов джаза и добавлено всего несколько фраз (например «Ну-ка, мама, послушай!»).

Интересный факт! Для запуска звукового кинематографа тема музыки была выбрана неслучайно. В январе 1917 года в Соединенных Штатах впервые в мире выпустили граммофонную пластинку с джазовой композицией.

Озвучка ленты осуществлялась при помощи технологии «Витафон» – звук записывался сначала на граммофонные пластинки, которые затем синхронизировали с экраном.

Через год вышел следующий фильм «Поющий дуралей» от тех же создателей, но в нем уже присутствуют полноценные диалоги действующих лиц.

Первая лента с записанным на ней звуком вышла в 1928 году и называлась «Идеальное преступление».

Первый цветной фильм – «Путешествие на Луну»

Попытки ручного раскрашивания кинолент были у братьев Люмьер, но они сами не считали это серьезной работой, поэтому упоминаний о конкретных картинах в истории не сохранилось.

Братья Люмьер

Музей СМИ в Великобритании проводил многие исследования и поиски в архивах, в результате чего был найден самый первый цветной фильм в мире под названием «Путешествие на Луну», который относится к 1901-1902 годам.

Он принадлежал кинодеятелю из Франции Жоржу Мельесу, который записал отправку экспедиции на Луну. Цветного эффекта в «Путешествии» ему удалось достичь при помощи трех пленок с разными окрасами, а именно синим, красным и зеленым. За счет их наложения друг на друга, Жоржу удалось получить изображение разных оттенков. К сожалению, завершить задумку он не успел.

Жорж Мельес

До обнаружения ленты Мельеса, родоначальником цветного кинематографа считали Герберта Каламуса. В 1912 году он основал компанию «Техниколор» с собственной технологией расцвечивания пленок.

Читайте также:  Пылесос дайсон беспроводной аккумулятор

Окрашивание картины происходило за счет специального оснащения съёмочной камеры системой стеклянных призм, которые делили световой поток от объектива на два. Фильтры же передавали изображение в двух цветах на разные пленки. Именно потому, что такой процесс нанесения цвета достаточно трудоемкий и сложный, первый фильм компания выпустила только в 1917 году.

В 1922 году «Техниколор» показал на экранах кино «Жертвы моря», который получил огромный успех у аудитории, хотя он был расцвечен всего четырьмя красками (зеленая, красная, черная, белая).

Первое подобное кино в СССР – «Броненосец Потемкин». Он вышел на экраны 5 декабря 1925, и вся его «цветность» заключалась в закрашенном ярко красном советском флаге.

Не смотря на многие более ранние находки, официальным годом появления кино в цвете принято считать 1935. Тогда режиссер Рубен Мамулян выпустил свой фильм «Бекки Шарп», который является экранизацией книги «Ярмарка тщеславия».

Сегодня пленки являются целой вехой в истории кино (так же, как и первые мультфильмы). Старинные фильмы являются художественным наследием, несут в себе большую ценность и опыт поколений. Нельзя забывать, что прогресс в кинематографе стал возможен только после этих первых сложных открытий.

Цвет в российском фильмопроизводстве — первые технологии в кино и художественные эксперименты

С появлением технологий цветопередачи выразительный инструментарий кинематографа значительно обогатился. В России эксперименты в этой области начали проводиться еще в начале 20 века. «Ухарь-купец» — немой короткометражный фильм 1909 г. – стал первым образцом раскрашенной вручную картины. В основе лежал метод Ж.Мельеса, объединявший такие процессы химической обработки кадра как вирирование и тонирование.

Кадр из к/ф «Броненосец Потемкин»

Следующий шаг и следующий успех-картина Эйзенштейна 1925 г. «Броненосец «Потемкин», в которой появился раскрашенный самим режиссером красный флаг – символ революционной борьбы.

Дальнейшему развитию цветного кино способствовало совершенствование систем цветопередачи:

Система доминировала в пространстве европейского кино с 1908 по 1914 гг., но обладала серьезными функциональными недостатками: технологии “Призма” и “Биоколор” стали следующим шагом на пути технологического развития. Тем не менее, в начале 1930-х гг. в СССР был разработан трехцветный аналог Кинемаколора «Спектроколор». Именно эта система лежала в основе первого в стране цветного короткометражного фильма «Праздник труда» (1931г.);

Технология появилась в начале 20 в., но широкое распространение получила только в 20-х гг. 20 столетия, одновременно с «Техниколором».

Афиша к фильму «Дуня Корнакова»

Не требовавшая серьезных финансовых затрат, она просуществовала наравне с трехцветными разработками до конца 1940-х гг., в частности, была использована в 1935 г. при создании первого отечественного двухцветного игрового кино «Груня Корнакова».

Преобладавшая на международном кинорынке с 1917 по 1955 гг., технология прошла путь от аддитивной двухцветной системы к трехцветной, ознаменовавшей прорыв в качестве цветопередачи.

Постер к фильму «Иван Никулин — русский матрос»

Советским ответом камерам «Техниколора» стала трехпленочная «ЦКС-1», созданная в начале 1930-х гг.

Пилотный проект – документальный фильм «Цветущая юность» — увидел свет в 1939 г., а уже в 1944 г. вышел в прокат первый полнометражный цветной фильм в СССР «Иван Никулин – русский матрос».

Значение цвета в кино. Теория «цветового кино» Эйзенштейна

Таким образом, технический функционал кино совершенствовался быстрыми темпами: в обиход входили многослойные пленки и трехпленочные камеры. Но в эстетике кинематографа изменения происходили медленнее:

инструмент эмоционального усиления и выразительности: так воспринимался цвет на начальных этапах его творческого освоения.

Это детерминировалось явным как несовершенством цветопередачи, так и особенностями психо-эмоционального восприятия окружающего мира.

Но поступательное развитие технического прогресса постепенно привело к изменению парадигмы восприятия цвета (способ и орудие не только эпатажа, но и достоверной передачи изображения), а также свело на нет доминирование черно — белого кино как единственно верного и достоверного оттиска окружающего мира.

В 30-40-е гг. 20 в. экранная фотография максимально приблизилась к живописному изображению: расширение спектра оттенков позволило придать изображению большую натуралистичность, а игра контрастов – передавать сложную гамму чувств.

Именно в это время Эйзенштейн формулирует концепцию «цветового» кино.

Цвет, в его понимании, – не оболочка воплощения мысли, а форма ее выражения. Отсюда вытекает аксиоматичная фундаментальность цвета как идейной, драматургической характеристики сюжета, его образно-выразительного звучания.

Афиша к фильму «Иван Грозный»

«Цветовое» кино в противовес цветному – и в доказательство тому появляется вторая в СССР серия «Ивана Грозного», где была продемонстрирована эстетическая природа цвета, фактически проведена параллель между цветом и музыкой.

Читайте также:  Как из мини симки сделать микро

Цвет стал использоваться не только в качестве способа выражения мысли, а идейного элемента сюжета; его язык стал разнообразней.

Новое понимание «красок» в кинореальности было представлено в картине Довженко «Мичурин» (1949 г.) и Юткевича «Отелло» (1955г.).

Технический прогресс в фильмопроизводстве — новшества и достижения

Со 2 половины 60-х гг. началась трансформация цветовидения. Выразительные и этические возможности цвета использоваться кинематографистами для решения широкого спектра задач: от идеологических до стилистических.

Афиша к фильму «Отелло»

Эксперименты с «красочным» наполнением картин внесли серьезные фактурные изменения в их создание, позволяя выделять необходимые элементы, усиливать те или иные смыслы. Экранная жизнь приближалась к жизни реальной. Во многом эту тенденцию определяли новаторские достижения в технической области. Появились

  • новые модели ручных камер и типы объективов,
  • многослойные пленки и уникальные оперативные средства для панорамного обзора и многоканальной записи.

Благодаря развитию способов дистанционного управления камерами кинематографисты смогли получить редкие кадры из мест, ранее недоступных из-за высокой степени риска для жизни. Все эти новшества обозначили широкие перспективы в области творческого переосмысления монтажной природы кино: появилась возможность конструировать собственную экранную реальность и создавать новый рисунок киноязыка.

Компьютерные технологии в кино: 3D, IMAX и другие

Технические новшества открыли дорогу идейным экспериментам и рискованным сюжетным ходам:

  • одновременное присутствие в кадре двух персонажей в исполнении одного и того же актера,
  • ускорение, замедление и реверсия экранного действия

– далеко не полный перечень новых обусловленных развитием компьютерных технологий возможностей. При этом комбинированные съемки, исчезновение и возникновение предмета уже не представляло собой просто набор трюков для эпатирования аудитории; это был способ донесения заложенного смысла, форма творчества.

Фильмы стали не столько снимать, сколько создавать, вовлекая зрителя в кинодействительности, делая его и соучастником и наблюдателем. Первые шаги по созданию стереоизображений были сделаны еще в середине 19 в.: трехмерное изображение получалось благодаря цветовому кодированию изображений (анаглиф). Значительно позже появились IMAX и 3D-технологии, формировавшие иллюзию глубины пространства. Эра информационных технологий, в том числе информационных технологий в кино, отчасти определила будущее кинематографа, открыла новую страницу его истории:

символ современности — цифровое кино технология создания фильмов, не привязанная к пленочному формату.

За 16 лет своего существования цифровое кино и телевидение стали частью современной жизни, а отправной точкой его доминирования на рынке стал 1999 г., когда на одной из международных выставок был презентован первый в мире цифровой кинопроектор. Однако, несмотря на неоспоримые преимущества данного формата в отношении качества передачи изображения, при производстве картин сейчас используются комбинированные технологии.

Таким образом, достижения интеллектуально-технической мысли стали для кинематографа средством и материалом творчества и во многом повлияли на дальнейшую историю его развития.

Обычно считается, что старые фильмы снимались в черно-белом формате, а новые — в цветном, как будто между ними существует какая-то четкая грань. Однако, как и в большинстве разработок в области искусства и технологий, с течением времени в киноиндустрии перестали использовать черно-белую пленку, но когда произошел резкий переход на цветную, точно не известно.

Помимо этого, следует отметить, что многие режиссеры по сей день предпочитают снимать свои фильмы в черно-белом цвете, даже после того, как цветной фильм стал общепринятой нормой. Среди таких кинофильмов следует отметить такие, как «Молодой Франкенштейн» (1974), «Манхеттен» (1979), «Список Шиндлера» (1993) и «Артист» (2011).

Первые цветные фильмы

История свидетельствует, что в первые десятилетия киносъемки цветные фильмы представляли для режиссера аналогичный художественный выбор.

«Волшебник Изумрудного города»» (1939 год) был первым цветным фильмом, но цветные кинокартины создавались более чем за тридцать пять лет до появления этого фильма.

Создание первых образцов цветных пленок

Ранние цветные пленки были разработаны вскоре после того, как было изобретено кино. Однако эти процессы были либо рудиментарными, либо дорогостоящими, либо и тем и другим.

Даже в самые ранние дни киноискусства цвет уже использовался в кино. Наиболее распространенный процесс заключался в том, чтобы использовать краситель, который был способен оттенять цвет определенных сцен. Например, таким образом отображались сцены, которые происходили в ночное время. Они окрашивались в темно-фиолетовый или синий цвет. Такая подсветка помогала визуально различать сцены, которые происходили в ночное время или при дневном освещении. Конечно, это было всего лишь вкрапление цвета.

Другой метод, который использовался в таких фильмах, как «Жизнь и мученичество Христа» (1903), «Поездка на Луну» (1902) — это трафарет, в котором каждый кадр фильма был окрашен вручную. Процесс ручной раскраски отдельного кадра фильма был кропотливым, дорогостоящим и трудоемким.

Читайте также:  Как войти в айпад если забыл пароль

За следующие несколько десятилетий были сделаны большие успехи в улучшении цветного трафарета и скорости его осуществления, но требуемое время и расходы привели к тому, что этот метод использовался лишь для производства небольшой части фильмов.

Технология Kinemacolor

Одним из самых важных событий в мире цветного кино было появление технологии Kinemacolor, созданной в 1906 году англичанином Джорджем Альбертом Смитом. Кинофильмы с использованием Kinemacolor проецировали фильм через красные и зеленые фильтры, что позволяло имитировать фактические цвета, используемые в кинокартине. Хотя это был прогрессивный шаг, процесс двухцветного фильма передавал полный спектр цветов не точно, оставляя множество из них слишком яркими, размытыми или полностью отсутствующими.

Первым кинофильмом, в котором был использован этот метод, был фильм «Поездка на берег моря» (1908 год). Kinemacolor стал очень популярен в Великобритании, где и был создан, но установка необходимого оборудования для многих театров была слишком дорогостоящей.

Американские новшества

Менее чем через десять лет американская компания Technicolor разработала свой собственный двухцветный технологический процесс, который был использован для съемки фильма 1917 года «Персидский залив». Это было первое использование цвета в киноиндустрии США.

Этот процесс требовал проецирования фильма посредством двух проекторов, один из которых содержал в себе красный фильтр, а другой — зеленый. Призма объединяла проекции на одном экране.

Как и другие цветовые процессы, ранний метод Technicolor был дорогостоящим по причине использования специальных технологий съемок и проекционного оборудования. В результате The Gulf Between был единственным фильмом, созданным с использованием оригинального двухцветного процесса Technicolor

В то же время технические специалисты Famous Players-Lasky Studios (позже переименованные в Paramount Pictures), а также гравер Max Handschiegl, разработали другой способ окрашивания пленки с использованием специальных красителей. Хотя этот процесс, который дебютировал в фильме Сесила Б. Демилла «1917 год», использовался только на ограниченной основе в течение примерно десятилетия, технология создания красителей легла в основу будущих процессов окрашивания. Этот инновационный процесс стал известен как «цветной процесс Handschiegl».

Улучшенный процесс Technicolor

В начале 1920-х годов Technicolor разработал цветной процесс, который запечатлевал цвет на самой пленке. Это означало, что цвет может быть представлен на любом проекторе соответствующего размера. Это было похоже на немного более ранний, но менее успешный цветной формат Prizma.

Улучшенный процесс Technicolor был впервые использован в фильме 1922 года «Плавание в море».

Тем не менее использование цветной пленки было все еще дорогим удовольствием. Для процесса требовалось гораздо больше света, чем для производства черно-белой кинокартины. Поэтому многие фильмы, которые использовали Technicolor, использовали этот метод только для некоторых коротких эпизодов в черно-белом фильме.

Например, версия фильма «Призрака оперы» 1925 года (в главной роли Лон Чэни) отобразила несколько коротких эпизодов в цвете. Кроме того, этому процессу были присущи некоторые технические проблемы, которые в дополнение к расходам не позволяли ему получить широкое использование.

Трехцветный Technicolor

Technicolor и другие компании продолжали экспериментировать и совершенствовать цветную съемку фильмов в течение 1920-х годов, хотя черно-белая пленка оставалась стандартной.

В 1932 году Technicolor представила трехцветную пленку, использующую технологии переноса красителей, которые демонстрировали самый яркий цвет на пленке. Такая съемка была использована в коротком анимационном фильме Уолта Диснея «Цветы и деревья», который был частью контракта с Technicolor для демонстрации трехцветного процесса. Его использование продолжалось до 1934 года.

Конечно, результаты были потрясающими, но этот процесс по-прежнему был дорогим и требовал камеры гораздо большего размера. По этой причине цвет использовался для более престижных проектов в конце 1930-1950-х годах. Разработки, сделанные как Technicolor, так и Eastman Kodak в 1950-х годах, сделали процесс съемки цветного фильма более легким и дешевым.

Цветное кино становится стандартным

Компания Eastman Kodak Eastmancolor конкурировала с Technicolor и Eastmancolor, а также отличалась совместимостью с новым широкоэкранным форматом CinemaScope.

Широкоэкранные фильмы и цветные фильмы были индустриальным способом борьбы с растущей популярностью маленьких черно-белых телевизионных экранов. К концу 1950-х годов большинство голливудских постановок снимались в цветном формате, поэтому к середине 1960-х годов новые черно-белые версии стали более дешевыми. Этот процесс продолжался в последующие десятилетия. Черно-белые кинокартины в основном были распространены у индийских кинематографистов.

Сегодня применение цифровых форматов делает процесс использования цветной пленки почти устаревшим. Тем не менее зрители будут продолжать ассоциировать черно-белый фильм с классическим образцом Голливуда, а также восхищаться яркими цветами ранних цветных фильмов.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.