Меню Закрыть

Ремонт настольных электронных часов своими руками

Содержание

Описание ремонта электронных часов Янус, производства СССР. Основой данных часов является микросхема К145ИК1901 — распространенный советский контроллер для построения электронных часов. Время отображается на большом индикаторе ИВЛ1-7/5 зелёного цвета. На основе опыта работы и починки таких часов можно сделать вывод, что чаще всего выходит из строя кварцевый резонатор, высыхают электролитические конденсаторы, а также угасают электровакуумные индикаторы. Индикаторы, которые выходили из строя по причине перегорания нити накала ещё не попадались. Конечно ремонтировать любую электронику лучше всего со схемой. Вот похожие две схемы. Если что — микросхемы К145ИК1901 и КР145ИК1901 при ремонте взаимозаменяемы.

Схема советских электронных часов

Второй вариант схемы

Назначение кнопок управления

  • SB1 — "М" — установка текущего времени в минутах, в режиме "Т" — в секундах;
  • SB2 — "Ч" — установка текущего времени в часах, в режиме "Т" — в минутах;
  • SB3 — "К" — коррекция текущего времени;
  • SB4 — "С" — режим секундомера;
  • SB5 — "О" — остановка индикации;
  • SB6 — "Т" — режим таймера;
  • SB7 — "Б1 " — режим "будильник 1", установка времени производится кнопками "Ч" и "М".
  • SB8 — "В" — вызов индикации показаний текущего времени, например, после установки будильников;
  • SB9 — "Б2" — режим "будильник 2".

В данном случае часы долго лежали без дела и наконец, спустя лет 5, понадобились. Вначале была идея купить готовые светодиодные — с большими цифрами, сантиметров 5-10 высотой. Но посмотрев на цену за 1000 рублей понял, что лучше реанимировать старые.

Разбираем корпус и осматриваем схему с деталями — всё довольно сложно, по сравнению с современными, на микроконтроллерах и LCD. Блок питания вроде несложный — бестрансформаторный, но дальше пониженное напряжение 10 В преобразовывается очень хитрым инвертором на многообмоточном кольце, в 27 вольт питания анода индикатора ИВЛ-1.

Признаков жизни никаких, предохранитель и диоды в норме, но вот питание на конденсаторе фильтра (1000 мкф 16 В) всего 4 вольта.

Берём лабораторный регулируемый блок питания и подаём на часы положенное по схеме напряжение 10 В, контролируя ток. Всё заработало — индикатор засветился и стала мигать точка секунд. Ток составил около 80 мА.

Очевидно проблема в конденсаторе. И виновником оказался не электролит фильтра, как можно сразу подумать, а почти потерявший ёмкость балластный сетевой, на 400 В 1 мкф. Параллельно ему припаял второй аналогичный и при включении в сеть 220 В устройство заработало. Напряжение сразу поднялось до 10,4 В.

На этом ремонт можно считать завершённым, а 1000 рублей, уже выделенных на покупку — сэкономленными. Из этого делаем вывод: не ленитесь самостоятельно чинить бытовую технику и электронику, ведь кроме экономии денег на покупке новой, вы будете чувствовать радость от успешно проделанной работы и гордость перед домашними 🙂

Описание ремонта электронных часов Янус, производства СССР. Основой данных часов является микросхема К145ИК1901 — распространенный советский контроллер для построения электронных часов. Время отображается на большом индикаторе ИВЛ1-7/5 зелёного цвета. На основе опыта работы и починки таких часов можно сделать вывод, что чаще всего выходит из строя кварцевый резонатор, высыхают электролитические конденсаторы, а также угасают электровакуумные индикаторы. Индикаторы, которые выходили из строя по причине перегорания нити накала ещё не попадались. Конечно ремонтировать любую электронику лучше всего со схемой. Вот похожие две схемы. Если что — микросхемы К145ИК1901 и КР145ИК1901 при ремонте взаимозаменяемы.

Читайте также:  Как назвать беседу для девочек

Схема советских электронных часов

Второй вариант схемы

Назначение кнопок управления

  • SB1 — "М" — установка текущего времени в минутах, в режиме "Т" — в секундах;
  • SB2 — "Ч" — установка текущего времени в часах, в режиме "Т" — в минутах;
  • SB3 — "К" — коррекция текущего времени;
  • SB4 — "С" — режим секундомера;
  • SB5 — "О" — остановка индикации;
  • SB6 — "Т" — режим таймера;
  • SB7 — "Б1 " — режим "будильник 1", установка времени производится кнопками "Ч" и "М".
  • SB8 — "В" — вызов индикации показаний текущего времени, например, после установки будильников;
  • SB9 — "Б2" — режим "будильник 2".

В данном случае часы долго лежали без дела и наконец, спустя лет 5, понадобились. Вначале была идея купить готовые светодиодные — с большими цифрами, сантиметров 5-10 высотой. Но посмотрев на цену за 1000 рублей понял, что лучше реанимировать старые.

Разбираем корпус и осматриваем схему с деталями — всё довольно сложно, по сравнению с современными, на микроконтроллерах и LCD. Блок питания вроде несложный — бестрансформаторный, но дальше пониженное напряжение 10 В преобразовывается очень хитрым инвертором на многообмоточном кольце, в 27 вольт питания анода индикатора ИВЛ-1.

Признаков жизни никаких, предохранитель и диоды в норме, но вот питание на конденсаторе фильтра (1000 мкф 16 В) всего 4 вольта.

Берём лабораторный регулируемый блок питания и подаём на часы положенное по схеме напряжение 10 В, контролируя ток. Всё заработало — индикатор засветился и стала мигать точка секунд. Ток составил около 80 мА.

Очевидно проблема в конденсаторе. И виновником оказался не электролит фильтра, как можно сразу подумать, а почти потерявший ёмкость балластный сетевой, на 400 В 1 мкф. Параллельно ему припаял второй аналогичный и при включении в сеть 220 В устройство заработало. Напряжение сразу поднялось до 10,4 В.

На этом ремонт можно считать завершённым, а 1000 рублей, уже выделенных на покупку — сэкономленными. Из этого делаем вывод: не ленитесь самостоятельно чинить бытовую технику и электронику, ведь кроме экономии денег на покупке новой, вы будете чувствовать радость от успешно проделанной работы и гордость перед домашними 🙂

Пособие для начинающего мастера

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Читайте также:  Данные из буфера обмена невозможно вставить paint

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Читайте также:  Игровой системник за 50000

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

2 — ролик двойной;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.