Меню Закрыть

Как обрезинить металл в домашних условиях

Принятые в настоящее время способы крепления резины к ме­таллам сводятся к образованию промежуточной пленки между ними, прочно соединяющей оба эти материала. В промышлен­ности РТИ применяются несколько видов крепления:

а) эбонитом в качестве промежуточного слоя;

б) термопреновым клеем;

в) нанесением тонкого слоя латуни на поверхность металла;

г) специальными клеями (из производных каучука, изоцианатными и др.).

Прочность крепления зависит также от характера подготовки металлической поверхности, от состава резиновой смеси и условий выполнения технологического процесса.

Крепление через эбонитовую прослойку — наиболее старый метод, сохранивший в ряде случаев свое значение и в настоящее время; применяется для крепления многих видов резин к стали и чугуну. При этом способе, как и при всех иных, поверхность ме­талла предварительно должна быть очищена до металлического блеска и обезжирена. Подготовленную поверхность металла по­крывают 2—3 раза тонким слоем клея, приготовленного из эбони­товой смеси, в состав которой введена окись железа (Fe23), значительно увеличивающая прочность и теплостойкость крепления эбонита с металлом. Вначале наносится более жидкий, затем гу­стой слой клея. В помещении цеха должна быть небольшая относительная влажность воздуха, в противном случае температурная депрессия испарения растворителя, вызывая охлаждение металла и прилегающего слоя воздуха, может повести к образованию водя­ной пленки. Растворители и клей, применяемые при обкладке боль­ших поверхностей, создают опасность пожаров и взрывов на про­изводстве. Поэтому во всех случаях выполнения обкладок обязательно соблюдение соответствующих правил техники безопасности и промышленной санитарии. Надлежащее устройство и правильное действие вентиляционной системы — основные условия работы.

На просохший клеевой слой накладывают каландрованные ли­сты эбонитовой смеси, а на эбонитовую прослойку — листы мяг­кой резиновой смеси. Последующая вулканизация приводит к проч­ному соединению металла с эбонитом, а последнего — с мягкой ре­зиной. Механизм процесса крепления этих разнородных материа­лов еще не выяснен с необходимой полнотой. По-видимому, сцепление эбонита и металла представляет собой явление адгезионного характера, хотя возможность образования сульфидов позволяет допустить здесь наличие химической связи. Хрупкость эбонита, осо­бенно сказывающаяся при низких температурах, и размягчение при нагревании ограничивают применение этого метода; он исключается в случае динамической нагрузки.

Видоизменение этого способа, используемое иногда при ремонт­ных работах, состоит в применении только одного эбонитового клея, без накладки эбонитовой прослойки, а также в применении полу-нюнитовой прослойки между металлом и эбонитовым слоем.

Термопреновый клей получают, растворяя термопрен в бензине в обогреваемой клеемешалке при 50 °С. Соотношения термопрена и бензина в термопреновом клее 1 :8 и 1:12. Подготовлен­ный к обкладке металл промазывают 2—3 раза термопреновым клеем, сначала жидким, а затем более густым, с тщательным просушиванием каждого слоя промазки. Далее следуют накладка и прикатка обкладочных смесей. Обкладку на термопреновой про­слойке целесообразно вулканизовать в котле. Вулканизация произ­водится при давлении пара 2,5—3-Ю 5 Па, затем следует охлажде­ние в котле под давлением, достигаемое подачей в котел сжатого воздуха и вбрызгиванием холодной воды. Давление воздуха дово­дится до 6-Ю 5 Па и поддерживается, пока температура не пони­зится до 60—70 °С, т. е. до температуры затвердевания термопрена, при которой и происходит сцепление термопрена с резиной и ме­таллом.

Применение термопренового клея позволяет прикрепить пред­варительно вулканизованную пластину мягкой резины к металлу или дереву. Чтобы обеспечить лучшее сцепление вулканизованной резиновой обкладки с термопреновым слоем, поверхность пластины делают шероховатой, закатывая пластину перед вулканизацией на барабан с прослойкой грубой ткани. На швы обкладки наклады­вают ленточки из сырой, быстро вулканизующейся смеси. Разог­рев термопренового слоя и вулканизацию швов производят при 100 °С.

Недостаточная температуроустойчивость обоих названных спо­собов ограничивает их применение. Однако несложность, свойствен­ная этим способам, и, в частности, возможность термопренового крепления вулканизованной мягкой резины к металлу, с проч­ностью на отрыв порядка 100 Н/см 2 , сохраняют за ними некоторую практическую зависимость. Прибавление 8% гексаметилентетра-мина (в пересчете на сухое вещество в термопреновом клее) повы­шает прочность крепления до 130 Н/см 2 .

Латунирование. Достаточно прочное крепление резины к ме­таллу (стали, алюминиевых сплавов, бронзы и др.), надежно работающее при переменных нагрузках, толчках и вибрациях, обеспечивается применением латунной прослойки между металлом и резиной из различных каучуков. Метод крепления резины к ме­таллу с помощью латунирования состоит в нанесении на поверх­ность деталей, изготовляемых главным образом из стали горячей или холодной прокатки, тонкого прочнолежащего слоя латуни с 70% меди и 30% цинка (или 75 и 25%). Латунирование состоит из трех основных операций: обезжиривания, травления и электро­отложения, сопровождаемых промывками водой. Для удаления уг­лерода, остающегося на поверхности металла после травления, применяется механическая обработка стальными щетками (так на­зываемое крацевание). Для удаления пленки окислов применяется химическая обработка (так называемое декапирование). Основные операции проводятся в электролитических ваннах при определен­ных режимах. Промывка производится в горячей (40—80 °С) и хо­лодной проточной воде, а сушка — в термостате при 80—100 °С с продувкой воздуха. Электролитические и промывные ванны из­готовляют из стальных листов. Ванны для латунирования и про­мывок имеют резиновую обкладку. Ванны для обезжиривания и латунирования, кроме того, имеют змеевики для обогрева.

Питание ванн током производится от динамомашины постоян­ного тока напряжением 6—12 В и силой тока 500—1000 А. Детали различных размеров подвешивают в ваннах на крючках; мелкие детали обрабатывают в сетчатых вращающихся барабанах.

Совместное отложение меди и цинка идет удовлетворительно лишь в растворах комплексных солей этих металлов и при условии близких потенциалов их выделения. Электролит для латунирования содержит раствор комплексной соли цианистой меди и цинка. Та­кой раствор приготовляют на месте из сернокислых меди и цинка, углекислого натрия (для перевода сернокислых солей в углекис­лые) и цианистого калия (работу следует проводить очень тща­тельно ввиду того, что соли цианистой кислоты токсичны). Анодом служат латунные пластины, содержащие определенные количества меди и цинка. Латунирование происходит лучше из уже работав­ших ванн, так как такие ванны имеют установившиеся концентра­цию и характеристику. В последнее время Научно-исследователь­ским институтом резиновой промышленности разработаны и успешно применяются электролиты, не содержащие цианистого ка­лия, но включающие пирофосфорнокислый натрий. Связь ла­туни с резиной вначале проходит через стадию образования полусернистой меди, которая реагирует дальше с молекулой каучука, присоединяясь по месту двойных связей. Цинк латуни служит как бы разбавителем, регулирующим основной химический процесс, который должен протекать так, чтобы скорости вулканизации ре­зины и образования сернистого соединения меди шли одновременно. Эта теория не распространяется на случай крепления ме­талла к резине, приготовленной из хлоропренового каучука.

Тщательность всех операций процесса и контроля (состава анода, плотности тока, величины напряжения, состава и темпера­туры ванны, концентрации ионов водорода и длительности про­цесса) — обязательное условие хороших результатов.

Читайте также:  Rfid карта что это

Крупнокристаллическое, пористое, с бархатистым налетом отло­жение латуни обеспечивает наибольшую прочность крепления ре­зины к металлу.

Нормальная толщина слоя латуни (0,00125—0,0015 мм) из циа­нистого электролита образуется за 15—20 мин и за 5 мин из элект­ролита, не содержащего цианистых солей. Ручные операции по перемещению деталей представляют собой значительную труд­ность, поскольку работу приходится вести очень осторожно. По­этому для массовых работ по латунированию деталей применяются автоматические конвейерные установки. Полуавтоматическая по­точная линия для латунирования в бесцианистом электролите дей­ствует на Ленинградском заводе РТИ. Вся последовательная пере­дача арматуры из одной ванны в другую (обезжиривание, травле­ние, латунирование, промежуточные промывки, сушка обдувкой подогретым воздухом) механизирована с помощью манипуляторов и автоматизирована по заданной программе. Поверхность свежеот-ложениого латунного слоя под влиянием кислорода воздуха окис­ляется, а это приводит к уменьшению прочности крепления. По­этому латунированные детали, если не поступают немедленно на обкладку, покрываются жидким (1:20) резиновым клеем. Такой клей можно наносить пульверизатором в вытяжном шкафу, приме­няя двукратное покрытие. Если есть опасность сдвига клеевой пленки во время запрессовки, то по просохшему клею следует до­полнительно наложить полоску резиновой смеси толщиной 1,0— 1,5 мм. Места, где латунированную поверхность необходимо пре­дохранить от привулканизации затеков резины, следует покрывать раствором кремнекислого натрия или целлюлозным лаком. Резино­вая смесь, применяемая для соединения с латунированными дета­лями, должна содержать не менее 2—3% серы и ограниченное количество мягчителей. Наполненные канальной сажей смеси с твердостью по ТМ-2 60—75 прикрепляются к металлу лучше, чем смеси мягкие; прочность крепления резины из различных кау­чуков и разной степени наполнения к металлу различна и практи­чески достигает величины 600 Н/см 2 . Если слой латуни нанесен ме­тодом распыления расплавленного металла (шоопирования), то прочность крепления не превышает 180—250 Н/см 2 .

Специальные клеи. Сложность осуществления процесса латуни­рования, особенно в случае больших поверхностей изделий, и мень­шая прочность такого крепления к алюминию и некоторым спла­вам (по сравнению с креплением к стали) повели к поискам новых средств. Первыми по времени широко известны клеи из хлориро­ванного каучука. Значительная прочность крепления клеями из хлоркаучука объясняется тем, что высокое содержание хлора создает сильную поляризацию каучуковых молекул, образующих прослойку между металлом и резиной. Для крепления резины из бутадиен-нитрильного каучука рекомендован клей из хлоркаучука с содержанием хлора 65—68%, дающий прочность крепления 300—400 Н/см 2 при температуре до 100 °С; с дальнейшим повыше­нием температуры прочность такого клея сильно падает. Известно применение так называемых клеев Тай-Плай. Для крепления резин на натуральном каучуке применяют клей Q; для резин нефтестой-ких — клей S; имеются и другие виды этого клея, в том числе и для крепления без вулканизации. Базой этих клеев является гидрохло­рид каучука. Ряд клеев рекомендован Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности, в том числе клей 88Н для крепления резины к металлу без нагрева и лейконат для кре­пления в процессе вулканизации. Лейконат представляет собой раствор триизоцианаттрифенилметана в дихлорэтане. Раствор этого же изоцианата в метиленхлориде известен под названием десмодура R. Прочность связи с применением изоцианатов дости­гает 500—1000 Н/см 2 . Крепление мягких резин с помощью изо­цианатов достаточно прочно и устойчиво к теплу, растворителям, к ударной нагрузке. Известно также применение клеев из хлори­рованных каучуков и фенольных смол и клеев из хлорирован­ных каучуков и изоцианатных растворов.

Клей 201 на основе хлорированных эластомеров (как и его раз­новидность клей 615), предложенный в МИТХТ Н. С. Ильиным и Ф. Ф. Кошелевым, успешно применяется для тяжелых условий ра­боты. Этими же авторами, Л. Н. Курдиным и Институтом орга­нической химии АН Армянской ССР разработан и исследован клей на основе хлорированного политетрахлоргексатриена (ХПТ). Этот клей (20% раствор ХПТ в смеси ксилола с толуолом 1:1) в стан­дартных условиях испытания (ГОСТ 209—62), при толщине пленки 2—2,5 мкм (два слоя) дает прочность крепления к стали до 900 Н/см 2 при комнатной температуре и 430 Н/см 2 при 150 °С. Клей из ХПТ индиферентен к влажности воздуха, не требует пескоструй­ной обработки металла (отличие от клея лейконат) и характери­зуется универсальностью в отношении резин из полярных и неполярных каучуков.

Использование названных клеев требует строгого соблюдения соответственных прописей. Сущность действия, в основном, сводится к созданию тонкой пленки промежуточного слоя, прочно соединяющегося как с резиной, так и с металлом. В месте контакта резины и клея происходит взаимная диффузия, возникают связи и закрепляются вулканизацией. Лейконат в процессе крепления, по-видимому, химически взаимодействует с активными наполните­лями, входящими в состав резиновой смеси.

Как уже отмечалось, большое практическое значение имеет сохранение температуростойкости крепления. Это особенно важно, .тли эксплуатация аппаратов, обложенных резиной, идет при повы­шенной температуре или вследствие трения или вибраций проис­ходит нагревание резинометаллических деталей. Результаты испы­тания температуростойкости ряда видов крепления даны на рис. 101.

Из рис. 101 следует, что прочность крепления, достигаемая ме­тодом латунирования, незначительно изменяется в пределах 20—110 °С, что свидетельствует о возникновении химических связей каучука в резине с латунью. Прочность крепления, достигаемая при помощи клеев, с повышением температуры постепенно снижается и при 80 °С значительно ниже, чем при латунировании. Из клеевых методов наибольшей температуростойкости достигает крепление с применением изоцианатов и клея ХПТ.

Прочность крепления эбонитовой прослойки достаточна лишь до точки размягчения эбонита; далее следует довольно резкое падение прочности. Пример зависимости прочности крепления клеями от температуры испытания приведен на рис. 102.

Принятые в настоящее время способы крепления резины к ме­таллам сводятся к образованию промежуточной пленки между ними, прочно соединяющей оба эти материала. В промышлен­ности РТИ применяются несколько видов крепления:

а) эбонитом в качестве промежуточного слоя;

б) термопреновым клеем;

в) нанесением тонкого слоя латуни на поверхность металла;

г) специальными клеями (из производных каучука, изоцианатными и др.).

Прочность крепления зависит также от характера подготовки металлической поверхности, от состава резиновой смеси и условий выполнения технологического процесса.

Крепление через эбонитовую прослойку — наиболее старый метод, сохранивший в ряде случаев свое значение и в настоящее время; применяется для крепления многих видов резин к стали и чугуну. При этом способе, как и при всех иных, поверхность ме­талла предварительно должна быть очищена до металлического блеска и обезжирена. Подготовленную поверхность металла по­крывают 2—3 раза тонким слоем клея, приготовленного из эбони­товой смеси, в состав которой введена окись железа (Fe23), значительно увеличивающая прочность и теплостойкость крепления эбонита с металлом. Вначале наносится более жидкий, затем гу­стой слой клея. В помещении цеха должна быть небольшая относительная влажность воздуха, в противном случае температурная депрессия испарения растворителя, вызывая охлаждение металла и прилегающего слоя воздуха, может повести к образованию водя­ной пленки. Растворители и клей, применяемые при обкладке боль­ших поверхностей, создают опасность пожаров и взрывов на про­изводстве. Поэтому во всех случаях выполнения обкладок обязательно соблюдение соответствующих правил техники безопасности и промышленной санитарии. Надлежащее устройство и правильное действие вентиляционной системы — основные условия работы.

Читайте также:  Как настроить ноутбук чтобы он раздавал wifi

На просохший клеевой слой накладывают каландрованные ли­сты эбонитовой смеси, а на эбонитовую прослойку — листы мяг­кой резиновой смеси. Последующая вулканизация приводит к проч­ному соединению металла с эбонитом, а последнего — с мягкой ре­зиной. Механизм процесса крепления этих разнородных материа­лов еще не выяснен с необходимой полнотой. По-видимому, сцепление эбонита и металла представляет собой явление адгезионного характера, хотя возможность образования сульфидов позволяет допустить здесь наличие химической связи. Хрупкость эбонита, осо­бенно сказывающаяся при низких температурах, и размягчение при нагревании ограничивают применение этого метода; он исключается в случае динамической нагрузки.

Видоизменение этого способа, используемое иногда при ремонт­ных работах, состоит в применении только одного эбонитового клея, без накладки эбонитовой прослойки, а также в применении полу-нюнитовой прослойки между металлом и эбонитовым слоем.

Термопреновый клей получают, растворяя термопрен в бензине в обогреваемой клеемешалке при 50 °С. Соотношения термопрена и бензина в термопреновом клее 1 :8 и 1:12. Подготовлен­ный к обкладке металл промазывают 2—3 раза термопреновым клеем, сначала жидким, а затем более густым, с тщательным просушиванием каждого слоя промазки. Далее следуют накладка и прикатка обкладочных смесей. Обкладку на термопреновой про­слойке целесообразно вулканизовать в котле. Вулканизация произ­водится при давлении пара 2,5—3-Ю 5 Па, затем следует охлажде­ние в котле под давлением, достигаемое подачей в котел сжатого воздуха и вбрызгиванием холодной воды. Давление воздуха дово­дится до 6-Ю 5 Па и поддерживается, пока температура не пони­зится до 60—70 °С, т. е. до температуры затвердевания термопрена, при которой и происходит сцепление термопрена с резиной и ме­таллом.

Применение термопренового клея позволяет прикрепить пред­варительно вулканизованную пластину мягкой резины к металлу или дереву. Чтобы обеспечить лучшее сцепление вулканизованной резиновой обкладки с термопреновым слоем, поверхность пластины делают шероховатой, закатывая пластину перед вулканизацией на барабан с прослойкой грубой ткани. На швы обкладки наклады­вают ленточки из сырой, быстро вулканизующейся смеси. Разог­рев термопренового слоя и вулканизацию швов производят при 100 °С.

Недостаточная температуроустойчивость обоих названных спо­собов ограничивает их применение. Однако несложность, свойствен­ная этим способам, и, в частности, возможность термопренового крепления вулканизованной мягкой резины к металлу, с проч­ностью на отрыв порядка 100 Н/см 2 , сохраняют за ними некоторую практическую зависимость. Прибавление 8% гексаметилентетра-мина (в пересчете на сухое вещество в термопреновом клее) повы­шает прочность крепления до 130 Н/см 2 .

Латунирование. Достаточно прочное крепление резины к ме­таллу (стали, алюминиевых сплавов, бронзы и др.), надежно работающее при переменных нагрузках, толчках и вибрациях, обеспечивается применением латунной прослойки между металлом и резиной из различных каучуков. Метод крепления резины к ме­таллу с помощью латунирования состоит в нанесении на поверх­ность деталей, изготовляемых главным образом из стали горячей или холодной прокатки, тонкого прочнолежащего слоя латуни с 70% меди и 30% цинка (или 75 и 25%). Латунирование состоит из трех основных операций: обезжиривания, травления и электро­отложения, сопровождаемых промывками водой. Для удаления уг­лерода, остающегося на поверхности металла после травления, применяется механическая обработка стальными щетками (так на­зываемое крацевание). Для удаления пленки окислов применяется химическая обработка (так называемое декапирование). Основные операции проводятся в электролитических ваннах при определен­ных режимах. Промывка производится в горячей (40—80 °С) и хо­лодной проточной воде, а сушка — в термостате при 80—100 °С с продувкой воздуха. Электролитические и промывные ванны из­готовляют из стальных листов. Ванны для латунирования и про­мывок имеют резиновую обкладку. Ванны для обезжиривания и латунирования, кроме того, имеют змеевики для обогрева.

Питание ванн током производится от динамомашины постоян­ного тока напряжением 6—12 В и силой тока 500—1000 А. Детали различных размеров подвешивают в ваннах на крючках; мелкие детали обрабатывают в сетчатых вращающихся барабанах.

Совместное отложение меди и цинка идет удовлетворительно лишь в растворах комплексных солей этих металлов и при условии близких потенциалов их выделения. Электролит для латунирования содержит раствор комплексной соли цианистой меди и цинка. Та­кой раствор приготовляют на месте из сернокислых меди и цинка, углекислого натрия (для перевода сернокислых солей в углекис­лые) и цианистого калия (работу следует проводить очень тща­тельно ввиду того, что соли цианистой кислоты токсичны). Анодом служат латунные пластины, содержащие определенные количества меди и цинка. Латунирование происходит лучше из уже работав­ших ванн, так как такие ванны имеют установившиеся концентра­цию и характеристику. В последнее время Научно-исследователь­ским институтом резиновой промышленности разработаны и успешно применяются электролиты, не содержащие цианистого ка­лия, но включающие пирофосфорнокислый натрий. Связь ла­туни с резиной вначале проходит через стадию образования полусернистой меди, которая реагирует дальше с молекулой каучука, присоединяясь по месту двойных связей. Цинк латуни служит как бы разбавителем, регулирующим основной химический процесс, который должен протекать так, чтобы скорости вулканизации ре­зины и образования сернистого соединения меди шли одновременно. Эта теория не распространяется на случай крепления ме­талла к резине, приготовленной из хлоропренового каучука.

Тщательность всех операций процесса и контроля (состава анода, плотности тока, величины напряжения, состава и темпера­туры ванны, концентрации ионов водорода и длительности про­цесса) — обязательное условие хороших результатов.

Крупнокристаллическое, пористое, с бархатистым налетом отло­жение латуни обеспечивает наибольшую прочность крепления ре­зины к металлу.

Нормальная толщина слоя латуни (0,00125—0,0015 мм) из циа­нистого электролита образуется за 15—20 мин и за 5 мин из элект­ролита, не содержащего цианистых солей. Ручные операции по перемещению деталей представляют собой значительную труд­ность, поскольку работу приходится вести очень осторожно. По­этому для массовых работ по латунированию деталей применяются автоматические конвейерные установки. Полуавтоматическая по­точная линия для латунирования в бесцианистом электролите дей­ствует на Ленинградском заводе РТИ. Вся последовательная пере­дача арматуры из одной ванны в другую (обезжиривание, травле­ние, латунирование, промежуточные промывки, сушка обдувкой подогретым воздухом) механизирована с помощью манипуляторов и автоматизирована по заданной программе. Поверхность свежеот-ложениого латунного слоя под влиянием кислорода воздуха окис­ляется, а это приводит к уменьшению прочности крепления. По­этому латунированные детали, если не поступают немедленно на обкладку, покрываются жидким (1:20) резиновым клеем. Такой клей можно наносить пульверизатором в вытяжном шкафу, приме­няя двукратное покрытие. Если есть опасность сдвига клеевой пленки во время запрессовки, то по просохшему клею следует до­полнительно наложить полоску резиновой смеси толщиной 1,0— 1,5 мм. Места, где латунированную поверхность необходимо пре­дохранить от привулканизации затеков резины, следует покрывать раствором кремнекислого натрия или целлюлозным лаком. Резино­вая смесь, применяемая для соединения с латунированными дета­лями, должна содержать не менее 2—3% серы и ограниченное количество мягчителей. Наполненные канальной сажей смеси с твердостью по ТМ-2 60—75 прикрепляются к металлу лучше, чем смеси мягкие; прочность крепления резины из различных кау­чуков и разной степени наполнения к металлу различна и практи­чески достигает величины 600 Н/см 2 . Если слой латуни нанесен ме­тодом распыления расплавленного металла (шоопирования), то прочность крепления не превышает 180—250 Н/см 2 .

Читайте также:  Как привязать фифа мобайл к гугл плей

Специальные клеи. Сложность осуществления процесса латуни­рования, особенно в случае больших поверхностей изделий, и мень­шая прочность такого крепления к алюминию и некоторым спла­вам (по сравнению с креплением к стали) повели к поискам новых средств. Первыми по времени широко известны клеи из хлориро­ванного каучука. Значительная прочность крепления клеями из хлоркаучука объясняется тем, что высокое содержание хлора создает сильную поляризацию каучуковых молекул, образующих прослойку между металлом и резиной. Для крепления резины из бутадиен-нитрильного каучука рекомендован клей из хлоркаучука с содержанием хлора 65—68%, дающий прочность крепления 300—400 Н/см 2 при температуре до 100 °С; с дальнейшим повыше­нием температуры прочность такого клея сильно падает. Известно применение так называемых клеев Тай-Плай. Для крепления резин на натуральном каучуке применяют клей Q; для резин нефтестой-ких — клей S; имеются и другие виды этого клея, в том числе и для крепления без вулканизации. Базой этих клеев является гидрохло­рид каучука. Ряд клеев рекомендован Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности, в том числе клей 88Н для крепления резины к металлу без нагрева и лейконат для кре­пления в процессе вулканизации. Лейконат представляет собой раствор триизоцианаттрифенилметана в дихлорэтане. Раствор этого же изоцианата в метиленхлориде известен под названием десмодура R. Прочность связи с применением изоцианатов дости­гает 500—1000 Н/см 2 . Крепление мягких резин с помощью изо­цианатов достаточно прочно и устойчиво к теплу, растворителям, к ударной нагрузке. Известно также применение клеев из хлори­рованных каучуков и фенольных смол и клеев из хлорирован­ных каучуков и изоцианатных растворов.

Клей 201 на основе хлорированных эластомеров (как и его раз­новидность клей 615), предложенный в МИТХТ Н. С. Ильиным и Ф. Ф. Кошелевым, успешно применяется для тяжелых условий ра­боты. Этими же авторами, Л. Н. Курдиным и Институтом орга­нической химии АН Армянской ССР разработан и исследован клей на основе хлорированного политетрахлоргексатриена (ХПТ). Этот клей (20% раствор ХПТ в смеси ксилола с толуолом 1:1) в стан­дартных условиях испытания (ГОСТ 209—62), при толщине пленки 2—2,5 мкм (два слоя) дает прочность крепления к стали до 900 Н/см 2 при комнатной температуре и 430 Н/см 2 при 150 °С. Клей из ХПТ индиферентен к влажности воздуха, не требует пескоструй­ной обработки металла (отличие от клея лейконат) и характери­зуется универсальностью в отношении резин из полярных и неполярных каучуков.

Использование названных клеев требует строгого соблюдения соответственных прописей. Сущность действия, в основном, сводится к созданию тонкой пленки промежуточного слоя, прочно соединяющегося как с резиной, так и с металлом. В месте контакта резины и клея происходит взаимная диффузия, возникают связи и закрепляются вулканизацией. Лейконат в процессе крепления, по-видимому, химически взаимодействует с активными наполните­лями, входящими в состав резиновой смеси.

Как уже отмечалось, большое практическое значение имеет сохранение температуростойкости крепления. Это особенно важно, .тли эксплуатация аппаратов, обложенных резиной, идет при повы­шенной температуре или вследствие трения или вибраций проис­ходит нагревание резинометаллических деталей. Результаты испы­тания температуростойкости ряда видов крепления даны на рис. 101.

Из рис. 101 следует, что прочность крепления, достигаемая ме­тодом латунирования, незначительно изменяется в пределах 20—110 °С, что свидетельствует о возникновении химических связей каучука в резине с латунью. Прочность крепления, достигаемая при помощи клеев, с повышением температуры постепенно снижается и при 80 °С значительно ниже, чем при латунировании. Из клеевых методов наибольшей температуростойкости достигает крепление с применением изоцианатов и клея ХПТ.

Прочность крепления эбонитовой прослойки достаточна лишь до точки размягчения эбонита; далее следует довольно резкое падение прочности. Пример зависимости прочности крепления клеями от температуры испытания приведен на рис. 102.

С целью сохранности металлических поверхностей деталей машин, подвергающихся во время работы трению, вращению, ударам, деформации, производят обрезинивание металла. Эта операция осуществляется в гуммированных аппаратах острым паром либо горячим воздухом при давлении до 3 кГ/см². Материалом для покрытия металла служат листы сырой резины, помещаемые в установку в два либо более слоя.

Методы обработки

Внутренние полости котлов аппаратов заполняются водными растворами солей, кипящей водой, в результате чего, от воздействия температуры выше 100º С, сырая резиновая смесь становится прочной эластичной массой, надежно сцепляясь с поверхностью металла, заполняя поры и трещины, обволакивая детали криволинейной конфигурации.

Гуммирование металла рассчитано на идеальную плотность прилегания резиновой массы к поверхности, не допуская образования воздушных пузырьков. Обрабатываемые детали тщательно готовят перед нанесением резины и обезжиривают. Покрытия из резины и каучуковых материалов имеют ряд положительных характеристик:

  • высокая химическая стойкость;
  • износостойкость;
  • невысокая стоимость;
  • стойкая адгезия к металлу;
  • простота нанесения.

Кроме гуммированных аппаратов, обрезинивание металла осуществляется обкладкой поверхности металла резиновыми листами, нанесением пастообразных материалов и последующей вулканизацией, латексом и другими каучуковыми дисперсиями. Существует технология газоплазменного напыления порошкообразного каучукового покрытия. Подобными операциями создается пленочный защитный слой.

Сферы использования

Гуммирование металла широко используется для защитных покрытий во всех промышленных сферах. Этим методом обрабатывают внутреннее пространство емкостей, резервуаров, наносят на колонны, центрифуги, трубопроводы, смесители, мешалки. Перед покрытием закругляются углы, удаляются раковины, сколы, трещины. Резиновые листы наклеиваются специальными клеями на тщательно очищенную, обезжиренную поверхность.

Далее следует процесс вулканизации. Резиновое покрытие выдерживается при температуре 130ºС 15…25 часов. Вулканизируют в автоклавах водяным паром давлением 2,5…3 атм. Внутренние поверхности больших агрегатов вулканизируют горячим воздухом либо раствором соли температурой 105…110ºС.

Производство работ

Заказать обрезинивание металлических поверхностей любой сложности, конфигурации, объема на площадях компании ООО «Резинотехника», г. Москва, можно на сайте предприятия. Мы производим высокотехнологичное гуммирование любых металлических изделий по индивидуальным заявкам клиентов.

Работы выполняются быстро, качественно, с гарантией. После выполнения работ изделия служат долго, без сбоев и простоев. Имеется транспорт для доставки по Москве и региону. Обращайтесь к нам – выполним любые операции по наращиванию, реставрации, изготовлению гуммированных деталей, узлов, агрегатов.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Adblock detector