Меню Закрыть

Можно ли пользоваться дроном в россии

Содержание

Квадрокоптеры являются видами летательных аппаратов с четырьмя пропеллерами, которые с земли управляются ПДУ (пультом дистанционного управления). У некоторых моделей есть миниатюрная видеокамера и гироскоп.

Гироскоп является датчиком, благодаря которому аппарат не боится ветров во время полёта. Даже при сильных боковых ветрах аппарат может сохранять неподвижность в воздухе. В более дешёвых моделях такой датчик отсутствует. В таком случае владельцу надо будет корректировать полёт, используя пульт дистанционного управления.

Выбор правильной модели для последующего применения, конечно, важен. Однако не менее приоритетный вопрос – это законность применения квадрокоптера в России. Что вам известно о разрешении на использование квадрокоптера в 2019 — 2020 году?

Запрещает ли закон использовать эту технику?

В декабре 2015 года в Федеральный закон № 60 были внедрены некоторые изменения. Вступили в силу они 30 марта 2016 года.

В соответствии с законом все квадрокоптеры, чья взлётная масса превышает 250 граммов, регистрируются и сертифицируются. В государственный орган предоставляется план полёта и получается отметка об его согласовании.

На основании полученной документации внешнему пилоту надо предоставить официальное разрешение на полёт коптера. Высота полёта не должна быть больше пятидесяти метров. На такой высоте игрушечный квадрокоптер не может помешать воздушному судну.

В соответствии с законом даже для запуска дрона во дворе нужно получить разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер был запущен в Москве, то нужно иметь разрешение, которое выдаётся органами исполнительной власти города Москвы.

Какие были внесены изменения в законодательство?

Закон о квадрокоптерах был создан на основе «Воздушного кодекса РФ» № 60. Федеральный Закон был принят 19 марта 1997 года. Последний раз в него были внесены изменения 5 июля 2017 года. Их подписал президент Российской Федерации.

Законодательные акты говорят о том, что беспилотное воздушное судно должно быть зарегистрировано, если его взлётная масса составляет более тридцати килограммов.

Квадрокоптеры, у которых взлётная масса от 0,25 до 30 килограммов, регистрируются упрощённо в порядке, установленном федеральным законом.

Регистрация квадрокоптеров в России

Закон касается всех видов гражданских беспилотных летательных аппаратов (игрушечных вертолётов, дронов, самолётов на дистанционном управлении). Модели, вес которых превышает 0,25 кг, составляют примерно семьдесят процентов техники беспилотных аппаратов, продающихся в России. Как уже было сказано ранее, регистрация дронов проводится в госучреждениях.

В законе описана процедура регистрации коптера. Она напоминает постановку на учёт транспортных средств. Всем квадрокоптерам присваивают индивидуальный номер и соответствующую радиометку. Радиометка является зашифрованными данными о владельце, а также информацией о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка учёта гражданских беспилотных воздушных судов, ввезённых в РФ или произведённых в РФ» описывает, каким должен быть порядок регистрации такой техники. На его основе регистрируют БЛА (беспилотные летательные аппараты).

В законе говорится о том, что беспилотники, взлётная масса которых варьируется от 250 грамм до 30 килограмм, произведённые в России или за рубежом, регистрируются в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

Соответственно Федеральному закону № 60 Министерством транспорта РФ устанавливается размер и порядок оплаты.

Регистрацию прекращают в таких случаях:

1) при вывозе квадрокоптера за границу;

2) при снятии его с эксплуатации;

3) в случае списания;

4) при переходе права собственности;

5) если имеются нарушения, касающиеся государственной регистрации.

Перечень необходимой документации, после предоставления которой можно получить разрешение на полёт дрона:

· удостоверение дрона на пригодность к полётам;

Читайте также:  Как включить звук на компьютере через колонки

· разрешение на использование воздушного пространства;

· документ, подтверждающий, что пилот может управлять квадрокоптером.

Регистрация стоит 200-300 рублей (зависимо от региона РФ).

Кстати, нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Действительно, для проведения съёмки с высоты тоже нужно специальное разрешение.

В Федеральном законе № 60 указано следующее: если при проверке контролирующими органами юридического или физического лица у него не будет необходимой документации, то придётся платить штраф. Для физических и юридических лиц он составляет 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.

Главные правила полёта квадрокоптера по Федеральному закону

1. Полёты над теми территориями, где большое скопление людей, нежелательны. Из-за неправильной работы дрона или неверного управления может быть причинён вред здоровью третьим лицам.

2. Нельзя запускать квадрокоптер в зонах секретных объектов, возле полигонов и военных баз.

3. Не надо повышать высоту больше чем на 150 метров. На определённых дронах устанавливается специальное программное обеспечение, которое запрещает поднятие летального аппарата выше допустимых значений в определённых местах.

Перед запуском дрона в определённой местности стоит узнать у органов местного управления о необходимости получения лицензии на полет квадрокоптера.
24.12.2019

Теперь каждый владелец – пилот, а все полеты нужно согласовывать.

В последнее время рынок дронов заметно развился, но мало кто из покупателей знает, в каком правовом поле он оказывается, и какие законы может нарушить.

Расскажу обо все по порядку, поехали!

Регистрация дронов

Первый и очень важный шаг для каждого владельца дрона массой более 250 грамм – это регистрация беспилотника. Такой закон был принят в США в конце прошлого года, а в России в начале 2016, закон вступит в силу в апреле 2016 года.

Поскольку для дронов в России не стали вводить отдельный закон, а всего лишь внесли изменения в Воздушный Кодекс, поэтому правила использования малых летательных аппаратов пока не будут отличаться от тех правил, по которым, например, летают и большие воздушные суда.

И здесь мы подходим ко второму пункту – неужели нужно будет согласовывать все полеты?

Согласование полетов

А это значит, что оперативный и незапланированный полет беспилотника теперь вне закона.

Правда, здесь есть маленькое «но»: кто, а, главное, как будет следить за нарушениями? Ведь дроны небольшого размера и летают не слишком высоко, оставаясь вне зоны видимости радаров. Значит, поймать нарушителя будет сложно. Тем не менее есть уже случай, когда оштрафовали жителя Новосибирска за нарушение воздушного пространства, поэтому стоит осмотрительнее относиться к выбору места для совершения полетов и избегать ближайших районов с аэропортами.

Частная собственность

Еще один интересный вопрос, который связан с использованием беспилотников – нарушают ли они границы частной собственности?

Можно сказать, что по этому вопросу четкого закона нет, и единичные случаи, рассматриваемые по этому вопросу в суде, имеют различные исходы.

Дело в том, что воздушное пространство над вашей частной собственностью – это собственность государства. К тому же в каждом отдельном случае необходимо доказать, что дрон совершал покушение на частную собственность, что сделать также непросто.

Но с другой стороны, в связи с новым законом о беспилотниках, полет должен осуществляться по согласованному маршруту, и теперь разобраться кто прав, а кто виноват будет гораздо проще. Ведь если пролетать над частной собственностью – часть согласованного маршрута, то покушения на частную собственность и быть не может. А если маршрут не согласован и от «собственника» последует обращение в органы власти, то владелец дрона будет наказан уже хотя бы за то, что не согласовал маршрут.

Читайте также:  Можно ли в телеграмме скрыть номер телефона

Доставка

И последний вопрос, который волнует скорее людей, связанных с бизнесом – можно ли использовать дрон для доставки?

На сегодняшний день это запрещено, но развитие в сфере беспилотников и неугасающий интерес к этому вопросу может сделать такую доставку реальностью. Мы уже писали о том, что Google считает возможной доставку с помощью дронов уже в 2017 году, но при этом необходимо ждать смягчения со стороны законодательства.

P.S. Возможности дронов растут с каждым годом, поэтому правки и новые законы в любом случае еще будут обсуждаться и приниматься, а нам остается только ждать, когда это произойдет.

(2.00 из 5, оценили: 1)

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В понедельник, 28 октября истекает месячный срок, отведенный правительством России для регистрации всех дронов, которые находились на руках у населения. Что будет с теми, кто не зарегистрирует беспилотник до понедельника?

Короткий ответ: ничего.

Постановление правительства не предусматривает никакого наказания для тех, кто этого не сделает, сказали Би-би-си в Федеральном агентстве воздушного транспорта России.

Но регистрация дрона — лишь полдела. Чтобы поднять любой аппарат в воздух, придется зарегистрировать владельца, согласовывать с властями каждый полет и всякий раз проходить многодневную процедуру сбора разрешений. Иначе — штраф.

За неделю до истечения срока в России были зарегистрированы 1562 дрона; отказано в регистрации, в основном, из-за ошибок в документах, 31. Всего подано заявок — 3197.

Для тех, кто опоздал, фактически действует амнистия: подтверждения покупки не требуется, и чиновники не смогут определить, когда куплен аппарат — до или после дня окончания регистрации существующих дронов.

Как регистрировать дрон

Первое, что необходимо сделать при регистрации беспилотника — взвесить его. Больше четверти килограмма — регистрировать, меньше — нет. Легче от этого если и станет, то не сильно, потому что правила организации полетов одни для всех.

Регистрировать дрон в России можно тремя способами — направлять все документы по почте, принести в Росавиацию лично или через портал госуслуг. Последний способ, правда, не работает по техническим причинам, подтвердила Росавиация. Все документы для регистрации есть на сайте ведомства.

В заявлении надо модель дрона, серийный номер, число двигателей, максимальную взлетную массу, название фирмы-изготовителя. И приложить данные владельца: паспорт, СНИЛС, адрес, телефон и электронную почту.

Наконец, надо сфотографировать дрон на светлом фоне так, чтобы он занимал не менее 70% кадра.

После того, как Росавиация получит документы, она регистрирует дрон в своем реестре и выдает ему номер, который необходимо нанести на беспилотник. Буквально: кисточкой с краской, трафаретом и аэрографом, маркером, как угодно, лишь бы он был читаем и хорошо виден.

Это была простая часть, далее начинается сложная.

Как летать

Чтобы запустить любой дрон в небо, даже если это игрушечный беспилотник ребенка, и летает он на полянке в лесу, необходимо получить разрешение от нескольких организаций.

Читайте также:  Выйти из инкогнито в яндекс браузере

Причем вес дрона в этом случае никакой роли не играет. Неважно также, где вы запускаете свой беспилотник — федеральные авиационные правила (ФАП-138) устанавливают разрешительный порядок для всех классов воздушного пространства.

Запуск дрона называется "использованием воздушного пространства". И чтобы запустить беспилотник необходимо установить временный или местный режим, а также ввести кратковременные ограничения в интересах пользователей воздушного пространства.

Владелец дрона обязан подать запрос в Единую систему организации воздушного движения.

Туда надо представить полетный план, который подается в бумажном виде, по факсу, по телефону, электронной почте или через специальный портал Росавиации (на нем указаны все телефоны) за три дня до полета. Для регистрации на нем данные владельца должны присутствовать в "Реестре эксплуатантов воздушных судов" или "Реестре авиационного персонала".

Информация на этом портале представлена в виде текста, и понять, есть ли запретная зона над местом запуска дрона будет сложно. Более наглядно ее показывают другие ресурсы в интернете, такие как, например, сайт "Полетные планы". Там необходимая информация отражается на карте, причем в оперативном режиме.

Инструкция по подготовке обращения содержится в приказе минтранса №171.

Однако перед тем владелец дрона должен выяснить, не собирается ли он летать в запретной для полетов зоне. Информацию об установленных зонах публикует на своем сайте Росавиация, причем там же есть и телефоны тех организаций, в чьих интересах запрещены полеты. По этим телефонам теоретически можно с ними договориться о разрешении полетов.

Кроме того, владельцу дрона необходимо сразу проверить, не собирается ли он летать над населенным пунктом. Если да, то надо получить разрешение у органа местного самоуправления.

Наконец, если с дрона планируется вести фото или видеосъемку, то это называется "дистанционное зондирование земли", и на это надо получить соответствующий сертификат.

После получения всех разрешений перед началом и по окончании полета надо связаться с диспетчером ЕС ОрВ. А пока аппарат в воздухе — не выключать телефон, чтобы диспетчер мог позвонить вам.

Чем грозит нарушение правил?

Если владелец дрона не запускает его, но и не регистрирует, то никакой ответственности он не несет — она просто не предусмотрена законом.

Но административный кодекс России предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Для обычных граждан это штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей (для должностных — от 100 тысяч до 150 тысяч, для юридических лиц — от 250 тысяч до 300 тысяч рублей).

"Число наказаний, наложенных за незаконное использование БЛА (беспилотного летательного аппарата) существенно меньше реального числа применений беспилотников. Несмотря на то, что все более широкий круг силовых структур получает право пресекать незаконные полеты БЛА, они, в силу каких-то причин, просто не реализуют в полной мере данные свои полномочия на практике", — рассказал Би-би-си главный редактор портала UAV.ru Денис Федутинов.

"Таким образом подтверждается классическая фраза о том, что "строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения".

При этом, по его словам, в России ежегодно продаются десятки тысяч дронов.

"Только за прошлый год, по имеющимся оценкам, было продано порядка 160 тыс. единиц. При этом за последние годы отмечался устойчивый рост продаж. Основную долю среди имеющихся систем БЛА, разумеется, занимают беспилотники малого класса, доступные на рынке для широкого круга потребителей", — сказал он.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.