Как доказать неравенство? Рассмотрим некоторые способы доказательства неравенств.
1) Число a больше числа b, если разность a-b — положительное число:
a>b, если a-b>0.
2) Число a меньше числа b, если разность a-b — отрицательное число:
a 0 или a=b (то есть a-b≥0).
4)a≤b, если a-b
Сводится к оценке разности левой и правой частей неравенства и сравнение её с нулём.
1) Доказать неравенство: (a+9)(a-2)
Оценим разность левой и правой частей неравенства:
Оцениваем разность левой и правой частей неравенства:
(3x-5)²≥0 при любом значении переменной x.
Следовательно, (3x-5)²+23>0 при любом x.
Значит, неравенство 9x²+48>30x выполняется при любом действительном значении x.
Что и требовалось доказать.
3) Доказать неравенство: x²+y²+16x-20y+190>0.
(x+8)²≥0 при любом значении x,
(y-10)²≥0 при любом значении y,
Следовательно, (x+8)²+(y-10)²+26>0 при любых действительных значениях переменных x и y.
А это значит, что x²+y²+16x-20y+190>0.
Что и требовалось доказать.
II. Доказательство неравенств методом «от противного».
Высказываем предположение, что доказываемое неравенство неверно, и приходим к противоречию.
Предположим, что неравенство, которое нам нужно доказать, неверно. Тогда
Раскрываем скобки и упрощаем:
Поскольку (a1b2-a1b1)²≥0 при любых действительных значениях переменных, то -(a1b2-a1b1)²≤0. Пришли к противоречию. Значит, наше предположение было неверно. Следовательно,
Что и требовалось доказать.
III. Доказательство неравенств с помощью геометрической интерпретации.
Таким способом, например, можно доказать неравенство о среднем арифметическом и среднем геометрическом (частный случай неравенства Коши).
IV. Доказательство неравенств с использованием очевидных неравенств.
Доказать неравенство: a²+b²+c²≥ab+bc+ac.
Так при любых действительных значениях переменных (a-b)²≥0, (b-c)²≥0 и (a-c)²≥0, то очевидно, что (a-b)²+(b-c)²+(a-c)²≥0.
Раскрываем скобки по формуле квадрата разности и упрощаем:
Осталось перенести три слагаемые в правую часть:
Что и требовалось доказать.
V. Доказательство неравенств с помощью ранее доказанных неравенств.
Основные неравенства, на которые опираются при доказательстве других неравенств:
При a1= a2= …= an неравенство превращается в равенство.
- Сумма положительных взаимно-обратных чисел не меньше двух:
Применяется также аналог неравенства для отрицательных взаимно-обратных чисел:
при x
Равенство достигается лишь в случае, когда числа xi и yi пропорциональны, то есть существует число k такое, что для любого i=1,2,…,n выполняется равенство xi=kyi.
где x>-1, n — натуральное число.
Равенство достигается лишь при x=0 и n=1.
- Обобщённое неравенство Бернулли
Если x>-1, n — действительное число:
При 0
В обоих случаях равенство возможно лишь при x=0.
-
Модуль суммы не превосходит суммы модулей
Равенство достигается, если a и b имеют одинаковые знаки (a≥0 и b≤0 либо a≤0, b≤0).
- Модуль разности больше либо равен модуля разности модулей
1) Доказать неравенство при x>0, a>0, b>0, c>0:
Используем неравенство Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическом
для каждого из множителей:
Так как по условию x>0, a>0, b>0, c>0, то x+a>0, x+b>0, x+c>0 и
0,2sqrt
Что и требовалось доказать.
2) Доказать неравенство:
Таким образом, для доказательства нашего неравенства надо показать, что
разделим обе части неравенства на 4 в двадцатой степени (при делении на положительное число знак неравенства не изменяется):
Применим неравенство Бернулли:
Так как в неравенстве
правая часть больше либо равна 6, это равенство верно. Следовательно,
Что и требовалось доказать.
Помимо перечисленных, существуют другие способы доказательства неравенств (метод математической индукции и т.д.).
Умение доказывать неравенства применяется во многих разделах алгебры (например, метод оценки решения уравнений сводится к доказательству неравенств).
Пусть теперь нашлись такие неотрицательные числа А, В и С, для которых выполняется неравенство
, что невозможно ни при каких действительных А,В и С. Сделанное выше предположение опровергнуто, что доказывает исследуемое исходное неравенство.
Просмотр содержимого документа
«Приемы доказательства неравенств, содержащих переменные 9 класс »
Приемы доказательства неравенств, содержащих переменные
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)
- Представление левой части неравенства в виде суммы неотрицательных слагаемых (правая часть равна 0) с использованием тождеств.
Пример 1 . Доказать что для любого х ϵ R
для квадратичной функции
что означает её положительность при любом действительном х .
Пример 2 . Доказать, что для любых x и y
Пример 3 . Доказать, что
Пример 4 . Доказать, что для любых a и b
для любых действительных х и у
2. Метод от противного
Вот хороший пример применения данного метода.
Но ,что явно доказывает, что наше предположение неверно.
Пример 5 . Доказать, что для любых чисел А,В,С справедливо неравенство
Доказательство. Очевидно, что данное неравенство достаточно установить для неотрицательных А, В и С, так как будем иметь следующее отношения:
, что является обоснованием исходного неравенства .
Пусть теперь нашлись такие неотрицательные числа А, В и С , для которых выполняется неравенство
, что невозможно ни при каких действительных А,В и С . Сделанное выше предположение опровергнуто, что доказывает исследуемое исходное неравенство.
0 = для х ϵ R для х ϵ R" w
Использование свойств квадратного трехчлена
Метод основан на свойстве неотрицательности квадратного трехчлена , если
Пример 6 . Доказать, что
0, D D= = P(x)0 и верно при любых действительных значениях х и у. для х ϵ R" w
Пример 7 . Доказать, что для любых действительных х и у имеет место быть неравенство
Доказательство. Рассмотрим левую часть неравенство как квадратный трехчлен относительно х:
верно при любых действительных значениях х и у.
Пример 8 . Доказать, что
для любых действительных значениях х и у.
Это означает, что для любых действительных у и неравенство
выполняется при любых действительных х и у.
Метод введения новых переменных или метод подстановки
Пример 9 . Доказать, что для любых неотрицательных чисел х, у, z
Доказательство. Воспользуемся верным неравенством для , ,
Получаем исследуемое неравенство
( )* ( ) 0 , что доказывает неравенство для а ϵ R" w
Использование свойств функций.
Пример 10 . Докажем неравенство
Доказательство. Рассмотрим 2 случая:
причем равенство достигается только при а= b=0.
( )* ( ) 0 , что доказывает неравенство
" w
Пример 11 . Докажем, что для любых
Если , то знаки чисел и совпадают, что означает положительность исследуемой разности =
1)" w
Применение метода математической индукции
Данный метод применяется для доказательства неравенств относительно натуральных чисел.
- Проверим истинность утверждения при
2) Предположим верность утверждения при
3) Докажем истинность утверждения при n=k+1.
Вывод: утверждение верно для любого n ϵ N .
Использование замечательных неравенств
- Теорема о средних (неравенство Коши)
- Неравенство Коши – Буняковского
- Неравенство Бернулли
Рассмотрим каждое из перечисленных неравенств в отдельности.
Применение теоремы о средних (неравенства Коши)
Среднее арифметическое нескольких неотрицательных чисел больше или равно их среднего геометрического
Знак равенства достигается тогда и только тогда, когда
Рассмотрим частные случаи этой теоремы:
0, тогда Пусть n=3, , , , тогда" w
- Пусть n=2 , , , тогда
- Пусть n=2, a0, тогда
- Пусть n=3, , , , тогда
Пример 13 . Доказать, что для всех неотрицательных a,b,c выполняется неравенство
Неравенство Коши — Буняковского
Неравенство Коши — Буняковского утверждает, что для любых ; справедливо соотношение
Доказанное неравенство имеет геометрическую интерпретацию. Для n=2,3 оно выражает известный факт, что скалярное произведение двух векторов на плоскости и в пространстве не превосходит произведение их длин. Для n=2 неравенство имеет вид: . Для n=3 получим
Пример 14. Доказать, что для любых a,b,c ϵ R справедливо неравенство
Доказательство. Запишем исследуемое неравенство в следующем виде:
Это заведомо истинное неравенство, так как является частным случаем неравенства Коши – Буняковского.
Пример 15. Доказать, что для любых a,b,c ϵ R справедливо неравенство
Доказательство. Достаточно записать данное неравенство в виде
и сослаться на неравенство Коши – Буняковского.
-1, то для всех натуральных значений n выполняется неравенство Неравенство может применяться для выражений вида Кроме того, очень большая группа неравенств может быть легко доказана с помощью теоремы Бернулли." w
Неравенство Бернулли утверждает, что если х -1, то для всех натуральных значений n выполняется неравенство
Неравенство может применяться для выражений вида
Кроме того, очень большая группа неравенств может быть легко доказана с помощью теоремы Бернулли.
Доказательство. Положив х =0,5 и применив теорему Бернулли для выражения
, получим требуемое неравенство.
по теореме Бернулли, что и требовалось.
Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. "А, такой-то? — вспомнил Гильберт. — Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Дата _______ Урок № Сынып/ Класс 9
Тақырыбы: Доказательство неравенств
расширить, обобщить и систематизировать знания о неравенствах;
закрепить знания свойств неравенств;
способствовать выработке навыков и умений в доказательстве неравенств.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; устная, письменная.
карточки – задания для индивидуальной работы, мультимедийный проектор.
2. II. этап. Устно- письменный опрос учащихся с целью установления содержательных связей между ведущими линиями школьного курса математики.
1. Какие из следующих чисел: –2; –1; 0; 2; 3 – являются решением неравенства х 3 – 2х ≥ 1?
2. Подберите два каких-нибудь числа разных знаков, чтобы их сумма была больше 5.
Контроль усвоения материала(самостоятельная работа).
III. Объяснение нового материала.
В математике неравенство есть утверждение об относительной величине или порядке двух объектов, или о том, что они просто не одинаковы.
Доказать – значит привести аргументы, которые отметут все сомнения в правоте высказанного. Для доказательство неравенств часто используют один простой факт:
Говорят, что действительное число a больше (меньше) действительного числа b , если их разность a − b является положительным (отрицательным) числом.
Основные свойства неравенств
Некоторые опорные неравенства, которые часто используются для доказательства других неравенств:
в частности, для натурального n ≥2, a 2> b 2 то na √> nb √;
Существует несколько методов доказательства неравенств. Мы рассмотрим их на примере неравенства:
где a – положительное число.
1). Использование известного или ранее доказанного неравенств а.
Известно, что ( a – 1 )² 0 .
2). Оценка знака разности между частями неравенства . Рассмотрим разность между левой и правой частью:
более того, равенство имеет место только при a = 1 .
3). Доказательство от противного.
Умножая обе части неравенства на a , получим: a 2 + 1 a , т.e. a 2 + 1 – 2 a или ( a – 1 ) 2 что неверно. ( Почему ? ) . Полученное противоречие доказывает справедливость рассматри
4). Метод неопределённого неравенства.
Неравенство называется неопределённым , если у него знак / или / , т.е. когда мы не знаем в какую сторону следует повернуть этот знак, чтобы получить справедливое неравенство. Здесь действуют те же правила, что и с обычными неравенствами.
Рассмотрим неопределённое неравенство:
Умножая обе части неравенства на a , получим: a 2 + 1 / 2 a , т.e. а 2 + 1 – 2 a / 0 , или ( a – 1 ) 2 / 0 , но здесь мы уже знаем, как повернуть
знак / , чтобы получить верное неравенство ( Как? ). Поворачивая его
в нужном направлении по всей цепочке неравенств снизу вверх, мы
получим требуемое неравенство.
Докажем, что (a+b)(ab+1) 4ab, при а0, b0.
Доказательство: Рассмотрим a+b и ab+1.
Используем очевидное неравенство Коши:
И для второго множителя.
Перемножим получившиеся неравенства:
IV. Формирование умений и навыков.
. Для самостоятельного решения
Доказательство неравенств
Образец 1. Докажи самостоятельно:
рассмотрим разность: 1) (a+6) 2 >12a;
a 2 +4 > 0 для любого a, значит 3) b(b — 4) > — 4.
a(a — 6) 2 Докажи самостоятельно:
рассмотрим разность: 1) x(x+10) 2 ;
V. 4 этап . Оценочно -рефлексивный .
Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию. Обратить внимание учащихся на теоретические факты, которые вспомнили на уроке, о необходимости их выучить.