Меню Закрыть

Импортозамещение программного обеспечения реестр

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (сокращённо также «единый реестр российского ПО для ЭВМ и БД», «единый реестр российского ПО») — публичная электронная система учёта программного обеспечения, которое официально признано происходящим из Российской Федерации для использования прежде всего государственными структурами.

Создание реестра российского программного обеспечения закреплено федеральным законом, в целях расширения использования ИТ-продукции в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Дополнительным целями называются обеспечение информационной безопасности органов власти и импортозамещение. Федеральный закон ФЗ-188 подписан Президентом РФ, Владимиром Путиным в июне 2015 года. Ведение реестра поручено Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Правила формирования реестра утверждены постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236, вводящее с 1 января 2016 года ограничение для государственных заказчиков на закупку ПО, отсутствующее в реестре [1] . Сам сайт реестра начал функционировать в России с начала 2016 года [2] . В июле 2016 года утвержден план перехода на российское ПО [3] .

Решения о включении или об исключении из реестра принимаются на основании заключений экспертного совета представителей государственных заказчиков и российской ИТ-отрасли [4] [5] .

К программному обеспечению, допускаемому к включению в реестр, относят программные продукты, удовлетворяющие следующим условиям:

  • Российское юрлицо с российским контролем (более 50 %)
  • Исключительные права на составное произведение из:
  • Лицензированных компонентов с исходными кодами и правом на модификацию и распространение
  • Заимствованных открытых (open-source) компонентов
  • Собственных разработок
  • Отчисления зарубежным бенефициарам не более 30 % выручки
  • Технологическая независимость ПО (суверенитет разработки)
    • Наличие полных исходных кодов в России
    • Локальная инфраструктура разработки и сборки
    • Локальные специалисты, R&D и техническая поддержка
    • Защита информации (суверенитет безопасности)
      • Контроль «закладок», утечек данных, устойчивости к взломам и т. п.
      • Доработки и сертификация продуктов по требованиям ФСТЭК, ФСБ и др.
      • В сентябре 2016 года в реестр было внесено уже 1823 программных продукта [6] .

        По состоянию на конец 2017 год, в реестр российского ПО входит более 4 тысяч программных продуктов [5] .

        В декабре 2017 года Правительство РФ разрешило использовать программное обеспечение, созданное также на территории государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Постановление, вступающее в силу с 1 января 2018 года, подписанное Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, подразумевает создание единого реестра российского ПО и аналогичного единого реестра ПО из других государств ЕАЭС [7] .

        С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

        Запрет введен постановлением правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

        При закупке программного обеспечения вышеперечисленные заказчики должны прямо указывать на запрет приобретать импортное ПО в извещении об осуществлении закупки.

        Запрет распространяется на закупки программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.

        Есть несколько исключений, когда закупка импортного ПО заказчикам разрешена. Это:

        • закупки программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
        • закупки программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.

        Во всех остальных случаях от заказчика перед осуществлением закупки программного обеспечения потребуется работа с единым реестром российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

        Читайте также:  Выскакивает ошибка сценария как убрать

        Реестр – ключевой элемент механизма, обеспечивающего исполнение постановления правительства. Он представляет собой классифицированный список программных продуктов.

        Формированием и ведением реестра в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти занимается Минкомсвязь России.

        Заказчик не имеет права приобретать без специального обоснования программные продукты, аналоги которых есть в реестре.

        Применительно к кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) запрет распространяется на следующие позиции (без учета компьютерных игр):

        Код ОКПД2

        58.29.11.000 — Системы операционные на электронном носителе

        58.29.12.000 — Обеспечение программное сетевое на электронном носителе

        58.29.13.000 — Обеспечение программное для администрирования баз данных на электронном носителе

        58.29.14.000 — Средства разработки инструментальные и программное обеспечение языков программирования на электронном носителе

        58.29.21.000 — Приложения общие для повышения эффективности бизнеса и приложения для домашнего пользования, отдельно реализуемые

        58.29.29.000 — Обеспечение программное прикладное прочее на электронном носителе

        58.29.31.000 — Обеспечение программное системное для загрузки

        58.29.32.000 — Обеспечение программное прикладное для загрузки

        58.29.40.000 — Обеспечение программное в диалоговом режиме

        58.29.50.000 — Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление (передача) неисключительного права на использование программного обеспечения» или «Предоставление (передача) лицензий на право воспроизводить, распространять или использовать компьютерные программы, описания программ и вспомогательные материалы, касающиеся системного и прикладного программного обеспечения, включая права на размножение и распространение программного обеспечения, права на использование компонентов программного обеспечения в целях создания других программных продуктов или включения в такие продукты»)

        62.01.29.000 — Оригиналы программного обеспечения прочие

        63.11.13.000 — Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя (в части, удовлетворяющей следующему описанию: «Предоставление прав использования конкретного программного обеспечения и баз данных, размещенных, эксплуатируемых и управляемых на компьютерном оборудовании, не принадлежащем пользователю, через удаленный доступ к такому оборудованию, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, с предоставлением или без предоставления для установки на компьютерном оборудовании пользователя программного обеспечения, обеспечивающего указанное использование» (проще говоря, речь идёт о SaaS)

        Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (вместе с кодами общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, ОКПД) см. здесь.

        Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

        1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

        2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

        3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

        Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

        № п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
        1. Функциональные характеристики
        1.1. Централизованное управление Да Да Да
        1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
        Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
        2. Технические характеристики
        2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
        2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
        2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
        3. Эксплуатационные характеристики
        3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
        3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
        3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет
        Читайте также:  Регулировка офисного кресла механизм качания

        Примечание

        Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

        По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

        Второе возможно, если:

        а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

        б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

        В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236.

        Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

        Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

        Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

        Обоснование должно содержать указание на:

        а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

        б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

        в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

        г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов).

        См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: для настольной операционной системы; для серверной операционной системы. Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть здесь.

        Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

        По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

        Читайте также:  Как запустить бут меню на ноутбуке hp

        В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

        Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

        Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении.

        Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

        1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр»;

        2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

        3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

        3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

        Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

        В марте 2017 года правительство утвердило дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

        В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

        Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

        В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала методические рекомендации по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

        Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см. здесь.

        В реестр российского ПО добавлено более сотни новых программных продуктов

        Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ включило в реестр российского программного обеспечения 120 новых продуктов отечественных разработчиков.

        Добавленные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным правилами формирования и ведения реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В реестр внесено ПО таких компаний, как «Линтех», «Русь-Телеком», «1С-Рарус», «Сигма», «Риит», «Лаборатория Касперского», «Крибрум», «ЭкоСмарт», «1C», «Ростелеком», «РТЛабс», «Ай-Теко» и других. В список вошли безопасная операционная система KasperskyOS, платформа бизнес-аналитики RTAnalytics, микропрограммное обеспечение Numa BIOS, система защиты данных «Крипто-Экспресс», программный комплекс «1С:Биллинг», CAD/CAM-система «ГеММа-3D», решение для математического моделирования транспортных потоков TransNet, система автоматической классификации и маршрутизации входящей неструктурированной информации SmartSel и многие другие продукты различного предназначения.

        Система KasperskyOS включена в реестр российского ПО как рекомендованная для закупки российскими компаниями и госструктурами

        На сегодняшний день в реестре российского ПО зарегистрировано более 5,4 тысяч продуктов, разделённых на 24 класса. Это операционные системы, офисные приложения, средства поиска и аналитики данных, различные утилиты, серверный и связующий софт, а также прочие решения. С полным перечнем добавленных в реестр программных разработок можно ознакомиться на сайте reestr.minsvyaz.ru.

        Напомним, что с 1 января 2016 года в России действуют положения законодательства об использовании российского ПО и запрет на закупки иностранного софта при наличии российских аналогов, удовлетворяющих требованиям государственных и муниципальных заказчиков. Отечественными считаются те программные продукты, сведения о которых внесены в соответствующий реестр. Решения о включении и об исключении из реестра принимает Минкомсвязь России на основании заключений экспертного совета, состоящего из представителей государственных заказчиков и российской IT-отрасли.

        Рекомендуем к прочтению

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.