Меню Закрыть

Creative audigy 2 sb0240 характеристики

Содержание

Свершилось! Наконец-то компания Creative, бесспорный лидер на рынке мультимедиа-продуктов для PC, разродилась семейством звуковых карт действительно следующего поколения. Имя новинке выбрали совершенно незатейливое — Audigy2. Прошлогодний выпуск серии карт Audigy был лишь репетицией к сегодняшнему дню. Летающие в воздухе загадочные слова «24 бит», «звук повышенного разрешения» из маркетинговых лозунгов наконец-то материализовались в реальном мире. Конечно, для убедительности Audigy2 снабдили несколькими чуть более продвинутыми фичами.

Итак, чем же замечательна карта Audigy2? В первую очередь, это пока единственная звуковая карта для PC, обеспечивающая реальную возможность воспроизведения музыкальных дисков следующего поколения — DVD-Audio, — которые могут содержать данные в форматах стерео вплоть до 24 бит 192 кГц или в 6-канальном формате 24 бит 96 кГц. Таким образом, карта Audigy2 обеспечивает поддержку максимального формата данных, встречающегося в DVD-Audio дисках.

Не следует путать диски DVD-Audio с DVD-V >

DVD-audio
(однослойный)
DVD-video
(однослойный)
Обычный компакт-диск (CD-DA)
Емкость 4,7 Гб 4,7 Гб 0,65 Гб
Кол-во каналов до 6 до 8 2
Макс. битрейт 9,5 Мбит/с 6,1 Мбит/с 1,4 Мбит/с
Полоса воспроизводимых частот 96 кГц
максимум
48 кГц
максимум
20 кГц
Динамический диапазон 144 дБ 144 дБ 96 дБ
Максимальное время проигрывания зависит от кол-ва каналов и их параметров зависит от кол-ва каналов и их параметров фиксировано 74 минуты
Формат хранения аудио PCM
(опционально Dolby Digital, DTS, MPEG и т.п.)
Dolby Digital
(опционально MPEG, PCM, DTS и т.п.)
только PCM
Частота дискретизации,
стереозапись
44,1 / 48 / 88.2 / 96 /
176,4 / 192 кГц
48 / 96 кГц 44,1 кГц
Частота дискретизации,
многоканальная запись
44,1 / 48 / 88.2 / 96 кГц 48 кГц
Разрядность 16 / 20 / 24 бит 16 / 20 / 24 бит 16 бит

Кроме этого, карта имеет возможность воспроизводить сигнал по аналоговым выходам на 6.1-акустике как в фильмах (DolbyDigital 6.1 Surround EX), так и в играх (DS3D, OpenAL). Причём декодирование традиционно осуществляется силами самой карты.

Для Audigy2 заявлено соответствие стандартам THX. Однако, после раздачи этого логотипа направо и налево (в том числе компьютерным наборам за $100, не имеющим даже центрального канала), ничего особенного данный лейбл не даёт.

Игровые возможности Audigy2 остались на том же высоком уровне. Полная аппаратная поддержка EAX 3.0, плюс удвоение числа аппаратных потоков в DirectSound и DirectSound3D — 64 против 32 у Audigy.

Согласно текущей информации, в 2002 году будет выпущено две модификации карты: Audigy2 и Audigy2 Platinum. Последняя, как всегда, будет отличаться наличием блока, монтирующегося в отсек 5-дюймовых накопителей.

В 2003 году запланирована к выходу Audigy Platinum eX, которую будет отличать внешний блок в дизайне Extigy, а также эксклюзивная поддержка ASIO2 и возможности работы под этим профессиональным интерфейсом в режиме 24 бит 96 кГц (у более младших моделей — фиксированно 16 бит 48 кГц).

Audigy2

Сама плата из тёмного текстолита с позолоченными разъёмами выглядит вполне в стиле остальных звуковых карт Creative. Карта Audigy2 чуть превосходит по длине Audigy и имеет практически те же самые коннекторы. IEEE1394 — на плате, редкоиспользуемый Joystick — на отдельной заглушке.

Аллилуйя! Цифровой многоконтактный выход Audigy2 теперь разнесён с аналоговым центрально-сабвуферным! Однако в режиме 6.1 новоиспечённый выделенный аналоговый выход становится четырёхконтактным…

Драйвера и утилиты

Что интересно, драйвера для Audigy2 подходят к просто Audigy (но, в отличие от unified-драйверов Creative/Compaq, не поддерживают Live!/Live!5.1). Более того, и старая, и новая карты уживаются в одном компьютере без конфликтов, а в Surround Mixer можно на лету переключать карты, различая устройства лишь по стоящему в скобках адресу ресурсов.

В очередной раз «дизигнеры» Creative сменили внешний вид всех утилит, немного перегруппировав настройки по новым вкладкам и сделав элементы управления крупнее размером.

MediaSource Go!

Сверху экрана традиционно всплывает строка с кнопками запуска фирменных утилит и приложений.

При нажатии на кнопку «Go!» появляется специальная панель, где иконки приложений сгруппированы по категориям. Все утилиты теперь объединены концепцией Creative MediaSource.

Surround Mixer

Старый добрый Surround Mixer позволяет отрегулировать громкость физических каналов карты. Баго-фича с невозможностью записи с линейного входа без включения мониторинга воспроизведения осталась ещё со времён Audigy.

Speaker settings

Настройка используемой конфигурации колонок вынесена отдельно. Особого внимания заслуживает возможность калибровки колонок. В дополнение к поканальному балансу громкости, здесь можно программно поменять левый и правый динамик местами или устранить противофазное включение. Интересная находка по борьбе с отъявленным аудиоламерством. 🙂

На вкладке, посвящённой сабвуферному каналу, можно отрегулировать его громкость и частоту кроссовера, что благотворно скажется на работе наборов компьютерных колоночек с генетически обусловленным отсутствием низких частот.

EAX AdvancedHD Console

Специальные настройки EAX AdvancedHD вынесены в одну группу. Эффекты не претерпели изменений со времени Audigy.

Технология распределения стереозвука на 4-, 5.1- и 6.1-колоночные конфигурации, CMSS (Creative Multi Speakers Surround), наконец-то выделена из пресетов, вроде Movie Mode, в отдельную категорию. Более того, добавлен режим CMSS 2, который отличается добавлением небольшого количества реверберации.

Очистку записей от шумов, Clean-up, можно активизировать как для внешнего источника (при записи), так и при воспроизведении зашумлённых фонограмм.

В наборе EAX AdvancedHD также присутствует возможность ускорять и замедлять воспроизведение без изменения высоты тона, time-scaling.

Creative Player

PlayCenter теперь называется MediaSource Player. В положительную сторону изменился дизайн. Добавился также человеческий плей-лист, в котором кроме названий композиций нет ничего лишнего (вроде списка из всех трёх тысяч медиа-файлов на компьютере, включая midi-файлы и звуки Билли в формате wav 11 кГц). В полноэкранном виде плеер позволяет организовать свою собственную хорошо структурированную библиотеку файлов, а также записать MP3-файлы на CD-R болванку. Возможность грабить CD-DA диски в WAV, MP3 и WMA с автоматическим именованием файлов по информации из интернет-базы CDDB я даже не упоминаю.

Из интересного, появились отличные скины Mini…

Помимо возможности включить при воспроизведении файлов различные EAX-фичи, есть интересная опция SVM, выравнивающая относительную громкость файлов плей-листа при воспроизведении.

DolbyDigital EX

Формат DolbyDigital EX позволяет увеличить количество каналов по сравнению со стандартной схемой 5.1. Очевидно, что переход на большее число каналов — это главным образом попытка производителей заставить пользователя заменить свою аппаратуру сначала на 6.1-комплект, а потом и на 7.1. Причём, помимо DolbyDigital EX на DVD-дисках также встречется DTS ES 6.1, которую карта раскодировать не сможет.

Читайте также:  Select boot mode завис

На компьютере звук 6.1, возможно, имеет больше смысла, чем в фильмах, где тыловому каналу уделяют не очень много внимания. Центральная тыловая колонка может помочь любителям 3D-шутеров отчётливее понять направление источника звука в тыловой части звуковой панорамы.

Преобразователи

Наши постоянные читатели уже знают, что качество звучания любой звуковой карты определяется программной и аппаратной составляющей звукового тракта. То есть, качеством алгоритмов обработки звуковых данных на уровне драйверов и DSP с одной стороны, и качеством преобразователей и дискретных элементов вкупе с их монтажом и разводкой платы — с другой.

Но характер звучания всё же определяют именно преобразователи. Обладающие сглаженным звучанием недорогие 1-битные ЦАПы от Philips трудно спутать с агрессивно и грязновато играющими кодеками Sigmatel или обладающими повышенной детальностью звучания и чистотой дорогими преобразователями AKM и Crystal. Вот почему мы уделяем столько внимания вопросу применяемых в карте кодеков.

Надо сказать, что, зная о давнем сотрудничестве Creative с Sigmatel, я ожидал увидеть продвигаемый сейчас для DVD-Audio кодек STAC9460. Увы, качество звучания этого чипа при тестировании карты Audiotrak Prodigy192 (к слову, с очень перспективным DSP VIA Envy24HT) меня не впечатлило, так что я приготовился к худшему. Однако в этот раз инженеры Creative приподнесли нам настоящий сюрприз. В Audigy2 применён весьма интересный 8-канальный 24-битный 192 кГц ЦАП Crystal CS4382.

Сама марка Crystal, принадлежащая Cirrus Logic, ещё не о чём не говорит, так как спектр преобразователей, выпускаемых под этой маркой, очень широк — от копеечных AC’97-кодеков для звуковых карт за $10, до шикарных и дорогих ЦАП-ов, стоящих в Hi-End аппаратуре и профессиональной технике. Тем не менее, применённый ЦАП CS4382 не относится к числу дешёвых. Он в 5-6 раз превышает по цене ЦАПы ширпотребовской категории, стоящие в обычных звуковых платах (по данным на сайтах фирм-производителей), а сами преобразователи всего лишь на одну ступеньку ниже, а по характеристикам совсем немного уступают гораздо более дорогим топовым стереоЦАПам Crystal. И хотя 4382 — микросхема прошлогодней линейки, в модели этого года, 4383, добавилась лишь возможность отключения (mute) тыловых каналов.

Характеристики Crystal CS4382. Динамический диапазон: 114 дБ А — для 24-битного режима; 97 дБ А — для 16-битного. Нелинейные искажения (сигнал 0 дБ): 0,001% — для 24-битного режима; 0,002% — для 16-битного.

В отдельном коммутационном блоке применён стереоЦАП того же производителя — Crystal CS4392. Его преобразователи имеют точно такие же высокие характеристики. Напомню, что, в отличие от многих других производителей, начиная с самой первой модели Live!Platinum, Creative не экономит на электронике, а упорно соединяет карту и модуль по цифровому интерфейсу, а посему различные помехи на соединительный шлейф не повлияют.

AC’97-кодек Sigmatel STAC9721 применён для обслуживания различных внутренних аналоговых разъёмов и микрофонного входа. В Audigy для этой цели использовался Creative CT1297. Оба этих ветерана известны нам по картам Live!

В качестве АЦП, как и в Audigy, в новой карте применён Philips UDA1361. Он же встречается на печатной плате модуля в комплекте варианта Platinum.

Спецификации на карту

Поговорим о цифрах. Многие читатели скептически относятся к указанным в спецификациям продуктов характеристикам, что, в целом, вполне объяснимо. Небольшая часть из них считает какие-либо цифровые характеристики для звукового устройства полностью лишёнными смысла, что в корне неверно. Проблема состоит не в самих цифрах, а в их использовании. Не секрет, что в большинстве случаев цифры и различные сложные технические параметры становятся оружием маркетинговых отделов по навешиванию лапши на уши доверчивым покупателям. Зачастую приведены полученные в нестандартных условиях, неполные или относящиеся к отдельной части устройства характеристики. Так что выходит, чем солиднее фирма, тем скромнее и реальнее паспортные данные её продуктов.

К счастью, маркетинговый отдел Creative удержался от соблазна «сдуть» очень красивые данные из паспорта на ЦАП. Так что в спецификации на Audigy2 приведены реально полученные измерительным комплексом AudioPrecision параметры карты.

Отношение сигнал/шум, фронтальные и тыловые каналы (для уровня сигнала 1…2 вольт) = 102…106 дБ A, остальные каналы = 86…90 дБ А.

Диапазон воспроизводимых частот (Frequency Response) от

  • Тип : внутренняя
  • Тип подключения : PCI
  • Возможность вывода многоканального звука : Нет
  • Звуковая схема : 6.1
  • Встроенная панель контроллеров : Нет
  • Фантомное питание : Нет
  • Внешняя синхронизация : Нет
  • Пульт дистанционного управления : Нет
  • Необходимость дополнительного питания : Нет
  • ЦАП : 24 бит

Купить

Здесь вы можете посмотреть видео обзор Creative Audigy 2. Узнать характеристики, прочитать отзывы о Creative Audigy 2.

Магазины, в которых можно купить этот товар и его аналоги

Видео обзоры Creative Audigy 2

  • Все 29
  • Обзоры 2
  • Распаковка 2
  • Настройка 3
  • Ремонт 2
  • Тесты 5
  • Отзывы 5
  • Creative Audigy 2 zs меняем ОУ на AD8066

Характеристики Creative Audigy 2

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Общие характеристики

Тип внутренняя
Тип подключения PCI
Возможность вывода многоканального звука Нет
Звуковая схема 6.1
Встроенная панель контроллеров Нет
Фантомное питание Нет
Внешняя синхронизация Нет
Пульт дистанционного управления Нет
Необходимость дополнительного питания Нет

Звуковые характеристики

ЦАП 24 бит
АЦП 24 бит

Максимальная частота

ЦАП (стерео) 192 кГц
АЦП 96 кГц
ЦАП (многоканальный) 96 кГц

Отношение сигнал/шум

ЦАП 106 дБ
АЦП 106 дБ

Поддержка стандартов

ASIO 2.0
Версия EAX 4
OpenAL Нет

Подключение

Разъем Insert Нет
Количество портов FireWire 1
Встроенный фонокорректор Нет
ADAT Нет
AES/EBU Нет

Входы

Количество микрофонных входов 1
Количество входных аналоговых каналов 1
Количество входов MIDI 1
Инструментальный вход (Hi-Z) Нет
Цифровой коаксиальный вход S/PDIF Нет
Цифровой оптический вход S/PDIF Нет

Выходы

Количество выходов MIDI 1
Разъем для подключения к передней панели ПК Нет
Цифровой коаксиальный выход S/PDIF Есть
Цифровой оптический выход S/PDIF Нет
HDMI Нет

* Точные характеристики уточняйте у продавца.

Читайте также:  Dragon age origins ошибка physxloader dll

Плюсы и минусы Creative Audigy 2

Отзывы о Creative Audigy 2

Спасибо, ваш отзыв скоро появится на сайте.

Предисловие

Кто бывал, тот знает, а кто не бывал — узнает сейчас. В Соединенном Королевстве на дорогах нет луж. Там дождей не бывает, скажете? Дождей на Туманном Альбионе, уверяю вас, предостаточно. Порою похлеще, чем у нас. А вот луж нет. Секрет прост: проезжая часть сделана с выверенными уклончиками, сплошь и рядом аккуратные дренажные колодцы. Кстати, регулярной прочистки «ситичек» дренажей не наблюдалось. Очевидно, по той причине, что мусор на улицах отсутствует, даже спички горелой не найдешь… Вот вода и стекает сама по себе. Довелось самолично засвидетельствовать, как шотландцы чинили выбоину на асфальте, образовавшуюся по всей ширине дороги от расшалившегося ручья. Сначала сделали объезд времянку. Потом накрыли место ремонта тентом. Пару дней старательно вычищали, укладывали, вылизывали. Проезжая это место утром и вечером в такси (принимающая фирма оплачивала), мы неизменно лицезрели деловитые спины рабочих в ярких робах. Судя по всему, что такое перекур — им было незнакомо с детства. Местный шофер рассказал fun story, как его супруга однажды не справилась с управлением автомобиля из-за гололеда без последствий для здоровья и как страховая фирма мгновенно возместила материальный и моральный ущерб. Да-а-а, видать, неспроста колдуют вдохновленные рабочие над дорогой… И вот в одно прекрасное утро (поговорить о погоде в радужных тонах, какая бы она ни была на самом деле — одно из любимых британцами правил хорошего тона), когда солнце, дождь и ветер резвились от души, проезжаем отремонтированный участок, не сбавляя скорости на 80 милях в час. Oh yes! Если бы пассажиры в этот момент наливали в бокалы виски (а настоящий скотч пьют, как и коньяк, теплым, после еды, из низких широких бокалов), то не пролилось бы ни капли. Дорога сделана по уму, однако!

Перенесемся в жарко-душную юго-восточную Азию, в штаб-квартиру Creative Technology Ltd. Расположенное в интернациональном бизнес-парке Сингапура, восьмиэтажное футуристическое здание окаймлено шестиэтажным С-образным подиумом. Неслышимые кондиционеры разносят прохладный морской бриз по многочисленным уютным банкетным холлам, студиям, function and meeting rooms. Все это создает комфорт телу и душе персонала, помогая сохранить неповторимый дух Creative. Корпорация, чьи представительства нынче разбросаны по всему свету, была образована 1 июля 1981 года. Основатели мудро предвидели, что мультимедиа послужит революцией на пути взаимодействия человека с персональным компьютером.

(Чтобы не вмешиваться в канву, задуманную автором, вставлю в скобках замечание, от которого не могу удержаться. Андрей противопоставил Британию и Сингапур, забыв, что Европейский центр компетенции Creative находится в соседней с Великобританией еще более туманной Ирландии, где все очень похоже — только солод для виски проращивают без применения торфа и темное пиво называется «Гиннесом». А лужи если и встречаются, то в в них можно безбоязненно мыть руки.)

Основными вехами мультимедийного взрыва стали звуковые карты SoundBlaster и SoundBlaster Live! Благодаря им сначала в персональном компьютере поселились «миди»-звуки (см. www.ferra.ru/online/multimedia/12912), потом «мульти»-звуки превратились в музыку уровня высококачественного Hi-Fi. Были и менее удачные модели, которые втихаря быстро модернизировались или с помпой сменялись более продвинутыми.

Не надо быть провидцем, чтобы утверждать, что скоро, очень скоро в наших квартирах поселятся «домашние развлекательные центры», которые объединят в себе компьютер как хобби и как инструмент, музыкальный центр, телевизор и игровую приставку. Сегодня же речь пойдет о том, как музыка профессионального качества, ранее звучавшая лишь в студиях звукозаписи, становится доступной каждому, имеющему персональный компьютер. Вдобавок обсудим, удалось ли Creative упрячь коня и трепетную лань, создав фактически звуковую карту на все случаи жизни (all-in-one?).

Год назад мы со сдержанным оптимизмом отозвались о появлении звуковых карт семейства Audigy, однако оно прекрасно прижилось. Собственно, в этом мы и не сомневались: больше функций при той же цене — золотое правило для новинок компьютерного рынка последних лет. Восточно-европейская презентация Audigy2, состоявшаяся в октябре в Варшаве, куда нас любезно пригласило российское представительство Creative, была проведена достаточно помпезно, но, откровенно говоря, не оставила впечатления революции. Вдоволь наэкспериментировавшись с сэмплом и дождавшись официальных поставок, мы, наконец, предлагаем вам собственную версию обзора Audigy2.

Creative Audigy2. Без прикрас

Серия звуковых карт Audigy2 состоит из трех основных продуктов:
• SoundBlaster Audigy2 (цена от 149 до 189 евро в зависимости от страны и комплектации; в России появилась в продаже по цене от 139 долларов)
• SoundBlaster Audigy2 Platinum (от 219 до 289 евро)
• SoundBlaster Audigy 2 Platimun eX (цена не известна, выпуск в начале 2003).

Под стать цене и значимости момента (спустя год нельзя представить просто перекрашенную коробку) предусмотрены следующие маркетинговые приращения в функциональности и характеристиках:
• Воспроизведение DVD-audio (впервые на персональном компьютере!) в формате до 24 бит@192 кГц, для чего был создан специализированный плейер
• Обалденное звук (про рекламируемые –106 дБ — отдельный разговор далее)
• Запись стереосигнала с 24-битным квантованием и частотой дискретизации 96 кГц
• Озвучивание от двух до 6+1 каналов на выбор
• THX-сертифицированная основа для создания домашнего кинотеатра
• Идеал для геймера (замечу, в комплекте идут игры: Soldier of Fortune II Double Helic или Hitman 2 Silent Assassian)

Для версии Platinum помимо вышеперечисленного добавляется:
• Коммутационный блок (цифровые входы выходы, в том числе оптические, регулируемый по мощности выход на наушники, регулируемый по чувствительности вход микрофона, специализированные миди входы-выходы и т.п.)
• Пульт дистанционного управления
• Комплект программного обеспечения для создания музыки (Steinberg Cubase VST, Native Instruments Traktor DJ, Ulead 5.0)

Что добавляется к SoundBlaster Audigy 2 Platimun eX, становится ясно, судя по внешнему виду лицевой и задней сторон.

Наконец, не думаю, что нижеизложенное достоинство вызовет эйфорию, но для очистки совести отчитаюсь о новаторской поддержке Audigy2 вышевшего в свет Widows Media Player версии 9, который не только воспроизводит потоковое аудио из Интернета (причем вплоть 5+1 каналов), но и якобы записывает в 24 бит @ 96 кГц.

Читайте также:  Nvidia shield tv dns

Технические характеристики, заявленные производителем

Все познается в сравнении, посему наряду с новобранцами освежим кое-что в памяти по поводу старичка Live! и обычного Audigy.

* — Сертификаты выдает на свое усмотрение контора спецов по многоканальному озвучиванию кино, основанная Лукасом при создании звуковых эффектов к Звездным войнам. По утверждению Creative, полную сертификацию на сентябрь 2002 получила лишь Audigy2.

Для аудиофилов, продвинутых геймеров. Для домашнего театра

Глубина цифрового звука, бит

Мах частота дискретизации при воспроизведении, кГц

Отношение сигнал/шум на аналоговых выходах

94 дБА(фронтальные и тыловые каналы)

100 дБА(фронтальные и тыловые каналы)

106 дБА**(фронтальные и тыловые каналы)

90 дБА(центр, сабвуфер, тыл)

106 дБА**(фронтальные и тыловые каналы)

90 дБА(центр, сабвуфер, тыл)

Максимальные параметры при записи

* — Сертификаты выдает на свое усмотрение контора спецов по многоканальному озвучиванию кино, основанная Лукасом при создании звуковых эффектов к Звездным войнам. По утверждению Creative, полную сертификацию на сентябрь 2002 получила лишь Audigy2. ** — При воспроизведении цифрового сигнала 24 бит 96 кГц и при амплитуде на выходе, равной 2 В (соответствует положению фейдера в микшере примерно >90..94% )

Ключевые технические характеристики Audigy2:
• Воспроизведение сигнала 24 бит 192 кГц в режиме 2х каналов (стерео)
• Воспроизведение сигналов c частотой дискретизации 96 кГц в режимах от 2х каналов до 5+1
• Запись сигналов в 24 бит с частотами дискретизации 8, 11.025, 16, 22.05, 24, 32, 44.1, 48 и 96 кГц
• Рабочая полоса частот для сигналов 24 бит 96 кГц (+/- 3 дБ): от 10 Гц до 46 кГц
• Цифровой выход до 24 бит 96 кГц
• Многодорожечная запись/воспроизведение (ASIO) 16 бит 48 кГц с задержкой от 2 мс
• Декодирование DolbyDigital 5.1 (в аналоговом и цифровом видах) и 6.1 (только в аналоговом виде, на выходы самой Audigy2)
• Аппаратное ускорение улучшенных цифровых 3D эффектов в играх
• Аппаратный синтезатор с 64-голосовой полифонией
• Загрузка wavetable сэмплов до 2 Гб (используя память компьютера)

Технологии

Начнем с магических «24 бит». Так уж устроен цифровой мир — чем больше бит, тем лучше. Для представления в цифровом виде звуковых, слышимых человеком сигналов 16 бит маловато было, а вот 24 бит уже более чем достаточно. Теперь как писк комара, так и рев реактивного авиалайнера будут сохраняться в цифровом сигнале одновременно практически без искажений. Тише звука комара ухо не слышит, а громче взлетающего самолета — не воспринимает по причине болевого порога.

Чтобы отцифровать в 24 бит аналоговый сигнал, поступающий с микрофона или электроинструментов, применяют аналого-цифровой преобразователь (АЦП). А чтобы воспроизвести (по сути, озвучить) записанный ранее цифровой сигнал, используют цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Современные АЦП и ЦАП могут быть размером 5х5 мм и иметь смешную цену. С возрастанием разрядности (числа бит) сложность, а следовательно и стоимость, преобразователей резко возрастает. И если низкочастотные преобразователи сделать сравнительно легко, то высокочастотные — архитрудно. Более того, например, при частоте дискретизации 48 кГц на период частоты звука в 24 кГц приходится всего лишь две точки. То емть волна с её гребнями и впадиной описывается двумя точками — фактически как получится. Ясно, что более точного описания надо бы хотя бы пять точек на период, а это в нашем примере составит частоту дискретизации 120 кГц.

Точность воссоздания формы сигнала хорошо иллюстрируется на чистом тоне частотой 15 кГц. При частоте дискретизации 44,1 кГц получаем нечто отдаленно напоминающее синусоидальный сигнал (см верхнюю часть рис). Особенно неприятны биения амплитуды во времени. Тогда как при частоте дискретизации 192 кГц (см нижнюю часть) чистый тон воссоздается очень близко к требуемый синусоиде. По крайней мере а цифровом виде, а что уж сотворит ЦАП — будет на его совести.

Звуковые волны, существующие в живой природе, имеют диапазон частот от нескольких герц до сотен килогерц. Механизм восприятия звука системой слуха человека изучен довольно поверхностно, наука во многом пока бессильна. Ранее считалось, что выше 20 кГц среднестатистический человек звук не воспринимает. На самом деле человек не слышит одиночный чистый тон, если его частота превышает примерно 20 кГц. Но это не значит, что человек не способен воспринимать и отличать звуки, состоящие из множества тонов, уходящих в ультравысокие частоты. Исследования показали, что многие музыкальные инструменты генерирует звуки в полосе частот вплоть до 50 кГц и выше. Для сохранения и воспроизведения таких звуков в цифровом виде используют частоту дискретизации либо 96 кГц, либо 192 кГц.

АЦП конвертируют из аналогового сигнала в цифровой (ЦАП и обратно) не идеально, а превносит искажения. В реальных электротехнических устройствах к тому же добавляются разного рода шумы. Для сигнала 24 бит шум равен нулю при –144 дБ. На практике шум всегда отличен от нуля. За отметкой в –100 дБ борьба с шумом превращается в очень дорогое удовольствие. Представьте себе, для опорной амплитуды величиной 1 В (0 дБ) амплитуда, соответствующая –100 дБ, составит 10 мкВ (т. е. в 100000 раз меньше!). Мощность сигнала ограничена стандартом, иначе пожгем колонки-усилители. Поэтому в борьбе за каждый лишний децибел вынуждены в условиях помех оперировать с все более слабыми сигналами. Замечу, чем скромнее отношение сигнал шум (SNR), тем больше шансов, что звук будет лучше. Однако без всякой гарантии, что это будет именно так. Иногда довольно шумные электроакустические устройства звучат на удивление приятно на слух. К тому же, фоновый шум величиной –60 дБ в отсутствии музыки будет слышен даже при средней громкости, а величиной ниже –100 дБ, пожалуй, не обнаружить без слухового аппарата.

Короче, недаром профессиональный формат цифрового звука это 24 бит 96/192 кГц. Стремление производителей в угоду профессионалам как можно сильнее задавить нежелательные шумы продиктовано особенностями процесса записи в студии, сведения-наложения при аранжировке и последующего создания мастер оригинала. Лично вам нужны дополнительные -10 дБ «шумоподавления»? Тогда копите денежки.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.