Содержание
В объектно-ориентированном программировании метод — это именованный блок кода, который объявляется внутри класса и может быть использован многократно. Если вы знакомы с процедурным программированием (Pascal, Basic), вспомните, что такое функция — по принципу работы у неё и метода много общего.
Хорошо написанный метод решает одну практическую задачу: находит квадратный корень из числа (как штатный метод sqrt() в Java), преобразует число в строку (метод toString()), присваивает значения полям объекта и так далее.
Новый метод сначала объявляют и определяют, затем вызывают для нужного объекта или класса.
Штатные — встроенные — методы языка работают со служебными объектами. Например, метод print в Java выводит значения в консоль. Вызывают его так:
Обратите внимание на структуру: у класса System есть поле out — поток ввода/вывода. Поле — тоже объект, и у него есть метод print(), который мы вызываем.
Ещё есть метод println(), который при выводе значений автоматически переводит каретку на следующую строку. Это избавляет от необходимости ставить «
» в месте переноса строки.
Чтобы Java-приложение могло работать, в его базовом классе обязательно нужно объявить метод main.
Как видите, в качестве параметра main принимает массив строк, в данном случае — параметров запуска.
Объявление и определение метода в Java
Методы могут возвращать или не возвращать значения, могут вызываться с указанием параметров или без. Тип возвращаемых данных указывают при объявлении метода — перед его именем.
В примере ниже метод должен найти большее из двух целых чисел, поэтому тип возвращаемого значения — int:
В заголовке метода сначала идут модификаторы, определяющие, на каких условиях он доступен для вызова. Об этом чуть ниже. Вернёмся к заголовку: int — возвращаемый тип, maxFinder — имя метода, в скобках — параметры.
В теле метода заводим переменную max, куда потом запишем большее число. Далее сравниваем значения, фиксируем большее в max и возвращаем.
Обратите внимание, return может работать не только с одной переменной, но и с выражением. Если бы мы не сравнивали значения, а складывали, результат можно было бы вернуть без дополнительной внутренней переменной. В теле метода была бы всего одна строка:
Когда метод не должен ничего возвращать, тип возвращаемого значения указывают как void. А если методу для работы не нужны входные параметры, скобки оставляют пустыми:
Как вызвать метод в Java
Метод с модификатором public можно вызывать из любого класса, в том числе размещенного во внешнем файле. Если нужно, чтобы метод был доступен исключительно внутри своего класса, применяют модификатор private. Есть и более мягкий вариант ограничения доступа: методы с модификатором protected доступны подклассам своего класса и другим классам из того же пакета. Чем сложнее получить доступ к методу извне, тем безопаснее — ниже риск ошибок.
Статический метод в Java принадлежит классу, а не объектам (и экземплярам) класса. Поэтому его вызывают без создания экземпляра.
Для простоты мы сделали методы публичными и статическими и разместили их в главном классе программы.
Вызывают методы двумя способами — в зависимости от того, возвращают они что-то или нет. Если да, подставляем значение, куда нам нужно:
Мы вызвали maxFinder и сразу вывели результат его работы на экран. Для примера числа заданы вручную, как неименованные константы, но в реальных приложениях обычно сравнивают значения переменных.
После вызова метод управляет программой до окончания своей работы: пока в его теле не сработает оператор возврата или прерывания, либо пока не будут выполнены все находящиеся в нём инструкции.
Вызовем theWarning, который ничего не возвращает:
Этот метод обходится без помощников — делает, что должен, и передаёт управление последующему коду.
Вызов метода из другого класса
А если бы maxFinder находился в отдельном классе и был не статическим? Тогда для его вызова пришлось бы сначала создать объект класса, в котором он находится. Допустим, метод находится в классе SampleClass. Вызываем:
Статический метод вызывают через точку от имени класса — вот так:
Перегрузка методов в Java
Что, если нам нужно сравнивать не только целые числа, но и числа с плавающей точкой? Реализовать это поможет перегрузка метода. Копипастим метод maxFinder в тот же класс, заменяем типы всех задействованных значений на double:
Имя метода не меняем! Это и есть перегрузка: компилятор сам выберет, какую из версий метода использовать — в зависимости от того, значения какого типа сравниваем.
Ключевое слово this в методах Java
Ключевое слово this позволяет ссылаться на экземпляры класса: их переменные, методы и конструкторы. Используют this только внутри метода или конструктора экземпляра. Например, вот так можно связать входные параметры метода с одноименными параметрами конкретного экземпляра класса:
Ещё пример — вызов одного конструктора из другого:
Это называется «явный вызов конструктора».
Абстрактные методы в Джаве
Абстрактным называют метод, который объявлен без реализации — он не имеет ни тела, ни даже фигурных скобок. Перед именем такого метода ставят модификатор abstract:
Зачем он такой нужен? В качестве шаблона для других методов из других классов. Вот есть у нас абстрактный класс «Строение», а в нём — абстрактный метод «возвести». Реализовывать эти абстракции нужно через несколько неабстрактных классов-наследников и их методы. Пример: класс «Хижина» — метод «стройХижину», класс «Мост» — метод «стройМост» и др.
Поскольку конкретной реализации у абстрактного класса нет, экземпляры его создавать нельзя. Он — шаблон, который задаёт структуру для других классов и содержит объявления методов.
Кроме этого, рекомендуем помотреть вебинар по введению в ООП на Java, где также будет рассматриваться работа с методами и конструкторами.
В объектно-ориентированном программировании метод — это именованный блок кода, который объявляется внутри класса и может быть использован многократно. Если вы знакомы с процедурным программированием (Pascal, Basic), вспомните, что такое функция — по принципу работы у неё и метода много общего.
Хорошо написанный метод решает одну практическую задачу: находит квадратный корень из числа (как штатный метод sqrt() в Java), преобразует число в строку (метод toString()), присваивает значения полям объекта и так далее.
Новый метод сначала объявляют и определяют, затем вызывают для нужного объекта или класса.
Штатные — встроенные — методы языка работают со служебными объектами. Например, метод print в Java выводит значения в консоль. Вызывают его так:
Обратите внимание на структуру: у класса System есть поле out — поток ввода/вывода. Поле — тоже объект, и у него есть метод print(), который мы вызываем.
Ещё есть метод println(), который при выводе значений автоматически переводит каретку на следующую строку. Это избавляет от необходимости ставить «
» в месте переноса строки.
Чтобы Java-приложение могло работать, в его базовом классе обязательно нужно объявить метод main.
Как видите, в качестве параметра main принимает массив строк, в данном случае — параметров запуска.
Объявление и определение метода в Java
Методы могут возвращать или не возвращать значения, могут вызываться с указанием параметров или без. Тип возвращаемых данных указывают при объявлении метода — перед его именем.
В примере ниже метод должен найти большее из двух целых чисел, поэтому тип возвращаемого значения — int:
В заголовке метода сначала идут модификаторы, определяющие, на каких условиях он доступен для вызова. Об этом чуть ниже. Вернёмся к заголовку: int — возвращаемый тип, maxFinder — имя метода, в скобках — параметры.
В теле метода заводим переменную max, куда потом запишем большее число. Далее сравниваем значения, фиксируем большее в max и возвращаем.
Обратите внимание, return может работать не только с одной переменной, но и с выражением. Если бы мы не сравнивали значения, а складывали, результат можно было бы вернуть без дополнительной внутренней переменной. В теле метода была бы всего одна строка:
Когда метод не должен ничего возвращать, тип возвращаемого значения указывают как void. А если методу для работы не нужны входные параметры, скобки оставляют пустыми:
Как вызвать метод в Java
Метод с модификатором public можно вызывать из любого класса, в том числе размещенного во внешнем файле. Если нужно, чтобы метод был доступен исключительно внутри своего класса, применяют модификатор private. Есть и более мягкий вариант ограничения доступа: методы с модификатором protected доступны подклассам своего класса и другим классам из того же пакета. Чем сложнее получить доступ к методу извне, тем безопаснее — ниже риск ошибок.
Статический метод в Java принадлежит классу, а не объектам (и экземплярам) класса. Поэтому его вызывают без создания экземпляра.
Для простоты мы сделали методы публичными и статическими и разместили их в главном классе программы.
Вызывают методы двумя способами — в зависимости от того, возвращают они что-то или нет. Если да, подставляем значение, куда нам нужно:
Мы вызвали maxFinder и сразу вывели результат его работы на экран. Для примера числа заданы вручную, как неименованные константы, но в реальных приложениях обычно сравнивают значения переменных.
После вызова метод управляет программой до окончания своей работы: пока в его теле не сработает оператор возврата или прерывания, либо пока не будут выполнены все находящиеся в нём инструкции.
Вызовем theWarning, который ничего не возвращает:
Этот метод обходится без помощников — делает, что должен, и передаёт управление последующему коду.
Вызов метода из другого класса
А если бы maxFinder находился в отдельном классе и был не статическим? Тогда для его вызова пришлось бы сначала создать объект класса, в котором он находится. Допустим, метод находится в классе SampleClass. Вызываем:
Статический метод вызывают через точку от имени класса — вот так:
Перегрузка методов в Java
Что, если нам нужно сравнивать не только целые числа, но и числа с плавающей точкой? Реализовать это поможет перегрузка метода. Копипастим метод maxFinder в тот же класс, заменяем типы всех задействованных значений на double:
Имя метода не меняем! Это и есть перегрузка: компилятор сам выберет, какую из версий метода использовать — в зависимости от того, значения какого типа сравниваем.
Ключевое слово this в методах Java
Ключевое слово this позволяет ссылаться на экземпляры класса: их переменные, методы и конструкторы. Используют this только внутри метода или конструктора экземпляра. Например, вот так можно связать входные параметры метода с одноименными параметрами конкретного экземпляра класса:
Ещё пример — вызов одного конструктора из другого:
Это называется «явный вызов конструктора».
Абстрактные методы в Джаве
Абстрактным называют метод, который объявлен без реализации — он не имеет ни тела, ни даже фигурных скобок. Перед именем такого метода ставят модификатор abstract:
Зачем он такой нужен? В качестве шаблона для других методов из других классов. Вот есть у нас абстрактный класс «Строение», а в нём — абстрактный метод «возвести». Реализовывать эти абстракции нужно через несколько неабстрактных классов-наследников и их методы. Пример: класс «Хижина» — метод «стройХижину», класс «Мост» — метод «стройМост» и др.
Поскольку конкретной реализации у абстрактного класса нет, экземпляры его создавать нельзя. Он — шаблон, который задаёт структуру для других классов и содержит объявления методов.
Кроме этого, рекомендуем помотреть вебинар по введению в ООП на Java, где также будет рассматриваться работа с методами и конструкторами.
Данная статья написана командой Vertex Academy. Это одна из статей из нашего "Самоучителя по Java."
Условие задачи:
Написать метод возведения числа в квадрат. Например,
И далее к результату прибавить число 2.
- если Вы ввели число 2, тогда в консоль должно быть выведено число 4 и 6
- если Вы ввели число 3, тогда в консоль должно быть выведено число 9 и 11
- если Вы ввели число 5, тогда в консоль должно быть выведено число 25 и 27
- и т.д.
Решение — 1й подход:
Если Вы запустите данный код, в консоли Вы увидите:
Комментарии к задаче:
Начиная решать данную задачу, необходимо попробовать вывести общую формулу возведения числа в квадрат. Как видите, общая формула возведения числа в квадрат выглядит как a*a.
Именно поэтому мы написали метод square (с англ. square — возведение в квадрат), вот так:
В данной строчке мы принимаем число, которое необходимо возвести в квадрат. Причем, число должно быть целочисленным, поскольку мы указали int a:
Далее мы прописали, что данное число необходимо умножить на себя. Для этого мы прописали:
И далее вызываем метод square():
Как видите, мы в этом примере возводим число 5 в квадрат. Результат возведения в квадрат числа 5, то есть число 25, мы "записываем" в переменную a1.
Далее с помощью
будет выведено в консоль число 25.
И после этого с помощью
будет выведено в консоль число 27.
Решение — 2-й подход:
Комментарии к задаче:
Как видите, в этом подходе, в отличие от 1-го подхода, который мы рассмотрели выше, Вы просто вот эту часть кода
То есть сразу в return записали формулу возведения в квадрат a*a.
И, соответственно, вот этот код из 1-го подхода
И таким образом сократили число строчек в коде. При этом код легко читаем.
Надеемся — наша статья была Вам полезна. Есть возможность записаться на наши курсы по Java. Детальную информацию смотрите у нас на сайте.
Напиши программу, которая выводит на экран квадрат числа 5
*/
public class Solution
<
public static void main(String[] args)
<
//напишите тут ваш код
>
public static int sqr(int a)
<
return a * a;
>