Содержание
Содержание
Задание № 1 (4 балла)
Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».
Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь»
(Л. Введенская, Н. Колесников).
Дайте шутливое толкование предложенных слов.
- Нелепица (детск.) –
- Неон (детект.) –
- Обескровленный –
- Опешить –
Модель ответа
- Нелепица (детск.) – плохой пластилин; то, что не лепится.
- Неон (детект.) – следственная ошибка; подтверждение факта: не он это совершил.
- Обескровленный – лишившийся крыши, бездомный.
- Опешить – оказаться вытолкнутым из транспорта; стать пешим.
Критерии оценивания.
За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.
Итого 4 балла.
Задание № 2 (3 балла)
- Вставьте пропущенные слова.
Сберегательный – 2) ……… – сберечь 1) ……..
- Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.
Модель ответа.
Сберегательный – 2) сберегать – сберечь – 1) беречь
Беречи (беречь) – здесь: охранять, защищать.
Критерии оценивания.
За каждое вставленное слово – по 1 баллу.
За верно определённое значение – 1 балл.
Задание № 3 (4 балла)
Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова.
Что ещё помогает установить значение слова?
«Всегда разборчива, правдива,
Нигде и никому не льстива,
О! строгого Кунгдзея* Муза,
Которая его вдыхала
Играть на нежном, звонком кине**
И трогать поученьем сердце!»
(Державин Г.Р. «Памятник герою»)
**Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.
Модель ответа
Вдохновляла. Корни —дых- и -дох- – варианты одного корня. Значение слова помогает понять текст (контекст): Муза, играла и др.
Критерии оценивания
- За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
- За указание на варианты корня – 1 балл. За указание на роль контекста – 1 балл.
Итого 4 балла.
Задание № 4 (5 баллов)
Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».
«________________________ – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций, напр.: Все аплодировали оратору – Никто не аплодировал оратору».
Приведите свои примеры данного явления (словосочетание или предложение).
- Имена существительные _______________________________________
- Имена прилагательные _________________________________________
- Глаголы ______________________________________________________
- Наречия ______________________________________________________
Модель ответа и критерии оценивания.
Антонимия – 1 балл.
- Говорить правду – говорить ложь.
- Добрый человек – злой человек.
- Приходить домой – уходить домой.
- Поступить хорошо – поступить плохо.
По 1 баллу за пару любых слов, являющих антонимами в данном контексте.
Итого 5 баллов.
Задание № 5 (5 баллов)
Даны белорусские слова: россып, раздражняць, забеспячэнне, просьба, бяздомны, адценне (оттенок).
Переведите на белорусский язык слова: распить, молотьба.
Заполните пропуски: заб__печаны (обеспеченный), в слово надо вставить 2 буквы; б__гранiчча (беспредел), в слово надо вставить 2 буквы; _б__больванне, в слово надо вставить 1 букву в начале слова и 2 – в середине слова.
Модель ответа и критерии оценивания.
Распiць, малацьба; забяспечаны, безгранiчча, абязбольванне (по 1 баллу).
Пояснения.
- Приставки на з/с ведут себя так же, как и в русском языке (с перед глухими согласными, з перед звонкими согласными). На стыке корня и суффикса озвончение не отображается (ср. просьба).
- Правила про гласные (действуют одинаково на корни и приставки):
- рус. о в безуд. позиции = белор. а
- рус. е в первом предударном = белор. я ,
- во втором предударном = белор. е
- рус. и = белор. i.
- Русскому мягкому т’ в белорусском языке соответствует ц.
Итого 5 баллов.
Задание № 6 (9 баллов)
Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.
Ответы
1 группа: квартиру (в. брату (д. рубанком (т.п.) — в этих словах падеж определяется по окончанию, без знания контекста;
2 группа; топор (и.п. или в. сына (в.п. или р. п.); грозе (д.п. или п.п.) — без контекста падеж определить нельзя.
пломбир-сливочное мороженое, с добавлением цукатов,орехов, ягод, стали в первые изготовлять во французском городе пломбьер.
америка по-моему красивая и в ней много достижений
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.