Меню Закрыть

Как называется штука когда снимают кино

Хлопушка, или нумератор (англ. Clapperboard ) — инструмент, применяемый при съёмке кино- и телефильмов для последующей за съёмками синхронизации изображения и звука, записанных на не зависимых друг от друга киносъёмочном и звукозаписывающем устройствах. Кроме того, хлопушка используется для систематизации отснятого материала и записанных фонограмм, обозначая номера отснятых сцен и дублей [1] . В отечественном кинематографе советского периода работу с хлопушкой и учёт отснятых сцен вёл помощник режиссёра [2] . Современная технология кинопроизводства предусматривает для этой цели второго ассистента оператора (англ. Second Camera Assistant ) [1] .

Содержание

Описание [ править | править код ]

Для съёмки каждого фильма на одну или несколько досок, используемых для работы, наносится постоянная надпись с рабочим названием картины. Перед съёмкой каждой сцены под этой надписью пишется номер монтажного кадра и дубля, а также другая служебная информация, которая может включать фамилию режиссёра, оператора, номера эмульсии киноплёнки и кассет, использованный объектив, светофильтры и другие технические параметры. Последнее необходимо для определения оптимальных параметров дальнейшей цветокоррекции и причин брака в случае его возникновения. Во время съёмки каждого дубля, после запуска киносъёмочного аппарата (команда «Мотор!») и звукового сигнала о начале синхронного хода камеры и звукозаписывающих устройств, ассистент помещает хлопушку с надписями перед объективом, и отчётливо произносит основные данные о номере сцены и дубля вслух, после чего производит один хлопок и убирает доску из кадра [2] . В результате номера кадра и дубля оказываются записанными в фонограмме и изображении. В некоторых случаях, при невозможности съёмки хлопушки в начале кадра, её снимают перед командой «Стоп» [3] . При последующей синхронизации плёнок с изображением и звуком на звукомонтажном столе, кадрик с заснятым моментом удара хлопушки (начала полного смыкания её планок) и звук её щелчка на фонограмме совмещаются [4] . Запись номеров кадра и дубля позволяет подобрать соответствующие друг другу отрезок киноплёнки и часть исходной фонограммы, исключая путаницу [5] . При немой съёмке изображение хлопушки снимается для систематизации отснятого материала. В этом случае хлопок не производится, а вместо этого рука помещается поверх или между частями доски [3] .

Читайте также:  Турбо впн что это такое

Хлопушка состоит из двух частей: доски для обозначения мелом или фломастером информации о снимаемой сцене и прикреплённого на шарнире бруска для произведения хлопающего звука. На заре звукового кино операцию выполняли два человека: один из них держал доску с наименованием сцены, а другой издавал хлопок при помощи двух палок, соединённых шарниром. Объединение этих приспособлений в одно целое позволило упростить процедуру и обойтись одним сотрудником вместо двух. Традиционно хлопушка изготовлялась из деревянной доски и прикреплённого на шарнире бруска. Для удобства нанесения и удаления надписей поверхность имела покрытие, аналогичное грифельной доске. В наши дни две соединённые шарниром деревянные палочки прикрепляются поверх белой доски или доски из акрилового стекла, что позволяет обойтись без дополнительного освещения со стороны камеры. Иногда используется встроенная подсветка. Существуют хлопушки с индикатором временно́го кода на цифровом светодиодном дисплее, которые синхронизируются от какого либо источника, например, камеры. Хлопающие палочки традиционно окрашиваются в контрастную диагональную полоску для оптимальной различимости на негативе изображения.

Современные технологии позволяют производить синхронизацию изображения и звука без использования хлопушки: по стартовым отметкам [6] или по временно́му коду SMPTE [7] . Однако систематизация отснятого материала без использования доски с надписями может быть затруднена. Поэтому доска с хлопушкой используется до сегодняшнего дня, выполняя функции разметки отснятого материала по сценам, дублям и другим параметрам. При традиционной «оптической» технологии кинопроизводства использовались чёрная доска и белый мел для надписей. Цифровая технология Digital Intermediate допускает применение белой доски и чёрного маркера. Объясняется это тем, что на негативе надпись мелом выглядит тёмной на светлом фоне, что удобно при отборе отрезков киноплёнки для склейки. Современный цифровой монтаж происходит без физической склейки киноплёнки после её сканирования. В последнее время ещё чаще используется готовое изображение, снятое цифровой кинокамерой, и в обоих случаях при монтаже идёт работа с позитивным изображением на мониторе, поэтому белая доска с чёрными буквами удобнее.

Читайте также:  Как поменять телефон в плей маркете

Традиционно хлопушка изготовлялась из деревянной доски и прикрепленного на шарнире бруска. В наши дни, однако, две соединенные шарниром деревянные палочки прикрепляются поверх белой доски или доски из акрилового стекла, что позволяет избежать необходимости дополнительного освещения со стороны камеры. Иногда также используется встроенная подсветка. Существуют также «умные» хлопушки с индикатором пройденного времени на светодиодном дисплее. Хлопающие палочки традиционно окрашиваются в чёрно-белую диагональную полоску для оптимальной различимости в любых условиях и освещении.

В ранние дни использовалась как правило чёрная доска и белый мел для надписей, в современности как правило применяется белая доска и чёрный маркер. Объясняется это тем, что ранее при изготовлении фильмов применялась съемка в негативе, и на этапе монтажа черный фон хлопушки становился белым, что было удобнее для восприятия. В наше время монтаж, как правило, происходит уже после оцифровки пленки, либо сразу снимается на цифровой носитель, и необходимости в инверсии цвета доски нет.

При съемке очередного дубля, информация о нем помечается на доске. Как правило, это дата, наименование картины, имя режиссера, оператора и информация о сцене, кадре и дубле, также могут быть указаны номер объектива и номер кассеты.

«Сцена первая, дубль четвертый!» – наверняка, многие из вас вы слышали нечто подобное, и видели в этот момент, как молодая девушка появляется в кадре с чёрно-белой хлопушкой, а после сразу исчезает. Кто эта фея и в чем смысл ее загадочного атрибута?

В отечественном кинематографе советского периода работу с хлопушкой и учёт отснятых сцен вёл помощник режиссёра. Современная технология кинопроизводства предусматривает для этой цели второго ассистента оператора.

Во время съёмки каждого дубля, после запуска киносъёмочного аппарата (команда «Мотор!») и звукового сигнала о начале синхронного хода, ассистент помещает хлопушку с надписями перед объективом, и громко произносит основные данные о номере сцены и дубля вслух, после чего производит один хлопок и убирает доску из кадра. В результате, номера кадра и дубля оказываются записанными в фонограмме и изображении.

Читайте также:  Begin expected but end found

При последующем монтаже фильма кадрик с заснятым моментом удара хлопушки и звук её щелчка на фонограмме совмещаются, позволяя синхронизировать звук с изображением, а запись номеров кадра и дубля позволяет подобрать соответствующие друг другу отрезок киноплёнки и часть исходной фонограммы, исключая путаницу. При немой съёмке изображение доски снимается для систематизации отснятого материала.

Говоря простыми словам, кинохлопушка ( хлопушка для кино, или хлопушка кинематографическая, называйте, как угодно) — это такой инструмент, который в первую очередь облегчает процесс синхронизирования звуковых и видео дорожек на этапе съемочного процесса, во-вторых, помогает определять начало нового дубля или сцены, ну и, конечно, нумеровать их, для того чтобы потом при монтаже не запутаться, ведь бывает, что одну сцену снимают в несколько дублей, чтобы получить оптимальный результат.

В начале 2000-х появились электронные хлопушки.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.