Меню Закрыть

Микрофон с круговой направленностью

Содержание

Зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местонахождения его источника определяется диаграммой направленности. Есть три главных типа направленности микрофона, рассмотрению которых и посвящена статья.

Круговая направленность

Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

Всенаправленный микрофон чувствителен к акустике помещения, он гарантирует акустическую изоляцию только на небольшом расстоянии от источника звука. Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект близости».

Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий НЧ-диапазон, по сравнению с другими, что очень актуально при работе с определенными инструментами.

Всенаправленный микрофон целесообразно использовать для записи в заглушенном помещении, поскольку он очень чувствителен к его акустике. Есть смысл применять его и, наоборот, в помещениях, отличающихся хорошей акустикой, с целью отображения общей акустической атмосферы.

Односторонняя направленность

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные) микрофоны практически не обладают чувствительностью к звукам, которые приходят к ним сзади. Такие микрофоны имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

fpm_start( "true" );

Зачастую модели с односторонней направленностью обладают меньшей чувствительностью к появлению обратной связи и хорошо ведут себя при записи синхронного стереосигнала.

Использование однонаправленных микрофонов целесообразно в случае записи в помещении, которому присуще большое количество отражений, или при отсутствии уверенности в качестве акустического оформления комнаты.

Задействуют однонаправленные микрофоны и тогда, когда помещение, в котором осуществляется запись, не свободно от посторонних шумов. Если однонаправленный микрофон установить тыльной стороной к источнику шума, он будет принимать главным образом полезный сигнал.

Двухсторонняя направленность

Двунаправленный микрофон имеет равную чувствительность к сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

Звукорежиссеры между собой называют микрофон с такой направленностью «восьмеркой».

Восьмерку часто используют для записи дуэтов с сидящими друг напротив друга исполнителями. Ее применяют и для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, а также для записи отдельных инструментов с целью выделения низких частот при близком размещении исполнителей от микрофона.

Такой микрофон пригодится и тогда, когда нужно отстроиться от направленных источников шума. В этом случае микрофон ставят так, чтобы его «мертвая зона» была направлена на источник шума.

Знание устройства и принципов действия разных диаграмм направленности микрофонов, знание особенностей их применения и собственно само грамотное применение их на практике непременно помогут вам получить качественные записи.



Направленность
– это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).

Читайте также:  Монитор растянут по горизонтали

Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB).

Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B.

Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.
Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.

Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A.

Существует три основных типа направленности микрофонов:

  • всенаправленная (круговая)
  • одностороняя (кардиоидная)
  • двухсторонняя («восьмерка»)

Круговая направленность

Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).

Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».

Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

рис. 2 рис.3

Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей.
Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.

Читайте также:  Разборка ipod shuffle 4

Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

В "простонародье" микрофон с такой направленностью зовется "восьмеркой" (например — Sennheiser MK 8).

Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).

Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0.5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно "бубнящим". Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:

  1. Использовать эквалайзер или микшерный пульт. С помощью эквалайзера можно урезать "низы", тем самым возвращая звук к более натуральному звучанию.
  2. Использовать микрофон с функцией среза низких частот (например — Sennheiser E 914)
  3. Отдалить микрофон от источника звука

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефонам:

Работа с «живым» звуком на площадке предполагает грамотный выбор аппаратуры для его записи. Напоминаем шесть основных диаграмм направленности микрофонов

  • 17 января 2016 28642

Популярное

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

Как это снято: «Зеленая миля»

Как омолаживали главных героев фильма «Ирландец»

«Союз спасения»: как создавались костюмы для декабристов

Как передать правильные эмоции с помощью цветокоррекции

Фильм хорош настолько, насколько хорош в нем звук. Очень просто увлечься визуальной составляющей, но звук должен быть в верхней части списка приоритетов любого продюсера и режиссера. Разберем шесть основных диаграмм направленности микрофонов, которые должны быть знакомы каждому кинематографисту.

Не существует универсального микрофона, подходящего для всех видов съемки. Поэтому имеет смысл подготовить набор от петлицы до пушки, который позволит приспособиться к различным моментам.

1. Всенаправленный


Отлично подходит для интервью и движущихся объектов.


Всенаправленные микрофоны – самые простые для понимания. Они предназначены для записи звука со всех сторон. Обычно всенаправленный микрофон применяют, когда невозможно контролировать источник звука (например, запись окружающей среды, звук на пресс-конференции, перемещающиеся люди). Всенаправленные микрофоны наиболее универсальны, но, соответственно, они пишут больше всего постороннего шума. На съемочной площадке такой микрофон, конечно, компромисс. В кинопроизводстве, когда говорят о всенаправленных микрофонах, чаще имеют в виду петличные модели.

Читайте также:  Acer aspire 5750g сетевой драйвер

Наиболее известные модели:

  • Polsen OLM-10
  • Rode smartLav+
  • Sennheiser MKE-2-PC
  • Беспроводная система Sennheiser EW 112-P G3

2. Кардиоид


Отлично подходит для документалистики, свадеб и съемок на мероприятиях.


Кардиоидная диаграмма направленности универсальна, отлично подходит для различных целей. Кардиоидные микрофоны бывают всех форм и размеров. И хотя они считаются направленными, не стоит путать с суперкардиоидными и гиперкардиоидными. Кардиоидные микрофоны фиксируют окружающий шум, если находятся вне контролируемой среды.

Популярные кардиоидные микрофоны:

  • Polsen SCL-1075 Shotgun Mic
  • Rode V >

3. Гиперкардиоид (мини-пушка)


Идеален как накамерный микрофон, подходит для документалистики и записи музыкальных инструментов.


Диаграмма направленности гиперкардиоида – направленная, подходит для изоляции звука. Можно найти гиперкардиоидные петличные микрофоны, но чаще подобная диаграмма направленности встречается среди мини-пушек. И хотя микрофоны разных марок немного отличаются, основная разница между гиперкардиоидом и суперкардиоидом заключается в том, сколько окружающего шума будет записано. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Популярные гиперкардиоидные микрофоны:

  • Audix SCX1-HC
  • Sennheiser MKH-416

4. Суперкардиоид (пушка)


Отлично подходит для реалити-шоу и спланированного контента.


Суперкардиоидные микрофоны – самые популярные в среде инди-режиссеров, поскольку позволяют изолировать звук, но оставляют пространство для ошибки. Суперкардиоидную диаграмму направленности, как правило, можно встретить в пушках, установленных на камерах или удочках. Важно помнить, что суперкардиоидная диаграмма направленности все же подбирает немного звука с тыловой стороны микрофона, так что закрепляя микрофон на камере следует свести рабочий шум к минимуму.

Популярные суперкардиоидные пушки:

5. Лобар (высокой линейности или однонаправленный)


Идеально подходит для повествовательных фильмов и павильонных съемок.


Технически не может существовать однонаправленная диаграмма чувствительности микрофона, но диаграмма высокой линейности – самая направленная из доступных. Для режиссера может быть привлекательной идея взять микрофон с узким сектором. Впрочем, нужно принимать во внимание сложность использования настолько направленного микрофона.

Единственный микрофон, который имеет диаграмму высокой линейности – пушка, так что вам понадобится помощник для обращения с подобной техникой. Если за вашей удочкой следит беспечный механик, подумайте, не обойтись ли суперкардиоидом вместо однонаправленного, так как «лобар» ошибок не прощает.

Популярные микрофоны этого типа:

6. Двунаправленный (или «восьмерка»)


Идеально подходит для подкастов и интервью на радио.


Двунаправленный микрофон специально разработан для записи звука одновременно с фронтальной и тыловой сторон. Как правило, двунаправленные микрофоны используются для записи подкастов и радиоинтервью. Вы, вероятно, не найдете много работы для «восьмерки» на съемочной площадке, но порой она полезна в качестве резерва на съемках ток-шоу. Еще ее можно разместить на столе во время интервью.

Популярные модели:

  • Blue Yeti
  • Studio Projects B3
  • Rode K2

Если вы хотите лучше понять диаграммы направленности микрофонов (и услышать их работу в действии), посмотрите полезное видео от Videomaker.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.