Меню Закрыть

Фильм про человека который застрял в скале

Содержание

127 Hours

Сюжет фильма:

История альпиниста Арона Ральстона, который отправился в горы и попал в ловушку, после того, как его руку зажал камень весом более 300 килограммов. Арон никому не сообщил, где он будет находиться, поскольку не собирался долго оставаться в горах, но вышло иначе. Почти шесть дней он боролся за жизнь, оказавшись в смертельной ловушке, с минимальным количеством еды и воды и без необходимого снаряжения. Единственное, что позволило ему выжить — его несгибаемая сила духа.

Рецензии и отзывы к фильму

Теплым пятничным вечером в апреле 2003-го Арон Ралстон (Джеймс Франко), спешно покидав в рюкзак альпинистские приспособления, запрыгивает во внедорожник и мчит к каньонам штата Юта — чтобы по привычке провести выходные, карабкаясь по тамошним горам и разломам. Проведя следующее утро в гипердинамическом темпе — экстремальный велокросс, стремительное знакомство с парой заблудившихся хакерш и совместное купание в пещерных водах, — Арон не снижает скорости и дальше. Машет рукой девочкам, натягивает бейсболку на лоб и, довольно размахивая фотокамерой, лезет в очередное ущелье. Остановиться его заставит лишь сорвавшийся со скалы камень в пол человеческого роста, накрепко придавливающий руку веселого скалолаза.

Тут на экране наконец зажигается заголовок «127 часов» — ровно столько Ралстон проведет зажатым на одном квадратном метре пространства, с литровой бутылью воды, одной шоколадкой и складным ножиком, пока, измученный обезвоживанием, голоданием и осознанием приближающейся гибели, не решится почти по локоть отрезать себе руку — все тем же тупым китайским ножичком.

Вышеупомянутая сцена автоампутации — с брызгами крови, скрежетом лопающихся нервов и заходящимися за кадром струнными — неожиданно не является здесь катарсисом, что на самом деле разумно, учитывая, что новый фильм Дэнни Бойла снят по духоподъемной и широко известной истории реального Арона Ралстона, с которой тот до сих пор разъезжает по свету (когда не покоряет очередную вершину — потеря конечности на его любимых занятиях никак не сказалась). Скорее уж кульминацией «127 часов» выступает предшествующий этому долгожданному избавлению эпизод с разыгрываемым дуреющим героем на несколько голосов ситкомом («Нам звонит Арон из каньона лузеров, штат Юта», следуют аплодисменты), по ходу которого всю жизнь упивавшийся самостоятельностью герой таки признает: надо было позвонить маме и сказать, куда собрался.

Так и Бойл, всю карьеру снимавший истерично-бурные перемещения своих персонажей в ожидании встречи с судьбой и впервые берущийся рассказать ту же, в общем-то, историю в статике, стрекочет здесь разными голосами, иллюстрирует трюк с выкручиванием зажатой руки не менее цирковыми трюкачествами, пускает в ход весь набор своих подзатасканных с 1996-го клипмейкерских методов — от полиэкрана и флешбэков до нервного монтажа и визуальных подвигов оператора-передовика Дода Мантла. Удивительно то, что эта устаревшая машинерия, поскрипывая, все-таки работает: пятидневное стояние под камнем обретает динамику, сердце стучит в такт саундтреку, и даже неуемному кривляке, каким Франко играет Ралстона, начинаешь сопереживать. Еще больше поражает, впрочем, то, что финальный триумф воли к жизни, да и весь этот нечеловеческий по мощи опыт оказываются лишенными морали — не считать же таковой итоговый титр «Теперь Арон всегда сообщает, куда едет». И в этом есть некая высшая логика, делающая «127 часов», далеко не самый сильный фильм Бойла, пожалуй, самым показательным: прибьет камнем, героином, чемоданом с чужим миллионом, вертись, дергайся, исходи соплями — лучше не станешь. Таковы уж правила — и скажи спасибо, если остался жив.

Шокирующая и духоподъемная лента от культового английского режиссера Дэнни Бойла была для меня в 2010 году большим событием, поскольку когда-то я просто обожал Бойла в 90-ых и в начале 2000-ых за его особенные и потрясающие фильмы «Неглубокая могила» и «На игле» с Юэном Макгрегором, за райски красивый и пугающий «Пляж» с Леонардо Ди Каприо и откровенно жуткий «28 дней спустя», а потом он снял сомнительные «Миллионы» для детей, скучнейшую фантастику «Пекло», получил «Оскар» за свой шедевр для домохозяек «Миллионер из трущоб» и я, откровенно говоря, стал считать, что лично для меня этот режиссер потерян, но «127 часов» вернули мне старого и привычного Дэнни Бойла.

Этот фильм, поставленный по автобиографической книге молодого скалолаза-любителя Арона Ральстона воспевает дух человека и его неуязвимость перед сложнейшими ситуациями, Дэнни Бойлу мастерски удалось вроде бы из довольно статичной, хоть и жуткой ситуации сделать очень увлекательное и эмоциональное кино, которое не отпускает и которое лично я почти два часа не просто смотрел, а переживал всем сердцем и душой, постоянно задавая себе один и тот же вопрос, а что бы сделал я, случись всё это со мной. Эта история о воле, о мужестве, о том, на что человек действительно способен, ради того чтоб выжить, и тот факт, что история действительно имела место быть (в финале особенно трогают за живое документальные кадры с реальным Ароном Ральстоном) она оставляет глубокий след в сердце после просмотра. Джеймс Франко («Восстание планеты обезьян», «Ананасовый экспресс: Сижу, курю»), которого я никогда не считал серьёзным актером по-настоящему здесь удивил и поразил своей игрой, и сложно теперь вообще представить, кто бы смог справиться с этой ролью лучше (по слухам на главную роль пробовались также Киллиан Мерфи и Себастьян Стэн), он гениально показал полный спектр эмоций простого человека в беде и безвыходной ситуации, за что Франко абсолютно заслуженно был номинирован на «Оскар» в 2011-ом году. Точно подобранная музыка, все эти галлюцинации, видения и образы главного героя, гнетущая и камерная атмосфера происходящего, дикая, завораживающая и пугающая природа, всё в этом фильме работает на то, что бы ты крепче вдавливался в кресло, пропускал всё через себя и научился через эту историю по-настоящему любить жизнь.

Читайте также:  Где находится раздел моя семья

Шесть номинаций на «Оскар» в 2011-ом, три на «Золотой глобус», восемь номинаций Британской киноакадемии, этот фильм оценил по достоинству весь мир, и если его еще не успели посмотреть вы, непременно это сделайте, нервишки потреплет Вам этот фильм посильнее любой «Пилы», да еще и пищи для ума подбросит.

Эта история началась 26 апреля 2003 года, когда Арон отправился в каньон Блу-Джон в южной части штата Юта. Оставив свой пикап на стоянке, пересел на горный велосипед и поехал дальше. Через 15 миль велосипед пришлось оставить и пойти пешком. Когда Арон стал спускаться в одно из ущелий, большой валун, перекрывавший метровую расщелину, вдруг покатился и намертво прижал его правую руку к стене щели.

Сцена из фильма 127 часов

Первые часы Арон пытался сдвинуть валун с места с помощью сподручных средств и альпинистского снаряжения, но попытки были тщетны. Потом стал дробить камень. Из этого тоже ничего не вышло, только затупился нож. Еды и воды у него было мало, мобильная связь тут не работала, а предупредить никого он не успел о том, что едет в этот район. Это означало, что на спасателей рассчитывать было нельзя. Все пять суток Арон практически не спал из-за невыносимой боли и пронизывающего холода. Когда закончился и запас воды, он начал пить собственную мочу, которая на 4-е сутки тоже закончилась. Тогда Арон начал часто терять сознание и бредить.

На пятый день ему стало ясно, что единственный шанс выжить — это отрезать собственную руку, но для начала нужно сломать кости.

Ампутация руки производилась с помощью обычного перочинного ножика, который был уже порядком затуплен от продолжительных попыток дробления камня, чтобы освободить зажатую руку. Сначала поддалась лучевая кость, затем хрустнула локтевая выше запястья. Арон спешно соорудил своего рода жгут из станционных петель, подложил под него свои велосипедные шорты и с помощью всё того же тупого ножа перепилил руку чуть ниже локтя. На всё у него ушло около часа.

Схема ампутации руки Арона

Закрепив окровавленную культю на импровизированной перевязи, сделанной им из бурдюка для хранения воды, Ралстон спустился на 23 метра ниже, на самое дно расщелины, и пошёл по каньону. Он преодолел около десяти километров, истекая кровью и теряя последние силы. И вдруг он увидел супружескую пару туристов из Голландии, которые совершали пешую прогулку по каньону. Собственно, туристы и вызвали вертолёт спасателей. Так Арон Ралстон сохранил себе жизнь, лишившись одной руки. Но что такое рука, по сравнению с целой жизнью?, — микроскопическая частица.

Как потом выяснилось, Арон находился всего лишь в 3-х километрах от ближайшей дороги и от парковки, где оставил свой пикап. Но, даже зная место трагедии, спасатели не сумели извлечь из-под валуна отрезанную руку Арона — слишком тяжёл был камень. Впоследствии потребовалось 13 крепких мужчин, которые бились полдня, используя деревянные крепления и пневматические домкраты, чтобы сдвинуть 400-килограммовый валун с места и достать из-под него руку.

Арон Ралстон живёт сегодня полной жизнью. И это — несмотря на то, что первые месяцы после ЧП были сплошным калейдоскопом обезболивающих уколов и хирургических операций. Ралстону не потребовалось слишком много времени, чтобы вернуться к спортивной форме. Он начал с прогулок, потом перешёл к пробежкам, к спуску на лыжах с заснеженных вершин и довольно скоро снова занялся любимым спортом — альпинизмом.

Сейчас его правую руку заменяет протез. Но и с протезом Арон сумел осуществить свою давнюю мечту — подняться на высочайшие вершины всех 50 штатов США. А потом стал первым, кто в одиночку совершил восхождение на все 59 четырёхтысячников Колорадо — зимой. Причём 14 из этих вершин он одолел уже после трагедии. В январе 2005 года Арон совершил восхождение на высочайшую вершину Анд — гору Аконкагуа (6960 м) в Аргентине. А уже после этого, весной, зашел ещё на десять пиков не ниже 4000 метров.

Всё это время Арон испытывает себя, свою выносливость и волю, занимаясь также сёрфингом, плаванием, каноэ, горным велосипедом. Но даже если это «всего лишь» кросс или лыжный марафон, то особенный — на больших высотах и крутых склонах.

Уходя за горизонт, солнце заливает каньоны и гроты юго-восточной Юты на американском Западе глубоким красным свечением. Это очень красиво. Однако ночью, особенно если оказаться там в одиночестве, это место может выглядеть холодным и страшным. Тем более — если застрять в одной из расселин, разрезающих монолиты из песчаника пополам. И в дневное-то время сложно ожидать, что вас кто-то услышит, но ночью крики о помощи повисают в полном безмолвии.

Мало кто знает об этом лучше 35-летнего Арона Ралстона. В 2003 году он отправился на одиночную горную прогулку неподалеку от Робберс-Руст — старого бандитского убежища, которым пользовался на исходе эпохи Дикого Запада Буч Кэссиди. Но когда Ралстон спускался по узкой расщелине в каньоне Блю Джон, большой валун пришел в движение, раздавив правое предплечье Арона и прижав его к стене каньона.

Пять с половиной дней молодой человек пытался освободиться, пока ему не пришлось сделать невероятное: используя тупой перочинный нож, он начал ампутацию собственной руки.

Ралстон родился и провел детство в пригороде Индианаполиса, штат Индиана, но в возрасте 11 лет переехал с родителям в Денвер, расположенный в горном штате Колорадо. Он был способным студентом и после окончания университета переехал в Аризону, где устроился на работу в компанию Intel. Однако зов природы был слишком силен, и через некоторое время Ралстон уволился и переехал в Аспен, в Скалистые горы Колорадо. В Аспене он занимался велосипедным и лыжным спортом и ходил по горам. Арон решил стать первым, кто покорит все 55 вершин штата высотой более 4 267 метров, причем в одиночку и зимой.

Читайте также:  Мотоцикл из фильма лара крофт

Ралстону не удалось выполнить намеченное за один сезон, к весне 2003 года. Снег начал таять, а это значило, что, чтобы продолжить свои восхождения, ему придется ждать следующей зимы. «На некоторых из этих вершин — самые смертоносные снежные покровы в мире, — рассказывает Арон. — Я говорю это не для самовосхваления, а просто чтобы объяснить, чем я занимался, когда отправился в каньон в Юте в 2003 году».

В субботу, 26 апреля 2003 года, не сообщив никому о своих планах, Ралстон собрал туристические ботинки, питьевой набор, рюкзак, альпинистское снаряжение и, что примечательно, складной нож с набором инструментов. Он поместил горный велосипед в кузов грузовика и отправился в отдаленный уголок Юты, добираться до которого нужно было почти пять часов.

По словам ушедшего на пенсию обходчика управления национальных парков США Стива Сванке, крошечный городок Моаб находится «у черта на куличках». «А теперь представьте, что вы доехали к черту на кулички, а оттуда проехали еще два с половиной часа. Эта дорога приведет вас к началу тропы в каньоне Подкова, где Арон Ралстон начал свой поход. Это полная глухомань», — объясняет он.

Ралстон планировал лишь дневной поход и, возможно, немного спусков на веревке, чтобы изучить местные щелевые каньоны. Он взял с собой почти четыре литра воды — более чем достаточно для короткой поездки. К вечеру он собирался вернуться в Аспен.

Каньоны в штате Юта, США. Фото: Archives du 7eme Art / Photo12

В характерно ярком и динамичном фильме режиссера Дэнни Бойла «127 часов», который вышел в 2011 году, мы видим, как Ралстон, которого играет Джеймс Франко, едет на велосипеде по фантастической красоты ландшафту, состоящему из красного песка и теней. Он встречает двух девушек и отправляется с ними купаться в идиллической заводи, спрятанной в одном из каньонов.

Но после того как Ралстон попрощался с девушками, чтобы продолжить свой поход, с ним произошел несчастный случай. Он оставил велосипед и отправился к каньону Блю Джон пешком. На форуме одного из сайтов для альпинистов написано, что для прохождения каньона требуются определенные технические навыки, но Арон, несомненно, отвечал этим требованиям. «Я привык быть в гораздо более рискованных ситуациях, — говорит он, — и думал, что этот каньон окажется для меня как прогулка в парке: оползней не было, день был прекрасный, и я, по сути, просто гулял».

Однако внезапно Ралстон поскользнулся и провалился в глубокую расселину, покачнув в процессе застрявший в ней валун весом 360 килограммов. Сдвинувшаяся глыба раздробила его предплечье и пригвоздила Ралстона к стене каньона.

Арон предпринял несколько бесплодных попыток расколоть валун с помощью своего перочинного ножа, но тот и так уже был довольно тупым, а удары по камню лишь ухудшали ситуацию. В ту первую ночь, когда темнота опустилась на каньоны Юты, Ралстон осознал, насколько он здесь одинок. «Если хотите, чтобы кто-то появился и помог вам в случае, если произойдет что-то плохое, лучше сообщить кому-то, куда вы направляетесь. И я, конечно же, хотел, чтобы кто-то знал — но я сделал свой выбор, и мне пришлось за него отвечать». Однако это было далеко не просто. Ралстон говорит, что валун давил на его запястье так сильно, что он не ощущал ничего до кончиков пальцев. «Это называется синдромом сдавливания — когда нервы и кровеносные сосуды оказываются зажатыми, и ткань отмирает», — объясняет он.

Он начал втыкать лезвие ножа в мертвую кожу на большом пальце. Пш-ш-ш-ш-ш-ш. Он слышал, как воздух выходит из его разлагающейся руки.

«Я довольно быстро понял, что для того, чтобы освободиться, мне понадобится отрезать руку, но я чувствовал внутреннее сопротивление, не хотел этого», — говорит Арон. С наступлением второго дня к нему пришло понимание, что это неизбежно, и он начал искать способы совершить задуманное: пытался «впилиться» в руку, искал жгут, но понял, что нож слишком туп, чтобы пропилить кость. За этим отчаянием последовало своего рода умиротворение — осознание, что сделать ничего нельзя и что он здесь умрет: «От меня больше ничего не зависело. Все, что я мог, — пройти этот путь до конца».

Путь к каньону Блю Джон, штат Юта, США. Фото: Archives du 7eme Art / Photo12

Спустя пять с половиной дней в каньоне, без воды, в исступлении и галлюцинациях, Ралстон пережил откровение: «Я почувствовал, как моя кость гнется, и осознал, что могу использовать валун, чтобы сломать ее. Во мне будто фейерверк взорвался — я понял, что смогу выбраться оттуда».

Арон использовал вес тела, чтобы силой согнуть руку до тех пор, пока камень не переломил предплечье. После этого он воспользовался насадкой своего гидратора — гнущейся резиновой трубкой, через которую вода подается из пакета в рот, — в качестве импровизированного жгута и начал пилить остатки хрящей, кожи и сухожилий перочинным ножом.

Если от чтения этого описания у вас тошнота подступает к горлу, фильм Бойла может оказаться для вас непереваримым. Каждый раз, когда персонаж Ралстона предпринимает попытку перерезать нерв, Бойл использует громкий металлический звук, чтобы подчеркнуть его мучительную боль. Звук наполняет зрительный зал, и хочется отвернуться от экрана.

Читайте также:  Яндекс дзен настройка ленты

Но Ралстон утверждает, что Бойл изобразил все идеально. «Перерезая нерв, я обрубал линию прямой связи с моим мозгом. Центральная нервная система — вот она. Это тяжело для восприятия, но я считаю, что это оправданно, — говорит он. — Невозможно показать меньше, и чтобы зритель все равно понял, через что я прошел. Сама ампутация длилась больше часа, так что я думаю, что три минуты, показанные в фильме, это именно оно. На самом деле, я испытывал эйфорию, и зрители фильма тоже выражали одобрение и хлопали. В фильме Франко маниакально смеется, потому что он сломал свою кость, и именно так это и было. Я улыбался до ушей, взяв в руку нож, чтобы начать это ужасное дело. Это было травматично, но то, что я смог выбраться оттуда, было подарком судьбы».

Ампутация руки заставила Ралстона пережить экстремальную боль и в то же время абсолютную эйфорию, потому что он знал, что близится к освобождению. По его словам, в момент, когда он выбрался из каньона, он словно переродился, потому что уже успел смириться с неизбежностью смерти. Ралстон воспользовался своим фотоаппаратом-мыльницей, чтобы запечатлеть скалу и отрезанную руку в качестве прощального послания валуну: «Иди к черту, я выбрался!»

Ему удалось сделать импровизированную перевязь и спуститься на веревке на 20 метров, на дно каньона. По иронии судьбы, это оказалось единственным техническим моментом его экспедиции. И проделал он это после пяти дней без сна и ампутации руки. Весь в крови, он начал движение из каньона. На пути ему встретилась семья туристов, которая вызвала службу экстренной помощи.

Капитан Кайл Эккер из полицейского отделения округа Эмери говорит, что родные и друзья Ралстона заявили о его пропаже буквально за день до этого. Хотя он не сказал никому, куда направляется, они были уверены, что он именно в этих местах. «Мы стали проверять юго-восточный угол округа, и нам повезло, что мы нашли его грузовик у начала тропы в каньон Подкова».

В тот день Стив Сванке был на работе с раннего утра, когда ему позвонили с информацией о пропаже туриста. «Мы ощущали срочность наших действий. Мы бросили на это дело все ресурсы. К трем часам дня мы обнаружили его и доставили на вертолете в больницу, где его состояние было стабилизировано. Я не был удивлен тем, что он выжил, — он был силен физически, у него был крепкий ум, он находился в привычном ему окружении и был технически подкован. Кроме того, он очень хотел жить».

При перелете в больницу спасатели опасались, как бы обессилевший Ралстон не уснул. Каково же было их удивление, когда, выйдя из вертолета, он самостоятельно проследовал в приемный покой.

Джеймс Франко в роли Арона Ралстона на съемках фильма «127 часов». Фото: Archives du 7eme Art / Photo12

С тех пор Ралстон возвращался в каньон Блю Джон 10 раз: с друзьями, съемочными группами телеканалов и продюсерами фильма «127 часов». Некоторые сцены из этой картины даже были сняты там.

По вполне понятным причинам путь к исцелению оказался непростым. Поначалу Ралстон был настроен на то, чтобы продолжать бросать себе вызов. Используя специальный протез вместо руки, он попробовал свои силы в сверхмарафонах, экстремальном альпинизме и сплавах на плотах. Кроме того, ему, наконец, удалось достичь цели, поставленной до несчастного случая, и покорить все 55 вершин штата. По словам Ралстона, его стало посещать чувство собственной неуязвимости — ощущение, что если случай в Юте не убил его, то это не сможет сделать ничто. «В какой-то момент я осознал, что двигаюсь прямо туда же, в то место в каньоне, где моя жизнь висела на волоске», — говорит он сегодня.

В 2006 году Ралстон потерял троих друзей, покончивших жизнь самоубийством, и, по его словам, это стало последним звонком — он почувствовал, что получил второй шанс. Он хотел больше заниматься некоммерческим проектом, в рамках которого брал ветеранов-инвалидов в горные походы, помогать трудным подросткам и заниматься охраной национальных лесов и заповедников Колорадо. Но он также понимал, что пришло время остепениться.

«Я влюбился в девушку, однако она бросила меня, и я был опустошен. Спустя полгода у меня началась депрессия, но я поклялся себе не следовать примеру друзей», — признается он. В начале 2007 года Арон оказался в баре в Аспене, на концерте группы своего друга, и встретил там Джессику. Она угостила его пивом, они разговорились, а на следующий день отправились в горы. В августе 2009 года Арон и Джессика поженились, а сегодня с сыном Лео живут в Боулдере, штат Колорадо. Ралстон уверен, что его жена сыграла огромную роль в его исцелении. «Сегодня моя жизнь — это моя семья, — отмечает он. — Именно это важно».

В конце фильма Бойла мы видим настоящего Арона Ралстона, сидящего вместе с Джессикой и Лео на диване, на фоне каньона. Ралстон говорит, что хотя тогда он вообще ничего о них не знал, но именно они стали причиной, по которой он смог выбраться из каньона живым: «У нас есть насущные мечты о свободе, любви и контакте с другими людьми. Именно они помогли мне выбраться».

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.