Меню Закрыть

Как покрасить циферблат наручных часов

Содержание

реставрация циферблата после неудачных ремонтов

Попался трупик немецких военных часов, оригинальный трофей Второй Мировой войны. Настоящие часы из экипировки немецкого солдата – мечта любого взрослого мальчишки! Особенно, когда это наручные часы с официальным клеймом Вермахта D-H (сухопутные войска "Deutsches Heer").

Жертва "художника"

К несчастью, предмет когда-то попал в руки "советского часовщика", который проявил нездоровый художественный талант. Получился "трупик", впрочем смотрите сами.

Под мутным пластиковым стеклом плохо видно детали, но понятно – циферблат убит "художником".

Надеясь на лучшее, открываем корпус, смотрим на циферблат живьём, и становится совсем дурно. Вообще, синдром советского часовщика – страшная штука. Нет страшнее врага у часов, чем часовой мастер, человек с отвёрткой. Владелец может ударить часы, порвать пружину, поцарапать корпус снаружи – всё это исправимо. Но "мастер" же способен забраться внутрь часов и наделать значительно более страшных пакостей. Собственно, вот и пример.

Циферблат замазан каким-то адским гудроном. Надписи обошли стороной, выглядывают из-под слоя смолы.

Вместо цифр наляпано белых лепёшек, стрелки замазаны краской. Мерзкий жирный блеск от лака.

Возможно, "живописец" пытался снять с цифр радиоактивную краску на основе солей радия. Вероятно, расцарапал цифры, и стал рисовать новые. Пластинка залита чёрной смолянистой краской, лишь оставлены прогалины для надписи и секундного диска. Скверно намазюканы цифры. Сверху всё залито пожелтевшим лаком.

В данной ситуации есть два варианта восстановления:

1. Типографская реставрация: снять всю краску до металла, нанести новый фоновый слой, сделать типографское клише, нанести новую печать с цифрами и надписями. Получится совсем новый циферблат на старой пластинке.
2. Ручная реставрация: попытаться вручную оттирать слой за слоем, постепенно добираясь до оригинального, первого слоя краски. Что получится – пока неизвестно.

Что ж, попробуем пойти вторым путём, будем очищать эти субстанции. В крайнем случае, если совсем не получится, вернёмся к варианту №1. Отчищая слой за слоем, мы можем добраться до старой оригинальной поверхности. А там посмотрим, каково его состояние, и возможно ли улучшить вид циферблата щадящими методами.

Стадия 1: Очистка

Под каждый слой подбирается растворитель. Попробовал потереть край бензином, керосином, спиртом – не поддаётся. Жидкость для снятия лака стала впитывать в себя жёлтый лак, значит способна его растворять.

Жидкость для снятия лака впитывается лаком, лак отделяется.

Одеваем на циферблат "ватную шубу", пропитываем жидкостью для снятия лака.

Лак сходит быстро. Чёрная смола пропитывается растворителем, набухает, и отшелушивается чешуйками.

Мерзкая чёрная смола сходит, но белая краска пока не поддаётся, лишь чуть размягчается.
Видны повреждения чёрного слоя подложки вокруг цифр. Пока выглядит ещё страшнее.

Делаем ещё одну ватную пропитку, оставляем на пару часов под колпаком.

Несколько отмачиваний, тонкой палочкой поддеваем краску, и она постепенно всё же сходит.
Открываются повреждения – вокруг цифр слой оригинального покрытия сильно расцарапан.

Очистилось всё, что возможно очистить. На этом первая стадия завершена.
По пути сняли стекло (будет новое) и поменяли стёртую заводную головку на более удобную.

Стадия 2: Прорисовка

После стадии очистки следует стадия обновлённой прорисовки элементов. Современной безопасной светомассой рисуем цифры на тех же местах, как это было изначально изображено на циферблате.

Нанесён новый люминофор на цифры, стрелки также заполнены люминофором.

Цифры поднимаются над плоскостью циферблата, и за счёт объёма они уже отвлекают внимание от царапинок и потёртостей нижнего слоя циферблатной пластинки. Смотреть на часы становится уже более комфортно, особенно если вспомнить изначальную ситуацию. Пусть идеального вида нам не добиться, но мы ещё можем отвлечь внимание от царапинок.

Дальнейшая задача – подкраска, маскировка царапин вокруг цифр. Выполняется тонкой деревянной иголкой, мелкими точками "набивается" чёрная краска. Намазывать ровным слоем нельзя, чтобы не было эффекта глянцевого блеска. А микро-точки создают неровность, продолжающую старую поверхность циферблата.

Наиболее крупные царапинки аккуратно маскируем матовой чёрной краской.

Получилось!

До какой степени стоит реставрировать, и надо ли, чтобы объект выглядел совсем новым? Обычно совсем новый вид настораживает. Для правильного позитивного восприятия старинного предмета, при реставрации имеет смысл оставлять небольшие следы времени, которые не напрягают взор, но подтверждают оригинальность и возраст.

Читайте также:  Смартфоны хонор модельный ряд

Человеческий глаз сильнее всего реагирует на контраст и форму, способен игнорировать мелкие недостатки. На крупных фотографиях можно заметить много мелких царапинок, но когда циферблат под стеклом, и часы одеты на руке – всё смотрится "старинно", по-боевому, и при этом гармонично. Впрочем, так и должны смотреться настоящие военные часы 1940-х годов.

Корпус отполирован и покрыт новым хромовым покрытием, установлено минеральное прозрачное стекло.

Механизм чудесный, как новый, сияет и переливается женевской волной! После замены пружины ход идеальный.

И, конечно же, немецкое военное клеймо "D-H" на задней крышке.

ВНИМАНИЕ! Если будете повторять приведённую технологию – сначала несколько раз опробуйте на ненужных испорченных циферблатах. Данный способ очистки подходит для некоторых циферблатов, которые сделаны методом фото-гальванического чернения по серебряному слою. Для 99% циферблатов этот способ не подходит, жидкость для снятия лака растворит красочный слой основы. Эксперименты с циферблатами наиболее опасны, постарайтесь самостоятельно не портить часы без опыта такой работы.

реставрация циферблата после неудачных ремонтов

Попался трупик немецких военных часов, оригинальный трофей Второй Мировой войны. Настоящие часы из экипировки немецкого солдата – мечта любого взрослого мальчишки! Особенно, когда это наручные часы с официальным клеймом Вермахта D-H (сухопутные войска "Deutsches Heer").

Жертва "художника"

К несчастью, предмет когда-то попал в руки "советского часовщика", который проявил нездоровый художественный талант. Получился "трупик", впрочем смотрите сами.

Под мутным пластиковым стеклом плохо видно детали, но понятно – циферблат убит "художником".

Надеясь на лучшее, открываем корпус, смотрим на циферблат живьём, и становится совсем дурно. Вообще, синдром советского часовщика – страшная штука. Нет страшнее врага у часов, чем часовой мастер, человек с отвёрткой. Владелец может ударить часы, порвать пружину, поцарапать корпус снаружи – всё это исправимо. Но "мастер" же способен забраться внутрь часов и наделать значительно более страшных пакостей. Собственно, вот и пример.

Циферблат замазан каким-то адским гудроном. Надписи обошли стороной, выглядывают из-под слоя смолы.

Вместо цифр наляпано белых лепёшек, стрелки замазаны краской. Мерзкий жирный блеск от лака.

Возможно, "живописец" пытался снять с цифр радиоактивную краску на основе солей радия. Вероятно, расцарапал цифры, и стал рисовать новые. Пластинка залита чёрной смолянистой краской, лишь оставлены прогалины для надписи и секундного диска. Скверно намазюканы цифры. Сверху всё залито пожелтевшим лаком.

В данной ситуации есть два варианта восстановления:

1. Типографская реставрация: снять всю краску до металла, нанести новый фоновый слой, сделать типографское клише, нанести новую печать с цифрами и надписями. Получится совсем новый циферблат на старой пластинке.
2. Ручная реставрация: попытаться вручную оттирать слой за слоем, постепенно добираясь до оригинального, первого слоя краски. Что получится – пока неизвестно.

Что ж, попробуем пойти вторым путём, будем очищать эти субстанции. В крайнем случае, если совсем не получится, вернёмся к варианту №1. Отчищая слой за слоем, мы можем добраться до старой оригинальной поверхности. А там посмотрим, каково его состояние, и возможно ли улучшить вид циферблата щадящими методами.

Стадия 1: Очистка

Под каждый слой подбирается растворитель. Попробовал потереть край бензином, керосином, спиртом – не поддаётся. Жидкость для снятия лака стала впитывать в себя жёлтый лак, значит способна его растворять.

Жидкость для снятия лака впитывается лаком, лак отделяется.

Одеваем на циферблат "ватную шубу", пропитываем жидкостью для снятия лака.

Лак сходит быстро. Чёрная смола пропитывается растворителем, набухает, и отшелушивается чешуйками.

Мерзкая чёрная смола сходит, но белая краска пока не поддаётся, лишь чуть размягчается.
Видны повреждения чёрного слоя подложки вокруг цифр. Пока выглядит ещё страшнее.

Делаем ещё одну ватную пропитку, оставляем на пару часов под колпаком.

Несколько отмачиваний, тонкой палочкой поддеваем краску, и она постепенно всё же сходит.
Открываются повреждения – вокруг цифр слой оригинального покрытия сильно расцарапан.

Очистилось всё, что возможно очистить. На этом первая стадия завершена.
По пути сняли стекло (будет новое) и поменяли стёртую заводную головку на более удобную.

Читайте также:  Ho2 что это за вещество

Стадия 2: Прорисовка

После стадии очистки следует стадия обновлённой прорисовки элементов. Современной безопасной светомассой рисуем цифры на тех же местах, как это было изначально изображено на циферблате.

Нанесён новый люминофор на цифры, стрелки также заполнены люминофором.

Цифры поднимаются над плоскостью циферблата, и за счёт объёма они уже отвлекают внимание от царапинок и потёртостей нижнего слоя циферблатной пластинки. Смотреть на часы становится уже более комфортно, особенно если вспомнить изначальную ситуацию. Пусть идеального вида нам не добиться, но мы ещё можем отвлечь внимание от царапинок.

Дальнейшая задача – подкраска, маскировка царапин вокруг цифр. Выполняется тонкой деревянной иголкой, мелкими точками "набивается" чёрная краска. Намазывать ровным слоем нельзя, чтобы не было эффекта глянцевого блеска. А микро-точки создают неровность, продолжающую старую поверхность циферблата.

Наиболее крупные царапинки аккуратно маскируем матовой чёрной краской.

Получилось!

До какой степени стоит реставрировать, и надо ли, чтобы объект выглядел совсем новым? Обычно совсем новый вид настораживает. Для правильного позитивного восприятия старинного предмета, при реставрации имеет смысл оставлять небольшие следы времени, которые не напрягают взор, но подтверждают оригинальность и возраст.

Человеческий глаз сильнее всего реагирует на контраст и форму, способен игнорировать мелкие недостатки. На крупных фотографиях можно заметить много мелких царапинок, но когда циферблат под стеклом, и часы одеты на руке – всё смотрится "старинно", по-боевому, и при этом гармонично. Впрочем, так и должны смотреться настоящие военные часы 1940-х годов.

Корпус отполирован и покрыт новым хромовым покрытием, установлено минеральное прозрачное стекло.

Механизм чудесный, как новый, сияет и переливается женевской волной! После замены пружины ход идеальный.

И, конечно же, немецкое военное клеймо "D-H" на задней крышке.

ВНИМАНИЕ! Если будете повторять приведённую технологию – сначала несколько раз опробуйте на ненужных испорченных циферблатах. Данный способ очистки подходит для некоторых циферблатов, которые сделаны методом фото-гальванического чернения по серебряному слою. Для 99% циферблатов этот способ не подходит, жидкость для снятия лака растворит красочный слой основы. Эксперименты с циферблатами наиболее опасны, постарайтесь самостоятельно не портить часы без опыта такой работы.

Облик часов и общее впечатление во многом определяет циферблат. На нем располагаются разные типы маркеров и стрелки, дополнительные малые циферблаты и другие элементы. Помимо функциональной стороны не менее интересна и эстетическая. Какие техники и материалы только не используют мастера для декорирования. Чем сложнее и красивее вид поверхности или изображения, тем дороже и уникальнее перед вами модель. Рассмотрим, какие бывают циферблаты, из чего их делают и как.

Мужские швейцарские механические наручные часы Auguste Reymond Elegance AR66E0.6.560.1

Техники декорирования

«Гильоше» – классическая и всегда беспроигрышная с точки зрения дизайна техника декорирования. Термин обозначает орнамент в виде переплетения волнистых линий. Рисунок может быть симметричным или асимметричным, представлять собой геометрический узор или сложное художественное изображение.

В истории гильоше использовали в лепнине, керамике и даже ценных бумагах. В случае с наручными часами орнамент выполняется на металле деталей механизма или циферблате и может сочетаться с эмалевыми техниками. Тончайшие полосы, расходящиеся от центра или переплетающиеся в изящный узор, сияющие своими гранями – все это гильоше.

Несмотря на распространенное словосочетание «мебель маркетри», изначально это не стиль, а именно техника инкрустации поверхности резными деревянными элементами (использовались также слоновая кость и перламутр). В мебели они крепятся на клей, а в случае с часами методика иная.

Художник создает детальный эскиз; мастер вырезает десятки и даже сотни деталей из разных пород дерева, подходящие по оттенку под рисунок; их складывают в единую композицию, закрепляют под прессом, сушат и покрывают лаком или воском. Стоит отличать циферблат в технике маркетри от того, который сделан из цельного дерева, и от изображения-мозаики.

Мозаика может набираться как из созданных или вырезанных в определенной форме элементов, так и компоноваться из асимметричных кусочков. Для мозаичного декора используют металлы и драгоценные камни, например, вырезанные в технике глиптики, кусочки перламутра, плоские фигурки, керамику и прочие материалы.

Читайте также:  Адрес электронной почты отправителя чека 1 офд

Женские швейцарские наручные часы Balmain Elegance Chic Mini XS B46983383

Используемые материалы

Наносить краску на циферблаты начали еще первые часовые мастера. Со временем составы и техники нанесения совершенствовались – цвета становились ярче, а для крепости и блеска к ним добавился лак, которым стали покрывать сложные рисунки. В массовом производстве распространена техника тампонной печати, при которой краска переносится на циферблат силиконовым тампоном. В дорогих часах элитных брендов по сей день практикуется нанесение рисунка лаком или эмалью вручную.

В качестве основного элемента декора лак используют в самых разных техниках, одна из которых – японская уруси. Лак изготавливают из сока лакового дерева, добавляя в него глиняный порошок, золотую и серебряную пыль, перламутровую крошку или измельченную скорлупу. Лаком выполняют от однотонного глянцевого слоя до сложных многоцветных рисунков с детальной проработкой. Другой метод, маки-э, подразумевает нанесение на непросохший слой лака золотой или серебряной пудры.

Мужские японские механические наручные часы Seiko Presage SPB045J1

Известно множество техник создания эмалевых изображений и панно. Сама эмаль представляет собой напоминающее стекло покрытие разной степени прозрачности. Основа такого материала – измельченные пластины стекла.

Порошок разводят водой, затем смесью покрывают поверхность, дают высохнуть и обжигают. Цвет и температура плавления зависят от пигментов – соединений металлов. Некоторые техники позволяют наносить именно порошок на слой клея или лака.

Мужские швейцарские механические наручные часы Edox Grand Ocean Skeleton 85301-3GIN

Способ «флинк» позволяет покрыть полупрозрачной эмалью выполненный на металле узор гильоше – раньше так для красоты и прочности декорировали золотые и серебряные крышки карманных часов, сейчас этот же метод используют для циферблатов. Наиболее распространены выемчатая (заполняются углубления на поверхности), перегородчатая (заполняются ячейки на металлической основе) и витражная (также с перегородками, но без основы) эмали.

Известные бренды и знаменитые часовщики часто экспериментируют в поисках новых материалов для декора. В основу уникальности моделей, которые выпускают в единицах или десятках экземпляров, часто ложатся редкие или сложные в обработке материалы.

Иван Арпа в сотрудничестве с Romain Jerome, а позже для собственной марки ArtyA, использовал в декоре часов элементы легендарного «Титаника», окаменевшие фекалии динозавров, лунную пыль, кровь, засохших насекомых, пули и фрагменты метеорита. Метеорит можно встретить и в часах Mikhail Moskvin Угличского часового завода, модели Louis Moinet Metropolis, часах Константина Чайкина «Луноход» и других. Такого рода материалы чаще используются в мужских часах.

Женские наручные часы Emporio Armani Gianni T-Bar AR11060

Украшение перьями (фр. plumasserie) и кружевом (фр. lesage) пришло из мастерства создания аристократических нарядов и используется при создании женских часов модными и ювелирными марками, такими как Chanel и Harry Winston. Jaquet Droz однажды использовал скорлупу перепелиных яиц, из мельчайших кусочков которой было набрано мозаичное изображение на циферблате. В качестве основы циферблата может использоваться и монета, например, часы Corum, выпущенные в лимитированной серии в 100 экземпляров, содержат настоящие золотые монеты номиналом в 50 долларов.

Мужские швейцарские механические титановые наручные часы Oris TT3 Chronograph Black 674-7611-77-64RS с хронографом

Одни бренды выпускают часы с настоящими картинами на циферблатах, а другие создают целые объемные композиции, выпуклые неподвижные барельефы или движущиеся фигурки – тогда к техническому совершенству часового механизма добавляется сложность еще одной задачи.

Легендарный производитель Jaquet Droz создавал движущиеся фигуры еще в середине XVIII века. Сегодня они хранятся в музеях, а марка выпускает не менее совершенные часы с движущимися миниатюрами (например, птицы, кормящие своих птенцов) или искусно выполненными барельефами.

Roger Dubuis представил в 2013 году 28 экземпляров часов с 12 фигурками рыцарей, выложивших мечи по направлению к центру циферблата-круглого стола. В часах Astronomia от Jacob & Co в высоком, почти полностью сапфировом с металлическими дужками корпусе движутся полностью объемные Земля и Солнце, а на представляющем звездное небо циферблате Midnight Planetarium ходят по кругу с реальной скоростью шесть планет Солнечной системы.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.