Меню Закрыть

Списание техники в организации

Содержание

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, которые подлежат обязательной утилизации. В каждом случае при списании имущества необходимо руководствоваться положениями законодательства.

Как правило, почти во всех системных блоках, мониторах, в составе комплектующих деталей, изделий технического назначения, бытовых приборов, инструментов, оборудования, материалов в небольшом количестве присутствуют драгоценные металлы.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы необходимо учитывать. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Кроме того, в списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду такое имущество может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности выполняются организациями с лицензией на осуществление этой деятельности.

Учреждение может самостоятельно определить наличие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в штате нет специалиста, который способен дать заключение о наличии или отсутствии в списанном имуществе вредных веществ и отнесении отходов к классу опасности, для утилизации имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

При списании мебели учреждение может руководствоваться Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель относится к крупногабаритным твердым коммунальным отходам, вывоз которых обеспечивается региональным оператором (в т.ч. по заявкам потребителей) либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Порядок утилизации имущества должен быть определен в рамках учетной политики учреждения с учетом норм законодательства. В числе прочего он может включать:

    • перечень материальных ценностей, которые подлежат утилизации;
    • способы утилизации (самостоятельно или с привлечением специализированной организации);
    • сроки утилизации;
    • порядок вывоза отходов после утилизации объектов основных средств и т.п.

    В соответствии с пп. 51, 52 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), выбытие объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта.

    Вместе с тем пунктом 335 Инструкции № 157н прямо предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), следует учитывать на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".

    Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета при принятии соответствующего решения, должен учитываться на счете 02, пока не будут проведены мероприятия (в т.ч. утилизация), предусмотренные актом о списании.

    Таким образом, факт выбытия с балансового учета объекта основных средств и факт реализации мероприятий по утилизации (уничтожению) выбывшего объекта – два разных события хозяйственной жизни, которые происходят после утверждения решения о списании.

    Следовательно, в соответствующем разделе акта о списании должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации этих мероприятий необходимо подтвердить первичными документами.

    Унифицированной формы первичного учетного документа, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. В соответствии с п. 6 Инструкции № 157н учреждение вправе локальными нормативными актами утверждать формы первичных (сводных) учетных документов для отражения хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные формы документов.

    Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 7 Инструкции № 157н.

    Таким образом, учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, которые оно будет применять при утилизации или уничтожении нефинансовых активов своими силами, а также с привлечением сторонних организаций. Указанные документы позволят подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок в случае возникновения спорных ситуаций.

    Если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, факты проведения таких работ могут быть подтверждены:

      • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований учредителя или положений учетной политики учреждения;
      • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору со специализированной организацией.

      Если профильной комиссией учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) необязательно.

      Невозможно представить себе современный офис или предприятие без компьютеров, принтеров, ксероксов, факсов и другой оргтехники. Она верно служит предпринимателям, но настает момент, когда оборудование либо устаревает морально, либо непоправимо ломается. На смену старой будет приобретена новая техника, но изжившие себя приборы, превратившиеся в мусор, нельзя просто вывезти к ближайшей помойке.

      Почему компьютерная техника нуждается в специальной утилизации и как правильно производить эту процедуру с точки зрения законодательства РФ, читайте в этой статье.

      Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

      Все, что нельзя продать (подарить) или повторно использовать, представляет собой ненужные вещи, иными словами, мусор. Накопление таких предметов недопустимо на предприятии, где все должно работать на извлечение прибыли. Если компьютер более неэффективен или безнадежно испорчен, работать на нем нельзя, а значит, нужно будет приобрести на его место другой.

      Естественно, от неполезных вещей надо избавляться. Такие активы, как оргтехника, списываются и утилизируются по специальной процедуре, предусмотренной законодательно. Причины регулирования утилизации оргтехники:

      1. Профилактика вреда окружающей среде. Отработанная офисная техника относится к опасным отходам. При производстве компьютеров и других агрегатов применяются вещества, опасные для жизнедеятельности, например, свинец, мышьяк и др. Обычное выбрасывание техники, особенно регулярное, может нанести непоправимый вред экологии и здоровью.
      2. Сбережение того, что можно сохранить. В состав оргтехники входят детали, содержащие цветной металл, а также определенное количество драгметаллов: золота, серебра, платины. Таким образом, Налоговый кодекс РФ считает даже абсолютно непригодную технику не лишенной определенной ценности. Металл можно извлечь и использовать повторно, кроме того, ценные составляющие необходимо правильно провести по бухгалтерии как часть активов.

      ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Достаточным основанием для регламентированной утилизации компьютерной техники является ее законодательное обоснование. Иными словами, организация или лицо, уличенные в обычном выбросе такой техники, будут привлечены к административной ответственности за загрязнение окружающей среды и нарушение эпидемиологических норм.

      Читайте также:  Разработчик тестировщик сео программист проект

      Что говорит закон

      Утилизация отжившей свое оргтехники регламентирована несколькими правовыми актами:

      1. Административный кодекс в ст. 8.2 запрещает выбрасывать технику наряду с обыкновенным мусором, причем запрет касается как частных лиц, так и организаций.
      2. Отдельный запрет на это действие для юрлиц прописан в постановлении Правительства РФ № 340.
      3. Делать это своими силами предприятиям запрещает Федеральный закон № 89.
      4. П.2 ст. 20 Федерального закона № 41 от 26 марта 1998 года обуславливает ненадлежащую утилизацию техники как нарушение Налогового кодекса РФ из-за содержания в ней ценных металлов, которые должны быть переработаны и направлены в фонд государства.
      5. Специализированным предприятиям разрешено утилизировать технику при наличии соответствующей лицензии, согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 года.

      Что именно нужно утилизировать

      Список техники, подлежащей обязательной утилизации ввиду потенциальной опасности, содержится в приказе Министерства природных ресурсов, а также в Постановлении Правительства РФ № 818. В него входят:

      • компьютеры;
      • мониторы;
      • люминисцентные лампы;
      • медицинская техника;
      • бытовые приборы;
      • аккумуляторы;
      • сканеры;
      • ксероксы;
      • принтеры и картриджи для них и др.

      ВАЖНО! Нужно правильно утилизировать не только сами агрегаты, но и их лом, то есть даже отдельные части вышедшей из строя техники.

      Списание оргтехники перед утилизацией

      Если рядовой потребитель может просто обратиться в фирму, занимающуюся утилизацией техники, юрлицо должно иметь для этого законодательные основания: списать данное имущество с баланса. Это не так просто, как кажется.

      Главная сложность этой процедуры – в определении остаточной ценности отслужившей техники. Для того чтобы акт списания был законным, нужно грамотно оценить технический и моральный аспект приборов и их материальную ценность, что под силу только экспертам. Данную экспертизу вправе провести только специально сертифицированная организация, выдав заключение о непригодности техники к дальнейшему применению.

      Нарушение процедуры списания чревато административной и даже уголовной ответственностью, ведь техника представляет собой материальную ценность. Оно непременно спровоцирует неправильности в ведении бухгалтерского учета, что чревато санкциями для руководства и главного бухгалтера организации:

      • штрафом в 20-50 МРОТ для руководящих лиц;
      • штрафом в 100-1000 МРОТ, наложенным на организацию.

      ВНИМАНИЕ! Решение ставить старую технику на предприятии, чтобы избежать трат на списание и утилизацию, никак не сэкономит средства, поскольку за остающуюся активом технику придется платить налог.

      Бухгалтерские проводки списания оргтехники

      Если принято решение утилизировать определенную технику, это априори значит, что как актив она самортизирована до конца и уже никак не принимает участия в производственной деятельности. Ее бухучет ведется на счете 01 «Основные средства» и забалансовом счете 013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов».

      В проводках списание оформляется как выбытие основных средств. Расходы на последующую утилизацию должны быть списаны в том же учетном периоде, несмотря на то что сама утилизация может проводиться позднее.

      Этапы утилизации оргтехники

      Первый этап производится силами организации с привлечением сертифицированных экспертов. Последующие этапы имеет право выполнять одна из специализированных фирм, зарегистрированных в Пробирной палате РФ.

      1. Получение акта списания:
        • экспертная оценка;
        • определение остаточной стоимости списываемой техники;
        • заключение о невозможности ее дальнейшего использования;
        • оформление выбытия ОС.
        • Демонтаж оборудования с отделением содержащих драгоценные металлы частей:
          • обязателен акт об изъятии комплектующих, на основании которого техника списывается с карточек учета;
          • на его основании на каждую деталь заводится своя карточка учета (форма М-17), в которой указывается наименование лома (название узла), его общая масса и доля в ней драгметаллов каждого наименования.
          • Аффинаж – отделение драгоценных металлов от частей техники.
          • Оприходование полученных ценностей.
          • Передача драгметаллов в фонд государства.

          ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При обращении для утилизации в специализированную фирму организации достаточно будет провести реализацию старой техники: это избавит от необходимости учета и оприходования лома и драгметаллов.

          Как провести утилизацию с помощью спецфирм

          Организации, специализирующиеся на утилизации офисной и бытовой техники, имеют все необходимые разрешения и лицензии, а также оборудование для аффинажа драгоценных металлов. Многие из них уполномочены и проводить техническую экспертизу, предшествующую списанию такого оборудования. Специалисты осуществят:

          • помощь в составлении актов списания на каждый из утилизируемых приборов;
          • транспортировку, обезвреживание и размещение опасной части отходов;
          • оформление санитарно-эпидемиологических документов;
          • все последующие процедуры, связанные с драгметаллами.

          Алгоритм для представителей фирм-владельцев старой оргтехники

          1. Выбрать компанию для утилизации техники, сертифицированную в Пробирной палате.
          2. Составить предварительный список техники, подлежащей утилизации.
          3. Согласовать с фирмой стоимость ее услуг в зависимости от количества единиц техники и предоставляемого сервиса.
          4. Заключить договор на утилизацию списанных основных технических средств.
          5. Демонтаж поименованной техники.
          6. Вывоз демонтированной аппаратуры.
          7. Подписание акта о выполнении работ и окончательный расчет.

          Не забудьте проверить правильность оформления и полноту пакета документов об утилизации: об услуге их оформления можно договориться с утилизирующей фирмой дополнительно.

          Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

          Списание основных средств включает в себя:

          • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
          • оформление необходимой документации;
          • получение разрешения на списание;
          • демонтаж, разборку;
          • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

          Определяем техническое состояние

          Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия 1 , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

          • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
          • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
          • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
          • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной законодательством;
          • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
          • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии — в организацию по приему вторсырья;
          • составление актов о списании объектов основных средств.

          Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

          Согласовываем

          По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

          • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
          • копии инвентарных карточек учета основных средств;
          • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
          • копии технических паспортов;
          • выписки из реестра муниципального имущества;
          • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
          • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
          • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
          Читайте также:  Почему мне грустно и хочется плакать

          Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные документы, которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

          Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

          • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее — Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с законодательством;
          • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
          • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

          Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

          • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
          • номер по порядку;
          • наименование объекта основных средств;
          • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
          • год выпуска объекта основных средств;
          • первоначальная стоимость объекта основных средств;
          • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
          • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
          • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
        • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
        • копия инвентарной карточки учета основных средств;
        • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении — копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
        • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
        • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.
        • При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

          • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
          • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
          • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
          • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
          • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
          • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

          При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

          • копия акта о причиненных повреждениях;
          • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
          • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

          Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

          Драгметаллы

          Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

          Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее — Инструкция № 68н)):

          • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
          • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
          • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

          Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

          Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

          • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
          • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) — по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

          После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные документы вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

          Читайте также:  Забыл пин код мтс что делать

          Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость — 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов — 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС — 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
          Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
          Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

          Дебет 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          Кредит 2 101 04 410
          "Уменьшение стоимости машин и оборудования"
          — 7000 руб. — списано основное средство;

          Дебет 2 105 06 340
          "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
          Кредит 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          — 4000 руб. — оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

          Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
          "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
          Кредит 2 105 06 340 (склад)
          "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
          — 4000 руб. — переданы детали аффинажной организации (основание — акт передачи);

          Дебет 2 205 09 560
          "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
          Кредит 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          — 3500 руб. — начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание — паспорт аффинажной организации);

          Дебет 2 201 01 510
          "Поступления денежных средств учреждения на счета"
          Кредит 2 205 09 660
          "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
          — 3500 руб. — поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

          Дебет 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          Кредит 2 303 04 730
          "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
          — 534 руб. — начислен НДС;

          Cторно:
          Дебет 2 105 06 340
          "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
          Кредит 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          — 500 руб. — произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно";

          Дебет 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          Кредит 2 105 06 440
          "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
          — 3500 руб. — произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

          Дебет 2 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          Кредит 2 303 05 730
          "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
          — 3500 руб. — начислена задолженность в бюджет;

          Дебет 2 303 04 830
          "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
          Кредит 2 201 01 610
          "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
          — 534 руб. — перечислен НДС в бюджет;

          Дебет 2 303 05 830
          "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
          Кредит 2 201 01 610
          "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
          — 3500 руб. — перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

          Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

          Дебет 1 210 02 440
          "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
          Кредит 1 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          — поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

          Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
          В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

          Дебет 1 303 05 830
          "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
          Кредит 1 205 09 660
          "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
          — 3500 руб. — отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

          Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

          Дебет 1 210 02 440
          "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
          Кредит 1 401 01 172
          "Доходы от реализации активов"
          — 3500 руб. — поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

          Эксперты службы
          Правового консалтинга ГАРАНТ
          А. Н. Суховерхова,
          Ю. А. Кошелева.

          Статья опубликована в журнале
          "Бюджетный учет" № 7 июль 2010

          1 Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.

          Рекомендуем к прочтению

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован.