Меню Закрыть

Поляризационный фильтр для чего нужен

Содержание

Артем Кашканов, 2015

Что такое поляризационный фильтр?

Суть действия фильтра состоит в поляризации света. Не буду в подробностях расписывать, что это такое, о физическом смысле этого являения можно прочесть, например, в Википедии или каком-то другом специализированном сайте, посвященному физическим явлениям. Если честно, я пытался разобраться в том, что там написано, но не смог — все, чему меня учили в Политехе на высшей математике и физике 15 лет было назад, было безнадежно забыто. Уверен, то же самое произошло и у 99% читателей, поэтому я расскажу простыми словами — что дает поляризационный фильтр?

Поляризационный фильтр убирает на фотографиях отраженный свет — солнечные блики, отражения от поверхностей, свечение неба из-за отражения солнечного света от кристалликов льда в атмосфере. В результате этого блестящие предметы выглядят как матовые, а небо в ясную погоду получается не голубым, а темно-синим.

Поляризационный фильтр можно поворачивать вокруг своей оси, при этом будет меняться характер эффекта поляризации. Посмотрите пример ниже и сравните, как выглядит небо, а как выглядит вода на этих снимках.

Отражение неба есть

Отражения неба нет, видно дно. Голубизна неба стала чуть потусклее.

Еще один пример необработанной в Photoshop фотографии с вечерним небом (по умолчанию у камеры была выставлена повышенная насыщенность цвета для пейзажа).

Немного неестественно, но красиво!

Если у вас еще нет поляризационного фильтра, возможно сейчас у вас начинает рождаться мысль — надо брать! Не спорю, что поляризационный фильтр — нужная вещь для съемки пейзажа. Но у него есть ряд особенностей, о которых нужно знать, чтобы не разочароваться в покупке.

Покупайте круговой поляризатор

Поляризация бывает линейной и круговой, соответственно, поляризационные фильтры тоже делятся на две группы — линейные и круговые. По внешнему виду их отличить невозможно — и тот и другой имеет вращающуюся часть, внешнее различие лишь в маркировке. У круговых поляризаторов в маркировке имеются слова CIRCULAR, CIR или просто группа C (например, CIR-PL или C-PL). Если такого обозначения нет, то поляризатор линейный. Он будет точно так же затенять небо и убирать блики с воды, но с ним у зеркалки будет некорректно работать автофокус — фазовые датчики фокусировки будут давать сбой. С круговым поляризатором таких проблем не будет.

Покупайте поляризатор с просветляющим покрытием

Просветляющее покрытие устраняет эффект переотражения света от линз в оптической системе. Если просветляющего слоя нет, то возможно заметное помутнение картинки, если солнце будет попадать на объектив. Также у непросветленной оптики плохая бликоустойчивость. Если вы разжились объективом с красным или золотым колечком ("топовая" оптика Canon и Nikon, соотвественно), не стоит навешивать на него китайский поляризатор за 600 рублей. Нижняя ценовая планка, с которой начинаются более-менее годные поляризационные фильтры сейчас лежит в районе 3000 рублей.

Какой производитель поляризаторов лучше?

У каждого производителя оптики есть свое деление на классы, поэтому данный вопрос некорректен. В принципе, можно брать фильтр любого производителя, если средняя цена на него выше обозначенной планки. Еще многое зависит от диаметра фильтра. Чем больше диаметр, тем дороже фильтр. У меня нет исчерпывающей информации по тому, какой фильтр выбрать за N рублей, а рекомендации "с потолка" давать не хочется. Я пользуюсь поляризатором HOYA CIR-PL HD 77mm, он меня полностью устраивает. Хотите проверенное лично мной решение, берите HOYA CIR-PL HD.

Для широкоугольного объектива покупайте фильтр с тонкой рамкой

Еще такие фильтры называются "slim". Они стоят чуть дороже, но их рамка не будет попадать в кадр при широкоугольном положении объектива. Если снимать с широкоугольником и навернутым на него фильтром со стандартной "широкой" рамкой, получится примерно так:

На "полнокадровых" 24 мм фильтр с широкой рамкой дает заметное виньетирование (затемнение углов)

Если у вас аппарат с матрицей APS-C (кроп 1.5 или 1.6), и объектив с широким углом на 15-16 мм, то у вас будет то же самое. На 18 миллиметрах заметного виньетирования от широкой рамки нет.

В принципе, это все основные рекомендации, касающиеся выбора и покупки поляризационного фильтра. Еще дам некоторые рекомендации по его использованию.

Поляризатор не всегда полезен

Если мы снимаем таким образом, что солнце у нас за спиной или, наоборот, светит нам в лицо, практически никакого видимого эффекта от поляризационного фильтра не будет.

Поляризатор работает только в том случае, когда мы стоим к солнцу боком. Но из-за этого регулярно возникает яркостный "перекос" неба — с одной стороны оно будет ощутимо темне, чем с другой.

В правой части небо гораздо темнее, чем с левой

Еще забавно получается, когда в центре кадра "поляризационная дыра", а по краям — естественное виньетирование объектива (затененные уголки снимка).

В небе будто два светлых "горба"

Все эти вещи скорее портят фотографии, чем делают их выразительными, поэтому старайтесь избавляться от виньетирования, прикрывая диафрагму до 8. Еще виньетирование легко правится в Lightroom, если он "знает" профиль вашего объектива (если не знает — чуть посложнее).

Что касается "поляризационной дыры в небе", см. следующую рекомендацию.

Не злоупотребляйте сверхшироким углом!

На 24 мм яркостный перекос неба будет весьма ощутимым (см. предыдущее фото), не говоря уже про меньшие фокусные расстояния. Но если подвинуть зум примерно до 35-40 мм (в полнокадровом эквиваленте), то небо будет более "ровным".

Здесь все более-менее нормально! Объектив в среднем положении зума не виньетирует, поляризатор не "выгрызает" дыру в небе

Читайте также:  Процессор который потянет гта 5

Поляризатор можно комбинировать с градиентным фильтром

Градиентный фильтр — это стеклышко, разделенное на две половины — прозрачную и затемненную. Подробнее о нем можно почитать в этой статье. Тогда можно получать практически фантастические картины безо всякого Фотошопа.

Помните, что два фильтра усиливают виньетирование на широком угле. Увеличивайте фокусное расстояние, чтобы рамка фильтра не попала в кадр.

И еще — не скручивайте фильтры друг с другом плотно! Из-за насечек на краю кольца фильтры легко цепляются друг за друга и развинтить их потом будет стоить немалого труда (учитывая, что и тот и другой имеют подвижные части, которые будут прокручиваться при попытке развинтить собранную вами конструкцию).

Поляризатор можно комбинировать с другим поляризатором

При этом получится имитация серого фильтра переменной плотности — по идее, удобная вещь для съемки днем со сверхдлинной выдержкой. Вращая фильтры друг относительно друга можно добиться практически нулевого светопропускания. Однако, возможны и побочные эффекты — снижение бликоустойчивости, искажение цветов. Не говоря о том, что автофокус ни за что не пробьет такую "броню" и придется фокусироваться до надевания фильтра на объектив.

Закатное солнце при съемке через два поляризатора неожиданно для всех посинело и дало огромные красные блики

Этот пример был сделан и приведен из соображений "а что будет если". Если честно, плохо представляю себе практическую ценность этого решения, но, возможно, кто-то разовьет данную мысль во что-то интересное 🙂

Эффект затененного неба можно легко сделать в Lightroom безо всякого поляризатора!

Открываем фото и раздел "Коррекция"

Делаем следующие вещи:

1. Открываем фотографию и выбираем вкладку "Коррекция"

2. Листаем инструменты вниз до раздела "HSL/Цвет/Градации серого"

3. Выбираем настройку "Светлота" (1)

4. Кликаем мышкой по малозаметному кружочку (2). Курсор мыши меняет форму со стрелочки на перекрестие и кружок со стрелочками чуть ниже.

5. Наводим курсор на небо, там где оно без облаков (3), цепляем его мышкой и тянем вниз. При этом небо будет темнеть как будто фотография сделана с поляризатором.

Можно попробовать другие инструменты раздела "HSL/Цвет/Градации серого", например, "Оттенок". Для отмены действия используйте комбинацию клавиш Ctrl+Z.

На этом я и закончу. Относительно того, нужен ли вам поляризатор, отвечу фразой из известной песни — "думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь" 🙂

Содержание статьи

  • CPL-фильтр с круговой поляризацией: уроки фотографии
  • Зачем нужен ультрафиолетовый фильтр
  • Что такое поляризованные линзы

Устройство и принцип работы поляризационного фильтра

Поляризационные фильтры делятся на две категории – линейные и круговые. Линейные фильтры не подходят для современных фотокамер, а только к старым камерам без автофокуса и автоматического замера экспозиции. Поэтому, с быстрым распространением цифровых камер с функцией автофокуса, линейные светофильтры ушли с рынка, и мы поговорим о фильтрах с круговой поляризацией.

Круговой (или циркулярный) поляризационный фильтр (Circular polarizer, cpl) сдерживает отраженный поляризованный свет. Его предназначение в том, чтобы не пропустить в объектив камеры некоторые световые волны. Отражения от различных поверхностей – это поляризованный свет, и его можно отсечь с помощью CPL-фильтра. Солнечный свет проходит через фильтр неполностью, и это даёт возможность получить определенные цвета или добиться интересных эффектов на фотоснимке. В частности, поляризационный фильтр делает прозрачными воду и стекло, создает снимок с более насыщенными цветами, сглаживает синий тон неба. Это единственный светофильтр, эффект которого невозможно воспроизвести при обработке фотографии.

Поляризационный фильтр состоит из 2-х колец – одно из них подвижное, другое нет. Своей неподвижной частью фильтр накручивается на резьбу объектива, а подвижную часть можно вращать на 360 градусов. В одном из колец фильтра есть поляризатор – специально обработанное стекло. Путём его вращения регулируется степень эффекта CPL-фильтра, настраивается величина поляризации, и, следовательно, желаемое изменение в получаемом снимке.

Для чего нужен поляризационный фильтр

Укажем для каких задач фотограф может использовать поляризационный фильтр.

  1. Основное свойство CPL-фильтра – не пропускать отраженный поляризованный свет. Его можно применять для того, чтобы убирать блики с водных поверхностей и фотографировать дно водоёмов. В этом одно из уникальных свойств этого фильтра, обычным зрением человек будет видеть только отражения неба на воде. Такой же эффект получается при фотографировании через стекло. Освобождая поверхность стекла от ненужных бликов с помощью светофильтра, мы увидим, что находится за стеклом.
  2. Используя поляризационный фильтр, можно получить более теплые и натуральные цвета на снимке, так как он удаляет рефлексы синевы неба с травы, листьев и земли. Также визуально увеличивается контраст и резкость снимка.
  3. Если вы занимаетесь предметной съемкой, поляризационный фильтр поможет уменьшить блики на предметах.
  4. CPL-фильтр позволяет убрать с неба дымку, и сделать его цвет более насыщенным, выделив на нём контрастные облака.
  5. При фотографировании рассвета или заката, поляризационный фильтр усиливает контраст на небе, подчеркивает детали на земле и убирает блики с отражающих поверхностей.
  6. Несмотря на то, что CPL-фильтр в основном используют для съёмки пейзажей, он также может быть полезен и для фотографирования интерьеров, например, для снятия бликов со стёкол, телевизора и блестящих поверхностей.
  7. Поляризационный фильтр, пропуская меньше света, может работать как нейтральный фильтр. С ним можно легко снимать при очень ярком дневном освещении на светосильные объективы (даже со светосилой f/1.4).
  8. Не будем забывать и про защиту объектива. Фильтр защищает переднюю линзу объектива от царапин, а в случае падения, может спасти объектив.
Читайте также:  Как настроить эфирную залу

Как использовать поляризационные фильтры

Для любого инструмента, важно знать, как им правильно пользоваться. Приведём несколько полезных рекомендаций, как использовать круговой поляризационный фильтр.

  1. Поляризационный фильтр лучше использовать в солнечную погоду. Но когда пасмурно и освещение рассеяно, можно скомпоновать кадр без неба. В этом случае поляризатор добавит общий контраст и насыщенность, а также уберёт с изображения блеск на листьях и воде.
  2. Для максимально требуемого эффекта при съёмке с поляризационным фильтром, фотограф должен находиться под прямым углом к объекту съёмки. Если при съёмке солнце находится позади фотографа или перед ним, результата использования фильтра не будет.
  3. На широкоугольных объективах, или на зум-объективах в положении «широкого угла», поляризационный фильтр может дать эффект «виньетирования» (затемнения изображения по краям). В таком случае можно повернуть фильтр, уменьшив эффект, либо уменьшить область захвата изображения с помощью зума. В данной ситуации некоторые фотографы советуют также пользоваться тонкими поляризационными фильтрами.
  4. При съёмке пейзажей контраст между небом и землей является одной из основных проблем для фотографа. Выровнять контраст по всему кадру практически невозможно. Эту фотографическую задачу можно решить с помощью использования вместе с поляризационным фильтром нейтрального градиентного фильтра, который должен выровнять общий контраст снимка.
  5. Так как поляризационный фильтр уменьшает количество света, попадающего на объектив, рекомендуется не надевать его на объектив его при плохой освещенности. С другой стороны, уменьшение количества света, и, как следствие, более длинная выдержка, может быть использована для определённых эффектов, например, «размытия» бегущей воды на фотоснимке.

При съёмке с поляризационным фильтром необходимо учитывать:

  1. Поляризационный фильтр требует вращения, тем самым увеличивая время подбора композиции.
  2. Фильтр не рекомендуется использовать при съёмке панорам по причине неравномерности освещения неба и возможности появления на нём темных пятен.
  3. Поляризационный фильтр уменьшает количество пропускаемого света, поэтому в фотокамере нужно увеличивать длительность экспозиции.
  4. Необходимо постоянно следить за чистотой фильтра. Если он не идеально чист, качество изображение резко снизится.
  5. С поляризационным фильтром сложнее ориентироваться, глядя в видоискатель камеры.
  6. Для съёмки в контровом свете (когда в кадре есть солнце) лучше не использовать фильтр, так как он может дать дополнительные блики и солнечные зайчики, особенно если фильтр не слишком чистый.

На что обратить внимание при покупке фильтра

  1. Поляризационные фильтры, которые имеются в продаже, отличаются маркой бренда и ценой. Если вы хотите получить качественные фотоснимки, не нужно гнаться за самым дешёвым фильтром. Специалисты отмечают, что хороший CPL-фильтр не должен стоить меньше полутора тысяч рублей.
  2. При покупке фильтра обратите внимание на материалы, из которых он изготовлен. Если есть возможность, в качестве проверки можно посмотреть через фильтр на небо, или на экран компьютера. Некачественные фильтры дадут нечёткое изображение.
  3. Если у вас несколько объективов с разным диаметром передней линзы, необходимо приобрести фильтр для каждого объектива, либо выбрать, каким объективом вы пользуетесь чаще всего, и купить фильтр только для него.
  4. Проверьте, чтобы диаметр фильтра совпадал с диаметром объектива.
  5. Не выбрасывайте футляр от фильтра. Он поможет сохранить фильтр в чистоте и убережёт от царапин, когда вы им не пользуетесь.

Поляризационный фильтр – это интересный творческий инструмент. Он позволяет получить уникальные эффекты на фотоснимках. Это незаменимый компонент в арсенале фотографа. CPL-фильтр с круговой поляризацией будет особенно полезен при съёмке пейзажей.

Одним из важных аксессуаров фотографа-пейзажиста обязательно должен быть поляризационный фильтр для объектива. Насчет его использования часто спорят фотографы на разных тематических форумах. По мнению некоторых, любое дополнительное стекло, накрученное на объектив, вносит корректуры в работу системы линз. Большинство же считают, что поляризационный фильтр незаменим для пейзажиста. Разберемся подробнее, что же такое поляризационный фильтр для объектива и зачем он нужен.

Что такое поляризация света

Чтобы понять, почему один из самых популярных светофильтров имеет такое название, необходимо разобраться с понятием поляризации. Но так как мы находимся не на сайте для начинающих физиков, то рассмотрим вопрос поляризации с практической точки зрения.

Свет – это волна, нам данный факт известен со школы. При своем распространении в пространстве волна ведет себя по-разному, так как ее распространение происходит не в однородной массе. Свет имеет свойство неоднократно переотражаться, поэтому мы видим некоторые поверхности с заметными искажениями. Например, всем известные блики. Кажется, что их устранить невозможно без перекрытия света, от которого они образуются. Однако это не так. Если говорить об атмосфере, то здесь все еще печальнее из-за взвешенных в воздухе частиц. Они отражают свет масштабно, из-за чего голубое небо мы часто видим вовсе не таким.

Поляризатор может пропускать через себя свет частично. Например, только вертикально или горизонтально ориентированный, тем самым отсеивая часть света и проявляя детали, которые были скрыты этим отсеянным спектром.

На этом рассмотрение физической стороны вопроса окончено, переходим к практической части.

Маркировка поляризационного фильтра

На рынке фототехники представлено немало различных решений. Все они выглядят практически одинаково. Разница заключается в маркировке и, конечно, надписях на упаковке. Вам помогут в магазине при выборе, но лучше знать о поляризационных фильтрах заранее, до покупки. Так появляется больше шансов понять, что говорит продавец, и избежать возможного обмана.

На фотографии представлена упаковка типичного кругового поляризационного фильтра, на которой имеются надписи и пример работы. Здесь все более, чем понятно. Если же обратить внимание только на надписи, нанесенные на внешней стороне, то довольно сложно понять какой перед нами образец.

Читайте также:  Yamaha mcr b020 отзывы

Рассматривая поляризационный фильтр вне упаковки, мы должны найти такие маркировки, как CPL, C-PL, PL-C. Вместо буквы C можно встретить CIR, что в любом случае говорит о его круговом типе. Линейный тип сегодня трудно найти в продаже.

Когда применять поляризационный фильтр

Использовать поляризатор для объектива не так просто для первого раза. Нюансов, когда лучше отказаться от его использования, тоже достаточно. Первое использования, без предварительного ознакомления с особенностями, может привести к печальному результату. Первая проблема – это отсутствие эффекта при съемке по направлению света солнца или против него. Наибольшую пользу поляризатор приносит, когда съемка происходит под углом 90 градусов по отношению к солнцу.

Вторая практическая проблема – неполное заполнение кадра при использовании широкоугольной оптики для фотокамер. Так использование 18-миллиметрового объектива приведет к неравномерности покрытия применения поляризатора. Если одна сторона кадра, условно, приходится на желательные 90 градусов к солнцу, то другая сторона будет приходиться на невыгодные углы, где работа любого поляризатора сведется к нулю. На практике – объемное эффектное небо одного цвета в одной части изображения и менее выразительное небо в другой части, при этом имеющее иной оттенок.

Использование широкого угла нежелательно еще и по другой причине. Любой светофильтр вносит конструктивные изменения за счет своей толщины. Поляризатор удлиняет конец объектива, отодвигая его на добрые 3-4 миллиметра. Широкоугольная оптика мгновенного реагирует на подобные изменения виньетированием. Часто в таких случаях без редактирования виньетки при постобработке не обойтись, либо стоит отказаться от широкого угла в пользу более стандартных.

Использование поляризатора для объектива в условиях плохого освещения усугубит ситуацию. При надетом поляризационном фильтре общая пропускная способность объектива заметно уменьшается, примерно в два раза. Это стоит учитывать, так как повышение выдержки не всегда представляется возможным. Кроме того ухудшается фокусировка, делая периодические промахи. Вариант повышения светочувствительности не очень привлекателен из-за ухудшения качества изображения.

В перечисленных случаях лучше отказаться от использования поляризатора для объектива во избежание получения некачественного результата. В подобных ситуациях лучше потратить время на постобработку фотографий в редакторе в попытках повторить эффекты светофильтра без его применения, благо это более, чем возможно.

Все же некоторые особенности использования светофильтров повторить в фоторедакторах не удастся никогда. И если достижение определенного результата необходимо, то поляризационный фильтр для объектива рекомендуется использовать вопреки возможным ухудшениям качества. Такой целью может стать необходимость удаления бликов и отражений на фотографии. Съемка объекта за витриной, которого не видно в обычных условиях станет более доступной при надетом поляризаторе. Вид флоры и фауны подводного мира часто скрыт от взора как раз отблесками света на поверхности. Поляризатор выручит и в этой ситуации, сделав блики воды менее заметными. И подобного результата невозможно добиться с помощью фотошопа.

Поляризационный фильтр и широкий угол

Как уже говорилось, широкоугольная оптика не очень дружит с поляризационными фильтрами для объектива. Причиной является узкая область эффективности поляризации, а точнее определенный угол относительно солнца, при котором она наиболее эффективна. Это угол в 90 градусов. Но при использовании широкоугольной оптики для фотокамеры в пределах одного кадра угол относительно солнца значительно изменяется, ведь широкий угол в объективе может достигать 160-градусного обзора. В результате на небе заметна явная неравномерность обработки.

Здесь нет иного выхода, кроме производства фотографии более традиционными объективами, стандартного угла обзора.

Широкий угол также приводит к заметному виньетированию, ввиду попадания краев поляризационного фильтра в кадр. Способом борьбы с таким явлением может стать использование более тонкого варианта поляризатора для объектива, но его приобретение выйдет фотографу дороже. Более простым вариантом борьбы является, опять же, использование меньших углов.

Соотношение цена-качество

Поляризационный фильтр при использовании становится составной частью оптики. Если фотограф использует комплектный китовый объектив, или другой простой объектив иной марки, то в качестве пробы покупка поляризационного фильтра за 300-500 рублей может быть целесообразна. В других случаях стоит более внимательно относиться к выбору. Обилие фирм-производителей и ценового диапазона на рынке мешает новичку быстро сделать правильный выбор.

Стоит присмотреться к продукции следующих марок:

Данные производители хорошо зарекомендовали себя с точки зрения качества. Глупо, имея топовые объективы, портить качество конечного изображения надеванием еще одного стекла низкого качества. А так как топовые объективы, как правило, имеют большую диафрагму и большой радиус, то и светофильтры для них дешево стоить не могут. Так, хорошие поляризаторы для объектива будут стоить от 3000 рублей.

Если фотографии делаются для частного использования или выкладывания в социальные сети, то использование хорошей оптики и качественного поляризационного фильтра не так уж и необходимо. Но продвинутые любители и профессионалы, фотографирующие с целью продажи работ, понимают, что при 100% увеличении разница будет заметна невооруженным глазом.

Поляризационный фильтр для объектива является вспомогательным элементом большинства фотографов, которые хоть иногда фотографируют природу. Им известны все достоинства его использования. Узнать насколько полезен данный аксессуар можно только при его практическом использовании. Поэтому в той или иной ценовой категории он рекомендован к покупке каждому любителю. Даже самый простой поляризационный фильтр вызовет у фотографа положительные чувства от полученного результата. Далее каждый сам для себя решит, нужен ли он будет в повседневном использовании или же станет очередной покупкой, которая будет лежать в рюкзаке без дела так ни разу не надетая на объектив.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.