Меню Закрыть

Даны следующие словосочетания взял топор купил квартиру

Содержание

Содержание

Задание № 1 (4 балла)

Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».

Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь»

(Л. Введенская, Н. Колесников).

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

  1. Нелепица (детск.)
  2. Неон (детект.)
  3. Обескровленный
  4. Опешить

Модель ответа

  1. Нелепица (детск.) – плохой пластилин; то, что не лепится.
  2. Неон (детект.) – следственная ошибка; подтверждение факта: не он это совершил.
  3. Обескровленный – лишившийся крыши, бездомный.
  4. Опешить – оказаться вытолкнутым из транспорта; стать пешим.

Критерии оценивания.

За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.

Читайте также:  Memory remap feature где находится в биосе

Итого 4 балла.

Задание № 2 (3 балла)

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сберегательный – 2) ……… – сберечь 1) ……..

  1. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.

Модель ответа.

Сберегательный – 2) сберегать – сберечь – 1) беречь

Беречи (беречь) – здесь: охранять, защищать.

Критерии оценивания.

За каждое вставленное слово – по 1 баллу.

За верно определённое значение – 1 балл.

Задание № 3 (4 балла)

Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова.

Что ещё помогает установить значение слова?

«Всегда разборчива, правдива,

Нигде и никому не льстива,

О! строгого Кунгдзея* Муза,

Которая его вдыхала

Играть на нежном, звонком кине**

И трогать поученьем сердце!»

(Державин Г.Р. «Памятник герою»)

**Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.

Модель ответа

Вдохновляла. Корни —дых- и -дох- – варианты одного корня. Значение слова помогает понять текст (контекст): Муза, играла и др.

Критерии оценивания

  • За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
  • За указание на варианты корня – 1 балл. За указание на роль контекста – 1 балл.

Итого 4 балла.

Задание № 4 (5 баллов)

Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».

«________________________ – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций, напр.: Все аплодировали оратору – Никто не аплодировал оратору».

Приведите свои примеры данного явления (словосочетание или предложение).

  1. Имена существительные _______________________________________
  2. Имена прилагательные _________________________________________
  3. Глаголы ______________________________________________________
  4. Наречия ______________________________________________________
Читайте также:  Ip адреса серверов варфейс

Модель ответа и критерии оценивания.

Антонимия – 1 балл.

  1. Говорить правду – говорить ложь.
  2. Добрый человек – злой человек.
  3. Приходить домой – уходить домой.
  4. Поступить хорошо – поступить плохо.

По 1 баллу за пару любых слов, являющих антонимами в данном контексте.

Итого 5 баллов.

Задание № 5 (5 баллов)

Даны белорусские слова: россып, раздражняць, забеспячэнне, просьба, бяздомны, адценне (оттенок).

Переведите на белорусский язык слова: распить, молотьба.

Заполните пропуски: заб__печаны (обеспеченный), в слово надо вставить 2 буквы; б__гранiчча (беспредел), в слово надо вставить 2 буквы; _б__больванне, в слово надо вставить 1 букву в начале слова и 2 – в середине слова.

Модель ответа и критерии оценивания.

Распiць, малацьба; забяспечаны, безгранiчча, абязбольванне (по 1 баллу).

Пояснения.

  1. Приставки на з/с ведут себя так же, как и в русском языке (с перед глухими согласными, з перед звонкими согласными). На стыке корня и суффикса озвончение не отображается (ср. просьба).
  2. Правила про гласные (действуют одинаково на корни и приставки):
    • рус. о в безуд. позиции = белор. а
    • рус. е в первом предударном = белор. я ,
    • во втором предударном = белор. е
    • рус. и = белор. i.
    1. Русскому мягкому т’ в белорусском языке соответствует ц.

    Итого 5 баллов.

    Задание № 6 (9 баллов)

    Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.

    Ответы

    1 группа: квартиру (в. брату (д. рубанком (т.п.) — в этих словах падеж определяется по окончанию, без знания контекста;

    2 группа; топор (и.п. или в. сына (в.п. или р. п.); грозе (д.п. или п.п.) — без контекста падеж определить нельзя.

    пломбир-сливочное мороженое, с добавлением цукатов,орехов, ягод, стали в первые изготовлять во французском городе пломбьер.

    америка по-моему красивая и в ней много достижений

    Читайте также:  Интернет банк россельхозбанка вход в личный кабинет

    OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
    Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

    На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.

    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Рекомендуем к прочтению

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.