Содержание
DTS, Digital Theater System (рус. Цифровая Театральная Система) — семейство систем цифровой многоканальной звукозаписи, созданное компанией «Digital Theater System» для демонстрации цифровых фонограмм в кинотеатрах синхронно с прокатными фильмокопиями [1] . DTS конкурирует со стандартом совмещённых фонограмм Dolby Digital, печатаемых непосредственно на межперфорационных перемычках фильмокопий. Кроме сопровождения плёночных фильмокопий, обе системы (DTS и Dolby Digital) в упрощённом виде используются на оптических видеодисках для домашнего просмотра. В DTS используется меньший уровень сжатия, чем в Dolby, но абсолютного превосходства нет ни у одной из систем. Споры о преимуществах DTS или Dolby Digital не прекращаются по сей день [1] . Формат DTS Stereo практически идентичен Dolby Surround. DTS поддерживает кодирование как 5.1-канального, так и 7.1-канального звука.
Изначально максимальный битрейт DTS в домашних театрах достигал 1,5 Мбит/с, что превосходило аналогичный показатель Dolby Digital. Позднее максимальный битрейт в DTS был расширен до 24,5 Мбит/с.
Содержание
История [ править | править код ]
Одним из первоначальных инвесторов компании Digital Theater System был режиссёр Стивен Спилберг, считавший, что вплоть до основания компании форматы звука были несовременными и, в результате, неоптимальными для использования в проектах, где качество звука имело первостепенное значение [1] . Работа над форматом началась в 1991 году, спустя 4 года после того, как компания Dolby Laboratories начала работу над своим новым кодеком Dolby Digital.
Наибольшее распространение получил формат DTS 5.1, похожий на Dolby Digital и кодирующий шесть каналов звука (5.1): три фронтальных канала (полный диапазон), 2 канала окружения (80-20000) в них же прописана дорожка до 80hz для сабвуфера (LFE, англ. low frequency effects ; низкочастотный излучатель).
Кодер и декодер поддерживают многочисленные комбинации каналов: стерео, четыре канала, четыре канала и LFE — такие саундтреки выпускаются на коммерческой основе на DVD, CD и Laserdisc. При использовании DTS в кинотеатрах звук, записанный на CD-диске, синхронизируется с изображением при помощи временны́х меток, отпечатанных на фильмокопии в пространстве между аналоговой оптической фонограммой «Dolby SR» и изображением [2] . Разновидности формата DTS, предназначенные для кинотеатров и для бытовых устройств, сильно отличаются по алгоритмам кодирования и по степени сжатия [1] .
DTS-ES — разновидность формата DTS, поддерживающая до 7 первичных каналов и один низкочастотный канал (LFE).
Альтернативами (конкурентами) формата DTS при кодировании многоканального аудио остаются форматы Dolby Digital и SDDS. На DVD и в домашних кинотеатрах используются только DTS и Dolby Digital.
Формат DTS впервые использовался в 1993 году для кодирования звука фильма Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» [1] . Формат Dolby Digital впервые использовался в 1992 году (за год до этого) для кодирования звука театральной версии фильма «Бэтмен возвращается». В 1995 году на Laserdisc был выпущен фильм «Прямая и явная угроза»; звук на диске был закодирован в формате Dolby Digital — это был первый случай использования Dolby Digital для домашнего просмотра. В 1997 году фильм «Парк юрского периода» был выпущен на Laserdisc, содержащим звук в формате DTS — это был первый случай использования DTS для домашнего просмотра.
Разновидности DTS [ править | править код ]
Сводная таблица форматов DTS, используемых в Blu-ray и HD DVD | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Blu-ray Disc | HD DVD | |||||||||
Формат | Тип |
Компания Digital Theater System, кроме 5.1-канального кодека DTS Surround, имеет несколько технологий, способных конкурировать с аналогичными технологиями компании Dolby Laboratories. Основными новыми технологиями являются следующие.
DTS-ES [ править | править код ]
DTS ES — формат с дополнительным центральным тыловым каналом, который благодаря потенциальным возможностям DTS может быть как матричным — DTS ES Matrix 6.1 (центральный тыловой канал кодируется матричным методом в два тыловых канала и восстанавливается при воспроизведении), так и независимым информационно несущим каналом — DTS ES Discrete 6.1 (использует свой большой диапазон частот для создания полностью независимого центрального тылового канала).
DTS Neo:6 [ править | править код ]
Технология DTS Neo:6 (как и Dolby’s Pro Logic II system) создана для преобразования 2-канального (стерео) звука в 5.1- или 6.1-канальный звук.
DTS 96/24 [ править | править код ]
Формат DTS 96/24 позволяет кодировать 5.1-канальный звук с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита для дисков DVD V >96 кГц и глубиной 24 бита . Кроме того, данные в формате DTS 96/24 можно разместить в видеозоне на дисках DVD Audio и таким образом сделать эти диски проигрываемыми на всех DTS-совместимых плеерах DVD.
DTS-HD High Resolution Audio [ править | править код ]
DTS-HD High Resolution Audio — формат, созданный для поддержки HD Audio, расширение оригинального формата DTS. Поддерживает кодирование 7.1-канального звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита . Выбран в качестве опционального формата для Blu-ray Disc и HD DVD с постоянными битрейтами (скоростями) до 6,0 Мбит/с и 3,0 Мбит/с , соответственно. Может служить альтернативой формата DTS-HD Master Audio, когда недостаточно места на диске.
DTS-HD Master Audio [ править | править код ]
Формат DTS-HD Master Audio, ранее известный как DTS++ [3] , обеспечивает побитную идентичность звука оригиналу, может использоваться для кодирования аудио с битрейтом, значительно превышающим битрейт звука стандартных DVD.
Технические характеристики формата DTS-HD Master Audio [4] :
- максимальный битрейт аудио со сжатием без потерь ограничен 24,5 Мбит/с для дисков Blu-ray и 18,0 Мбит/с для HD DVD;
- поддержка до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц и глубиной 24 бита ;
- для пяти каналов частота дискретизации может достигать 192 кГц при глубине 24 бита ;
- возможность перераспределения каналов при настройке громкоговорителей 7.1-канальной системы;
- совместимость со старым оборудованием, поддерживающим DTS, за счёт включения в формат «ядра» формата DTS 5.1; возможность доставки 6 каналов звука с максимальным для обычных DVD разрешением.
По состоянию на апрель 2008 года японская версия [ чего? ] (Pioneer BDP-LX80 и Samsung BD-P1400, после обновляения прошивки) поддерживает цифровой вывод формата [ какого? ] , а также игровая приставка PlayStation 3 поддерживает [5] декодирование формата [ какого? ] и вывод его в PCM.
DTS-HD Master Audio и Dolby TrueHD — единственные технологии сжатия звука без потерь для Blu-ray и HD DVD. Все плееры Blu-ray и HD DVD могут декодировать «ядро» DTS с разрешением 1,5 Мбит/с .
DTS Connect [ править | править код ]
DTS Connect — система, предназначенная для кодирования звука со всех приложений, запущенных на компьютере, в один многоканальный поток формата DTS Digital Surround и его вывод через S/PDIF.
DTS NEO:PC является компонентом DTS Connect и предназначен для создания виртуального объёмного 6-канального звука из 2-канальных (стерео) источников. Используется в персональных компьютерах.
DTS Interactive — компонент DTS Connect, кодирующий аудиопотоки в реальном времени. Используется в аппаратных проигрывателях и кодерах.
Другое [ править | править код ]
DTS Surround Sensation — относительно новая разработка, ранее известная как DTS Virtual. Позволяет воспроизводить виртуальный объёмный 5.1-канальный звук через стандартные наушники [6] .
DTS Sound Unbound – приложение для Windows 10, предназначеное для геймеров, которые хотят получить в играх трехмерный звук в наушниках, даже если те изначально не предполагали воспроизведение объемного саунда. [7]
Идеи о создании и наиболее успешной реализации идеальной (!) многоканальной звуковой записи мучали умы лучших мировых разработчиков на протяжении довольно долгого времени. Но не все и далеко не всегда увенчивалось ожидаемой победой…
К примеру, формат SACD (Super Audio CD) не смог стать максимально успешным, несмотря на свои явные плюсы. И причины тому различны — малый активный каталог, недостаточная востребованность на рынке… Но сегодня мы воздержимся от подробностей в этой тематике (лучше прибережем на будущий раз), так как за несколько последних лет внимание экспертов и любителей максимально качественного цифрового звука привлек формат DTS-HD, а также концепция Blu-ray Audio в целом. Вот, об этом, пожалуй, и стоит поговорить более детально.
Что такое Blu-ray Audio, как возник формат и в чем его специфика?
В 91 году прошлого столетия компания Dolby Laboratories, Inc. разработала новую, усовершенствованную концепцию цифрового многоканального звука. Этому формату было присвоено название Dolby Digital. Со временем технология активно развивалась, и вскоре миру был представлен формат Dolby True HD, который подразумевал запись звука, сжатого без потери качества (алгоритм этого сложного технологического процесса носил имя — Meridian Lossless Packing или сокращенно MLP). Это был однозначно прорыв! А что происходило с технологиями записи многоканального звука помимо этого?
Компания DTS (Digital Theater System) в 96 году создала формат DTS-HD, структура которого представляла собой две неразрывные части: ядро и расширение. Ядро при этом содержит 5.1-канальный поток информации, записанной с частотой дискретизации 48 или 44,1 кГц. Поток данного типа легко обрабатывается практически любым декодером DTS. А расширение состоит из некоторых дополнительных данных — это каналы, различные усовершенствования, данные выше частоты дискретизации и иные спецификации. Благодаря этому возможности формата очень широки.
И вот, идеальная технология создана, но какой носитель сможет адаптивно принять концепцию ноу-хау и в лучшем виде хранить звуковую информацию, учитывая то, что она записывается без сжатия. Это диск Blu-ray. Почему? Этому есть логичные объяснения.
Blu-ray диски позволяют записывать звук 192kHz/24bit (7.1 CH) или 96kHz/24bit (2 CH). При этом ноль компрессии, а значит, и ноль искажений и прочих дефектов. Звук идеален, чист и глубок. Такие вот сверхкачественные записи при отсутствии даже малейшего сжатия требуют откровенно много места на диске, поэтому только Blu-ray Audio за счет своей вместительности справляется с этим без проблем и различных «побочных явлений».
При этом музыка на дисках Blu-ray Audio совместима как с BD-рекордерами, так и с BD-плеерами.
4 основных преимущества формата DTS-HD:
- Отличная совместимость с декодерами DTS — простота в эксплуатации.
- Оптимизация технологической процедуры кодирования звука — значительные сокращение по времени чтения формата.
- Размер ядра структуры формата и ее активные дополнения меньше, чем размеры параметров всех предыдущих аудио-форматов — потрясающее качество звучания.
- Ядро DTS является автономной высокотехнологичной системой кодирования — не требует дополнительных затрат на распознавание информации.
У аудио-формата DTS-HD есть несколько разновидностей, самыми актуальными и востребованными из которых на сегодняшний день считаются DTS-HD High Resolution Audio и DTS-HD Master Audio.
DTS-HD High Resolution Audio
Этот тип формата подразумевает превосходный аудио-сигнал с фиксированным значением (минимум 1,5 Мбит в секунду — максимум 6,0 Мбит в секунду для Blu-ray Audio и от 1,5 Мбит в секунду до 3,0 Мбит в секунду для HD-DVD CD).
Он может обеспечивать до 7.1 каналов звука с частотой дискретизации 96 кГц. При этом глубина составляет 24 бит.
Формат DTS-HD High Resolution Audio был избран в виде опциональной спецификации для HD DVD и Blu-ray Disc. Формат также может стать хорошей альтернативой DTS-HD Master Audio в случае, когда места на диске уже недостаточно.
DTS-HD Master Audio
Еще не так давно этот формат был известен под именем DTS++. DTS-HD Master Audio позволяет сохранять идентичность звука (буквально побитное сопоставление) оригинала. Кроме этого данный формат может передавать аудио-сигнал с максимально высоким битрейтом со сжатием без потери качества в 24,5 Мбит в секунду (это для Blu-ray-дисков) и 18,0 Мбит в секунду (HD DVD).
Поддерживает до 7.1 звуковых каналов. Разрядность при этом составляет 24 бита, а частота дискретизации — 96 кГц.
Для 5 каналов параметр частоты дискретизации иной: максимально он может достигать 192 кГц.
К преимуществам также можно отнести и то, что конфигурации звукопотока формата DTS-HD Master Audio содержит ядро DTS 5.1. Это позволяет формату быть совместимым с оборудованием прежних поколений (но только с поддержкой DTS). Кроме того он имеет функцию передачи 6-канального звука с удвоенным разрешением по сравнению с обычным DVD-форматом.
На сегодняшний день Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio — это единственные существующие форматы, подразумевающие сжатие звука без потерь качества как для Blu-ray, так и для HD DVD.
Но среди экспертов, в профессиональных кругах не так давно появилась информация о том, что корпорация DTS разработала супер-новую концепцию высокого разрешения для звука, передаваемого в цифровом виде.
Инновация называется DTS-HD Layered Audio. Новинка была с успехом представлена на ежегодной специализированной выставке мирового масштаба NAB 2013.
В отличие от своих старших собратьев, конфигурация DTS -HD Layered Audio не предназначается для систем Blu-ray. «Новоиспеченный» формат может применяться только для доставки цифровых аудио-сигналов в виде потоков.
Вот как прокомментировал воплощение гениальной идеи вице-президент корпорации DTS, Марк Джонсон: «Мы создали эту усовершенствованную концепцию, полагаясь на самую актуальную и сложную, на наш взгляд, проблему на сегодняшний день, а точнее — как увеличить эффективность звукопередачи в рамках ограниченной пропускной способности. И, по-моему, у нас все получилось!».
Популярность и востребованность
Сейчас нет в мире цифрового звука совершенней того, что записан на Blu-ray Audio. Это факт. И довольно большой музыкальный каталог в этом формате — одно из конкретных тому подтверждений. Изданы реально самые шикарные вещи! Альбомы культовых групп, легенд различных музыкальных жанров и направлений, работы классиков и «динозавров» мировой музыкальной сцены активно издаются на Blu-ray Audio. Чтобы не быть голословными приведем наглядные примеры:
Думаем, что, судя по тому, как динамично развиваются технологии, в скором времени будут появляться и другие инновации, кружащие головы фанатам качественного звука своим совершенством, продуманностью и безупречной концептуальностью. А пока можно просто наслаждаться лучшими дарами индустрии современной звукозаписи вместе с нами.
DTS в домашних театрах допускает полный битрейт full bitrate (1,536 kbit/s) при этом эксперты отмечают большую прозрачность и естественность звука, чем у AC-3 (Dolby Digital).
DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.
Производителями ПО и студийной техники вопрос противостояния решен очень просто — поддерживается и то, и другое. Это можно увидеть и в Steinberg Nuendo — одном из самых профессиональных и универсальных средств для производства surround-звука, и в линейке звуковых интерфейсов Audiotek — MAYA 5.1, 7.1, EX, EX7, PRODIGY 7.1. Там вы встретите поддержку сразу двух технологий — Dolby Digital и DTS. Помимо этого, стандартные программные приложения, предназначенные для воспроизведения звука в DVD также имеют декодеры для обоих стандартов.