Меню Закрыть

Тип файла exe com

Содержание

.EXE (сокр. англ. executable — исполнимый) — расширение исполняемых файлов, применяемое в операционных системах DOS, Windows, Symbian OS, OS/2 и в некоторых других, соответствующее ряду форматов. Кроме объектного кода может содержать различные метаданные (ресурсы, цифровая подпись [1] ).

Содержание

Форматы .EXE [ править | править код ]

  • MZ — 16-битный формат, основной формат файлов .EXE в DOS.
  • EXE-файлы для Windows и OS/2 используют другие форматы для основной части программы, но всё равно начинаются с заглушки в формате MZ, которая, как правило, при попытке запустить файл в DOS выводит сообщение This program cannot be run in DOS mode. («Эту программу невозможно запустить в режиме DOS») и завершает выполнение, хотя теоретически может запускать некий произвольный код, работоспособный в DOS.
  • NE — 16-битный формат, использовался в Windows 3.x[2] , OS/2 и MS-DOS.
  • LE — смешанный 16- и 32-битный формат, ранее использовался в OS/2 и Windows (VxD).
  • LX — 32-битный формат, используется в OS/2.
  • PE — 32- и 64-битный формат, используется в современных версиях Windows, начиная с Windows NT и Windows 95.
  • Структура файлов [ править | править код ]

    Файл EXE, создаваемый компоновщиком, состоит из двух частей:

    • управляющая информация для загрузчика;
    • загрузочный модуль.

    Информация для загрузчика, описанная ниже, расположена в начале файла и образует так называемый заголовок. Сразу за ним следует тело загрузочного модуля, представляющее собой копию образа памяти задачи, построенной компоновщиком.

    Стандартная часть заголовка имеет следующий формат [3] :

    00-01 4D5A — сигнатура файла .EXE; 02-03 Длина образа задачи по модулю 512 (то есть число полезных байт в последнем блоке). Компоновщики версий до 1.10 помещали в это поле 04; если оно имеет такое значение, его рекомендуется игнорировать); 04-05 Длина файла в блоках; 06-07 Число элементов таблицы настройки адресов; 08-09 Длина заголовка в 16-байтных параграфах. Используется для выяснения начала тела загрузочного модуля; 0A-0B Минимальный объём памяти, которую нужно выделить после конца образа задачи (в 16-байтных параграфах); 0C-0D Максимальный объём памяти, которую нужно выделить после конца образа задачи (в 16-байтных параграфах); 0E-0F Сегментный адрес начала стекового сегмента относительно начала образа задачи; 10-11 Значение SP при входе в задачу; 12-13 Контрольная сумма — ноль минус результат сложения без переноса всех слов файла; 14-15 Значение IP (счетчика команд) при входе в задачу; 16-17 Сегментный адрес начала кодового сегмента относительно начала образа задачи; 18-19 Адрес первого элемента таблицы настройки адресов относительно начала файла; 1A-1B Номер сегмента перекрытий (0 для корневого сегмента программы).

    Далее следует таблица настройки адресов. Таблица состоит из элементов, число которых записано в байтах 06-07. Элемент таблицы настройки состоит из двух полей: 2-байтного смещения и 2-байтного сегмента, и указывает слова в загрузочном модуле, содержащее адрес, который должен быть настроен на место памяти, в которое загружается задача. Настройка производится следующим образом:

    1. В области памяти после резидентной части выполняющей загрузку программы строится префикс программного сегмента (PSP);
    2. Стандартная часть заголовка считывается в память;
    3. Определяется длина тела загрузочного модуля (разность длины файла 04-07 и длины заголовка 08-09 плюс число байт в последнем блоке 02-03). В зависимости от признака, указывающего загружать задачу в конец памяти или в начало, определяется сегментный адрес для загрузки. Этот сегмент называется начальным сегментом;
    4. Загрузочный модуль считывается в начальный сегмент;
    5. Таблица настройки порциями считывается в рабочую память;
    6. Для каждого элемента таблицы настройки к полю сегмента прибавляется сегментный адрес начального сегмента. В результате элемент таблицы указывает на слово в памяти, к которому прибавляется сегментный адрес начального сегмента;
    7. Когда таблица настройки адресов обработана, в регистры SS и SP записываются значения, указанные в заголовке, а к SS прибавляется сегментный адрес начального сегмента. В ES и DS записывается сегментный адрес начала PSP. Управление передается по адресу, указанному в заголовке (байты 14-17).

    Структура программного сегмента [ править | править код ]

    При обращении к нерезидентной команде или вызове программы операцией Exec, DOS определяет минимальный адрес, начиная с которого может быть загружена соответствующая программа. Эта область называется программным сегментом.

    По смещению 0000 в программном сегменте DOS формирует префикс программного сегмента (PSP). Сама программа загружается по смещению 0100.

    Программа завершается переходом по адресу 0000 в программном сегменте, выполнив INT 20, выполнив INT 21 с AH=0 или AH=4C, или обратившись к подпрограмме по адресу 0050 в программном сегмент с AH=0 или AH=4C.

    Читайте также:  Don t starve together умер

    Примечание: при завершении иначе, чем операцией 4C, программа должна предварительно заслать в CS адрес начала своего программного сегмента.

    Все четыре способа возвращают управление в резидентную часть COMMAND.COM (при этом операция 4C передает код завершения). Все четыре способа приводят к продолжению выполнения программы, обратившейся к операции Exec (4B). При этом вектора прерываний 22, 23 и 24 (завершение, Ctrl-Break, фатальная ошибка обмена) восстанавливаются из Префикса Программного сегмента возобновляемой задачи. Затем управление передается по адресу завершения. Если программа возвращается в COMMAND.COM, то управление передается в нерезидентную часть. Если это происходит во время выполнения командного файла, оно продолжается, иначе COMMAND выдает на терминал приглашение и ждет ввода следующей команды.

    Когда загруженная программа получает управление, имеют место следующие условия:

    Описание формата EXE

    Исполняемый файл EXE является приложением Windows либо DOS систем. Такой тип файла может включать в себя самораспаковывающиеся архивы. Имеют невероятно широкое распространение.

    Стоит отметить, что в операционных системах Windows, открыть файл .exe можно посредством двойного клика левой клавиши мыши. В прочих платформах Linux или Mac OS запустить рассматриваемое расширение возможно при помощи предварительно установленных на компьютер эмуляторов, к примеру VMware Workstation.

    Формат .exe так же поддаётся редактированию, для этого необходимо воспользоваться утилитой на подобии Resource Hacker. Среди пользователей распространены случаи нарушения ассоциации файлов по типам, когда множество ярлыков в формате EXE могут иметь одинаковый внешний вид. При такой ситуации можно воспользоваться приложением Unassociate File Types, способным корректно восстановить ассоциации.

    Расширение может являться сценарием программного обеспечения для активации процесса инициализации остальных файлов определенного разработчика в целях последующего исправного запуска той или иной утилиты. Вместе с расширением .exe может содержаться и справочная информация, способствующая соответствующему поиску и загрузке дополнительных компонентов.

    Информация в расширении необходима для формирования надлежащей среды Microsoft DOS и системах Виндоус. Если открыть exe файлы как самораспаковывающийся архив, можно отметить факт того, что установка хранимого контента будет произведена в предварительно заданную директорию.

    Существует два основных типа загрузочных программ: EXE и COM. Рассмотрим требования к EXE-программам. DOS имеет четыре требования для инициализации ассемблерной EXE-программы: 1) указать ассемблеру, какие сегментные регистры должны соответствовать сегментам, 2) сохранить в стеке адрес, находящийся в регистре DS, когда программа начнет выполнение, 3) записать в стек нулевой адрес и 4) загрузить в регистр DS адрес сегмента данных.

    Существуют определенные различия между программой, выполняемой как EXE-файл и программой, выполняемой как COM-файл.

    1. Размер программы. EXE-программа может иметь любой размер, в то время как COM-файл ограничен размером одного сегмента и не превышает 64К. COM-файл всегда меньше, чем соответствующий EXE-файл; одна из причин этого — отсутствие в COM-файле 512-байтового начального блока EXE-файла.

    2. Сегмент стека. В EXE-программе определяется сегмент стека, в то время как COM-программа генерирует стек автоматически. Таким образом при создании ассемблерной программы, которая будет преобразована в COM-файл, стек должен быть опущен.

    3. Сегмент данных. В EXE программе обычно определяется сегмент данных, а регистр DS инициализируется адресом этого сегмента. В COM-программе все данные должны быть определены в сегменте кода.

    4. Инициализация. EXE-программа записывает нулевое слово в стек и инициализирует регистр DS. Так как COM-программа не имеет ни стека, ни сегмента данных, то эти шаги отсутствуют. Когда COM-программа начинает работать, все сегментные регистры содержат адрес префикса программного сегмента (PSP),

    — 256-байтового (шест. 100) блока, который резервируется операционной системой DOS непосредственно перед COM или EXE программой в памяти. Так как адресация начинается с шест. смещения 100 от начала PSP, то в программе после оператора SEGMENT кодируется директива ORG 100H.

    5. Обработка. Для программ в EXE и COM форматах выполняется ассемблирование для получения OBJ-файла, и компоновка для получения EXE-файла. Если программа создается для выполнения как EXE-файл, то ее уже можно выполнить. Если же программа создается для выполнения как COM-файл, то компоновщиком будет выдано сообщение:

    Читайте также:  Ark survival of the fittest обзор

    Warning: No STACK Segment

    (Предупреждение: Сегмент стека не определен)

    ПРИМЕР ПРОГРАММЫ

    Программа преобразования двузначного шестнадцатеричного числа в символьном виде в двоичное представление.

    Вход: исходное шестнадцатеричное число из двух цифр вводится с клавиатуры

    Выход: результат преобразования помещается в регистр dl.

    data segment para public “data” ;сегмент данных

    message db “Введите две 16-теричные цифры, $”

    stk segment stack

    db 256 dup (“?”) ;сегмент стека

    code segment para public “code” ;начало сегмента кода

    main proc ;начало процедуры main

    mov ax,data ;адрес сегмента данных в регистр ах

    mov ds,ax ;ax в ds

    mov dx,offset message

    xor ax,ax ;очистить регистр ах

    mov ah,1h ;1h в регистр ah

    int 21h ;генерация прерывания с номером 21h

    mov dl,al ;содержимое регистра al в регистр dl

    sub dl,30h ;вычитание: (dl)=(dl)-30h

    cmp dl,9h ;сравнить (dl) с 9h

    jle M1 ;перейти на метку М1, если dl sub dl,7h ;вычитание: (dl)=(dl)-7h

    M1: ;определение метки М1

    mov cl,4h ;пересылка 4h в регистр сl

    shl dl,cl ;сдвиг содержимого dl на 4 разряда влево

    int 21h ;вызов прерывания с номером 21h

    sub al,30h ;вычитание: (dl)=(dl)-30h

    cmp al,9h ;сравнить (al) c 9h

    jle M2 ;перейти на метку М2, если al sub al,7h ;вычитание: (al)=(al)-7h

    M2: ;определение метки М2

    add dl,al ;сложение: (dl)=(dl)+(al)

    mov ax,4c00h ;пересылка 4с00h в регистр ax

    int 21h ;вызов прерывания с номером 21h

    main endp ;конец процедуры main

    code ends ;конец сегмента кода

    end main ;конец программы с точкой входа main

    Строки 1-3 определяют сегмент данных. В строке 2 описана текстовая строка с сообщением «Введите две шестнадцатеричные цифры».

    Строки 4-6 описывают сегмент стека, который является просто областью памяти длиной 256 байт, инициализированной символами «”?”». Отличие сегмента стека от сегментов других типов состоит в использовании и адресации памяти. В отличие от сегмента данных (наличие которого необязательно, если программа не работает с данными), сегмент стека желательно определять всегда.

    Строки 7-36 содержат сегмент кода. В этом сегменте в строках 8-35 определена одна процедура main.

    Строка 9 содержит директиву ассемблера, которая связывает сегментные регистры с именами сегментов.

    Строки 10-11 выполняют инициализацию сегментного регистра DS.

    Строки 12-14 выводят на экран сообщение message:

    Строка 15 подготавливает регистр АХ к работе, обнуляя его.

    Строки 16-17 обращаются к средствам операционной системы для ввода символа с клавиатуры. Введенный символ операционная система помещает в регистр AL.

    Строка 18 пересылает содержимое AL в регистр DL. Это делается для того, чтобы освободить AL для ввода второй цифры.

    Строка 19 преобразует символьную цифру в ее двоичный эквивалент путем вычитания 30h, в результате чего в регистре DL будет двоичное значения числа.

    В строках 20-21 выясняется, нужно ли корректировать двоичное значение DL. Если оно лежит в диапазоне 0…9, то в DL находится правильный двоичный эквивалент введенного символа шестнадцатеричной цифры. Если значение в DL больше 9, то введенная цифра является одним из символов A,B,C,D,E,F. В первом случае строка 21 передаст управление на метку М1.

    В строках 24-25 значение в DL сдвигается на 4 разряда влево, освобождая место в младшей тетраде под младшую шестнадцатеричную цифру.

    В строке 26 в регистр AL вводится вторая шестнадцатеричная цифра.

    В строках 27-29 выясняется, попадает ли двоичный эквивалент второго символа шестнадцатеричной цифры в диапазон 0…9. Наша вторая цифра не попадает в диапазон, поэтому для получения правильного двоичного эквивалента нужно произвести дополнительную корректировку. Это делается в строке 38.

    Строки 33-34 предназначены для завершения программы и возврата управления операционной системе.

    СТРУКТУРЫ

    Описание типа структуры

    Структура — это составной объект, занимающий несколько соседних ячеек памяти. Это тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов разного типа. Компоненты структуры называются полями, они могут быть разного типа (размера) — байт, слово и т. д. Поля именуются, доступ к полям осуществляется по именам. Для использования структур в программе необходимо выполнить 3 действия.

    Читайте также:  Microsoft net sdk web

    1. Задать шаблон структуры. По смыслу это означает определение нового типа данных, который впоследствии можно использовать для определения переменных этого типа.

    2. Определить экземпляр структуры. Этот этап подразумевает инициализацию конкретной переменной с заранее определенной структурой.

    3. Организовать обращение к элементам структуры.

    Существует разница между описанием структуры в программе и ее определением. Описание структуры в программе означает лишь указание компилятору ее схемы или шаблона; память при этом не выделяется. Компилятор извлекает из этого шаблона информацию о расположении полей структуры и их значениях по умолчанию. Определение структуры означает указание транслятору на выделение памяти и присвоение этой области памяти символического имени. Описать структуру можно только один раз, а определить любое количество раз.

    Описание шаблона структуры.

    Прежде чем использовать структуру, надо описать ее тип — указать, сколько в ней полей, какие имена у полей и т. д. Описание типа структуры выглядит так:

    Описание типа открывает директива STRUC, где указывается имя, которое дали типу структуры. Это же имя должно быть в директиве ENDS. Между этими двумя директивами может быть указано любое число директив, описывающих поля структуры.

    Например, тип структуры DATE из трех полей Y (год), M(месяц), D(день) можно описать так:

    Описание типа структуры носит чисто информационный характер, по нему ассемблер ничего не заносит в машинную программу, поэтому такое описание можно размещать в любом месте программы, но обязательно до описания переменных этого типа.

    После того как описан тип структуры, можно определять в программе переменные этого типа, отводить под них память. Такие переменные называются переменными-структурами или просто структурами. Описываются они с помощью директив следующего вида:

    Пример описания переменных-структур:

    Y M D
    ?
    ?
    ?

    Это директивы особого рода. До этого мы рассматривали директивы, названиями которых были служебные слова, а здесь названием является имя DATE. Каждая такая директива описывает одну переменную, имя которой указывается в начале директивы.

    DT2 DATE эквивалентно DT2 DATE

    DT3 DATE эквивалентно DT3 DATE

    Одной директивой можно описать сразу несколько структур, т. е. можно описать массив, элементами которого являются структуры. Например по директиве

    DTS DATE 10 dup (<>)

    описывается массив из 11 структур типа DATE, причем поля первой из них будут иметь начальные значения: 2004, 12, 5, а остальные десять структур получают один и тот же набор начальных значений, взятых по умолчанию: 2004, 3, ?.

    Описав тип структуры и переменные этого типа, получаем право работать с этими переменными-структурами. Как единое целое структуры обрабатываются редко, обычно они обрабатываются по полям. чтобы сослаться на поле структуры, надо использовать конструкцию вида

    Такая конструкция обозначает ту ячейку памяти, которую занимает указанное поле указанной переменной. Встречая эту конструкцию, ассемблер заменяет ее на адрес данной ячейки.

    Пример. Если в переменной DT1 хранится мартовская дата, то требуется записать сюда дату следующего дня года.

    jne FIN ; не март — FIN

    je APRL ; 31 марта — APRL

    inc DT1.D ; следующий день в марте

    APRL: mov DT1.M, 4 ; замена 31 марта 1 апреля

    ОБЪЕДИНЕНИЯ

    Объединение — тип данных, позволяющий трактовать одну и ту же область памяти как данные, имеющие разные типы и имена. Описание объединений в программе напоминает описание структур, т. е. сначала указывается шаблон, в котором с помощью директив описания данных перечисляются имена и типы полей:

    Отличие объединений от структур состоит в том, что при определении переменной типа объединения память выделяется в соответствии с размером максимального элемента. Обращение к элементам объединения происходит по их именам, но при этом нужно помнить, что все поля в объединении накладываются друг на друга. В качестве элементов объединения можно использовать и структуры.

    ПРОЦЕДУРЫ

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9529 — | 7348 — или читать все.

    91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Рекомендуем к прочтению

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.