Содержание
Шлемы виртуальной реальности вышли за рамки фантастики и стали настоящим. Многие пользователи уже не представляют свою жизнь без открывшихся возможностей развлечения, обучения и даже работы. Так что же лучше: HTC Vive или Oculus Rift? Чтобы сравнить VR-шлемы от двух гигантов цифровой индустрии, нужно основываться на достоинствах и недостатков каждого.
HTC Vive
В игровой индустрии и цифровой дистрибуции компания HTC является гигантом с миллионами преданными пользователями и тысячами профессиональных разработчиков. Кроме того, большое значение в популяризации Vive имеет имя Гейба Ньюэлла, создателя всем известной Half-Life. Он не только одобрил проект HTC, но и также привнес свою идеологию.
- Иллюстрация: zek Pan
- Авторы: Aysu Celikkaya и Orhan Okay
Описание
HTC Vive работает с высокопроизводительными игровыми ПК посредством подключаемых кабелей. В совокупности со специальными контроллерами движения и двумя светоизлучающими блоками способны перенести пользователя в мир виртуальной реальности. Технические характеристики устройства не только конкурентоспособны, но также для их использования несложно подобрать оптимальную компьютерную систему.
Выпуклый шлем весом 555 грамм оснащён тремя креплениями, которые позволяют крепко и без соскальзывания расположиться на голове. Пользователь только должен подобрать регулировку под себя. Подключение к ПК осуществляется посредством трёх проводов: для USB-порта, HDMI-разъёма и питания от розетки.
AMOLED-дисплей, работающий на частоте 90 Гц, имеет разрешение 2160х1200 пикселей. Угол обзора в 110 градусов обеспечивает глубокое погружение в виртуальную реальность. Этот параметр является самым высоким из доступных на аналогичных гарнитурах. Диагональ экранов 5,2 дюймов. Базовые ИК-станции теперь не имеет множество проводов. Для отображения игрового пространства и отслеживания положения пользователя они располагаются как можно выше.
Плюсы
К основным преимуществам VR-шлема HTC Vive можно отнести:
- Наличие широкого функционала цифрового контента. Поддержка платформы StaemVR и возможности участвовать в беседах или в совместных играх. Трансляция на экран изображения реального мира, оснащение камерой и Bluetooth модулем.
- Комфортное и интуитивно понятное управление двумя эргономичными и функциональными контроллерами, отслеживающих перемещение в пространстве.
- Совместимость с большинством игр и наличие интересных приложений.
- Позволяет использовать свои аудио-устройства.
Минусы
Устройство не слишком удобно в пользовании из-за габаритов и веса шлема. Долго использовать его невозможно. Кроме того, для работы необходим графический процессор высокого класса. Но основной недостаток HTC Vive – это высокая цена.
Oculus Rift
Компания Oculus Rift является первопроходцем в данной сфере. Именно она начала развивать технологии виртуальной реальности, которые доступны каждому. Шлем имеет эргономичный дизайн, в нём расположены датчики движения, встроенные наушники с 3D звуком и микрофоном.
Внутри размещены два AMOLED-дисплея на каждый глаз, имеющие разрешение 2160х1200 пикселей. Частота обновлений – 90 Гц, широкий угол обзора в 110 градусов. Также в устройство встроены акселерометром и гироскопом для отслеживания действия пользователя. Диагональ дисплеев – 5 дюймов.
- Автор: Dave Pickett
- Автор: Dave Pickett
Шлем Oculus Rift подключается к компьютеру с помощью кабеля длиной 4 метра. Программное обеспечение устройства совместимо с ОС Windows. Управление осуществляется геймпадом Xbox one и пультом ДУ. Для комфортного пользования и работы необходимо 1,5х1,5 метра свободного пространства. Также можно использовать шлем, сидя в кресле.
Плюсы
Плюсами Oculus Rift являются:
- Подключение к компьютеру и установка программного обеспечения интуитивно проста и понятна любому пользователю, занимает всего несколько минут.
- Комфортное расположение на голове, благодаря небольшому весу шлема в 470 граммов и креплениям, которые выполнены из эластичного и лёгкого материала.
- Безопасность. Все провода и кабели аккуратно собраны и проходят по корпусу устройства, исключая возможность попадания под ноги при игре.
- Эксклюзивные игры для Oculus Rift, недоступные на других устройствах.
Минусы
Разработчики обещают доработать VR-шлем, добавив дополнительные функции для комфортного использования. Но на данный момент Oculus Rift обладаем следующими недостатками:
- Ограниченность цифрового контента. Игры Steam работать будут, но только в 2D формате.
- Стандартный геймпад Xbox не слишком удобен для современных игр и приложений.
- Высокая цена.
- Высокие требования для совместимых ПК.
Вывод
Сейчас происходит история развития передовых технологий, поэтому многие новые устройства не смогли ещё проявить себя в полной мере. При небольшой переплате можно приобрести шлем HTC Vive, который по техническим характеристикам превосходит своего соперника, давая возможность пользователю управлять игровыми персонажами всем телом и изменять виртуальный мир. Несмотря на мощное железо и удобство использования Oculus Rift, шлем ограничен по функциональности и цифровому контенту. Сотрудники HTC постоянно находились на связи со своими пользователями, что дало им возможность создать идеальный продукт для геймера. Поэтому, делая честный вывод, можно с уверенностью заявить, что первопроходцы Oculus на данный момент отстают от своих соперников по многим параметрам
Сооснователь клуба виртуальной реальности Virtuality Club Максим Чижов и директор образовательных программ по игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ Вячеслав Уточкин подготовили для vc.ru детальное сравнение двух самых популярных компьютерных шлемов виртуальной реальности Oculus Rift и HTC Vive.
Сходство
По многим техническим параметрам устройства почти идентичны. HTC Vive и Oculus Rift используют высококачественные OLED-дисплеи — 1080 на 1200 пикселей (отдельные для каждого глаза). Дисплеи устройств обладают одинаковой частотой обновления (90 Гц) и быстрым откликом. В оба шлема встроены системы, которые отслеживают изменение положения головы.
Дотошные пользователи могут разглядеть так называемый эффект москитной сетки на экранах каждого из устройств. Он появляется из-за особенностей конструкции всех современных экранов.
Оба устройства поддерживают гибкую настройку конструкционных элементов шлема. Углы обзора HTC Vive и Oculus Rift также одинаковы — 110°.
Есть небольшое различие в технологиях изготовления линз. Пользователи Oculus Rift отмечали «эффект сумеречных лучей» — это явление встречается в природе, когда солнце пробивается через тучи. Из-за них появляется небольшое свечение отдельных пикселей на темном фоне экрана. Оба устройства обеспечивают достаточную для современных развлечений техническую базу.
Удобство использования
Здесь Oculus Rift, по нашему мнению, выигрывает: у нас не возникало желания снять их шлем через несколько часов активного использования. HTC Vive явно проигрывает по комфорту. Oculus на 80 граммов легче Vive, но дело даже не в этом. Инженеры смогли равномерно распределить вес основных элементов шлема при помощи системы специальных креплений. Шлем Oculus Rift очень удобно сидит на голове. Все нужные крепления выполнены из удобного, легкого, но прочного материала, достаточно эластичного для комфортного использования. Надевать и снимать Oculus Rift очень удобно — почти как обычную бейсболку.
Конструкция HTC Vive выполнена по совершенно другой технологии. Крепления слишком прочно держат устройство и совершенно не растягиваются — шлем приходится натягивать, словно горнолыжные очки. Vive, несмотря на слой мягкого материала в подкладке, сильно давит на лицо пользователя и оставляет на коже заметные красные пятна. Надеемся, что в будущем эти недостатки будут исправлены. В устройстве HTC крайне неудачная система циркуляции воздуха: вскоре после начала эксплуатации лицо начинает сильно потеть.
Наушники Oculus Rift крепятся на специальные ножки, которые могут свободно менять положение на голове пользователя. Кабель их подключения аккуратно прижат к боковому элементу конструкции шлема. Наушники HTC Vive постоянно вылетают из ушей, а их длинный и неудобный провод свисает с головы. Говоря о проводах, сложно не заметить явное превосходство Oculus: все кабели устройства аккуратно собраны в один, и он проходит по корпусу устройства, над левым ухом пользователя. Элементы подключения Vive так и норовят попасться под ноги, а это небезопасно.
Цифровой контент
Здесь, несмотря на наличие весьма интересных тайтлов у Oculus Rift, явно лидирует Vive. У HTC в рукавах главный и серьезный козырь — платформа SteamVR. Сетевые возможности Oculus Rift явно ограничены. Большинство игр Rift не рассчитаны на мультиплеерные баталии. HTC Vive позволяет пользователям проводить время вместе — участвовать в беседах, играх и совместных мероприятиях. В Oculus Rift такие возможности сильно ограничены.
HTC Vive позволяет в любой момент вывести на экран интерфейс Windows. Скоро будет доступна полноценная синхронизация со смартфоном или другим мобильным устройством: отправка сообщений, звонки, просмотр контактов и заметок. Oculus Rift таких возможностей не предоставляет. Помимо этого, SteamVR поддерживает многие интересные пользователю функции: изменение внешнего вида виртуального рабочего стола, скачивание цифрового контента прямо во время игры и систему чатов.
В шлем Vive встроена камера, которая в случае необходимости транслирует на экран изображение реального мира. Неплохое решение для комфортного использования устройства: пользователю не нужно будет снимать шлем для совершения действий в реальном мире. Разработчики Oculus Rift обещали в скором времени добавить в свое устройство все необходимые для комфортного использования функции: камеру и возможность Bluetooth-соединения. Пока что HTC явно опережает Oculus в плане доступности цифрового контента.
Управление
Главным различием устройств можно смело назвать наличие у HTC Vive двух эргономичных и функциональных контролеров. Эти манипуляторы поддерживают отслеживание перемещения в пространстве. В комплект Oculus Rift входит стандартный геймпад от Xbox one — такой тип манипуляторов явно устарел для виртуальной реальности, но никто не запрещает использовать сторонние контролеры. Во второй половине 2016 года планируется начало продаж официального контролера Oculus Touch. Нет сомнений в том, что по мере развития технологий на рынке виртуальной реальности появится множество манипуляторов от сторонних разработчиков.
Следует учитывать, что многие игры для устройств виртуальной реальности разрабатывались под управление стандартными манипуляторами. Помимо этого, большая часть игр для Oculus Rift подразумевает, что пользователь находится в одном состоянии (например, сидит) — а приложения HTC Vive требуют от игроков постоянного перемещения в пространстве.
Сфера развлечений в виртуальной реальности подразумевает интуитивно понятное для всех пользователей управление. В этом плане выигрывает манипулятор HTC Vive. В руках игрока он может стать полноценным предметом — оружием, спортивным снарядом или медицинским инструментом. Такого широкая игровая промышленность раньше не видела.
Управление в играх для HTC Vive построено на постоянном изменении положения пользователя: бег, прыжки, использование виртуальных предметов, приседания Для комфортного и безопасного использования Vive лучше выделить отдельную игровую комнату.
С выпуском контролера Oculus Touch разработчики смогут добавить отслеживание перемещения рук пользователя. С помощью дополнительной системы сенсоров возможно отслеживать перемещение самого пользователя. Однако это лишь планы. Скорее всего, проект будет представлен публике как отдельное техническое решение, которое расширяет стандартные возможности устройства. Сложно сказать, какое именно устройство выигрывает в плане удобства управления: несмотря на общую тематику, они используют совершенно разные подходы.
Гонка приложений
Многим пользователям может показаться, что Oculus Rift и HTC Vive существуют лишь как вид дополнительного монитора для ПК. Однако это не совсем так: есть проблемы совместимости этих устройств.
Большинство игр и приложений SteamVR корректно работают только с платформой HTC Vive. Конечно, Steam игры будут работать с Oculus Rift, но лишь в обычном 2D-формате. Обратной поддержки игр из магазина Oculus с устройством Vive на данный момент нет. Игры и приложения Vive попросту не запустятся при подключенном Oculus Rift.
Самые популярные тайтлы игр доступны для обоих устройств: это Elite Dangerous, Project Cars, Radial-G, Time Machine VR. В скором времени ожидается портирование эксклюзивных проектов с Oculus Rift на Vive (Eve Valkyrie и Adr1ft).
Некоторые игры все же останутся полноценным эксклюзивами для Oculus Rift: их производство спонсирует сама компания Oculus. Это, например, Lucky’s Tale, Chronos, Into the Dead и Herobound: Spirit Champion. В 2015 году разработчики Oculus анонсировали выпуск более 20 уникальных игровых проектов. Скоро пользователям станут доступны такие игры, как Damaged Core, The Climb, Dragon Front и Rock Band VR.
Почти все уникальные проекты HTC Vive основаны на использовании эксклюзивных технологий устройства. Интуитивное управление и продвинутая система отслеживания перемещений пользователя позволяют разработчикам задействовать уникальные игровые приемы. Поэтому неизвестно, будет ли реализована система обратной совместимости игр от HTC Vive с платформой Oculus Rift.
Таким образом, HTC Vive лидирует в плане совместимости и наличия интересных приложений. Джойстики Vive отлично справляются с всеми задачами игр и приложений для виртуальной реальности. Этим они и обеспечивают HTC победу в данной категории. Ситуация может измениться: ведь технологии потребительской виртуальной реальности только начинают развиваться.
Нужно время
Приобретать Oculus Rift или HTC Vive прямо сейчас мы рекомендуем только истинным фанатам технологий виртуальной реальности: устройства первого поколения нельзя назвать идеальными.
Самый крупный недостаток Oculus Rift — отсутствие системы распознавания движений пользователя. Оно не дает реализовать на этой платформе такие хиты, как Audioshield, Job Simulator, Hover Junkers и Tilt Brush. Спасти ситуацию может лишь появление специального контролера (Oculus Touch).
Vive явно проигрывает в плане эргономики самого шлема: использовать его несколько часов просто невозможно. Многих пользователей может огорчить отсутствие для HTC Vive некоторых эксклюзивных проектов Rift, но такова политика компании Oculus.
В октябре 2016 года выходит главный конкурент обеих платформ — PlayStation VR. Для работы этого устройства необходимо наличие относительно доступной PS4. Полный игровой комплект обойдется пользователям в $850 — в разы дешевле покупки игрового ПК и комплекта Rift или Vive. В набор PlayStation VR будут входить контроллеры для отслеживания перемещения, а разработчики обещают набор уникальных игр. Также от сервиса стоит ожидать качественной службы поддержки пользователей и разработчиков.
Технологии виртуальной реальности только начинают развиваться, поэтому многие перспективные возможности сильно ограничены. Для обычного человека нельзя назвать разумными огромные траты на товар, который только появился на рынке. Даже явный провал продукта можно определить только после долговременного использования.
В начале продаж многие производители гонятся за доступностью и качеством конечного товара. Через некоторое время устройства виртуальной реальности станут намного дешевле. Помимо этого, станут доступнее и ПК для их комфортной работы. По прогнозам специалистов, качественные технологии виртуальной реальности будут доступны даже при работе с мобильными устройствами.
Покупку Oculus Rift или HTC Vive сейчас можно сравнить с приобретением первого iPhone в 2007 году. Конечно, вы сможете получить какой-то набор технологий прямо сейчас — но возможно, что скоро они безнадежно устареют. С другой стороны, основные функции многих устройств появились именно в начале их развития.
Итоги
Если вы дочитали до этого момента, то вас можно смело назвать настоящим фанатом технологий виртуальной реальности. Если вас не устраивает вариант «просто подождать», то рекомендуем приобретение Vive. Мы пришли к такому выводу, отбросив условия и комфорт и взяв в расчет только сухие технические факты.
Еще один плюс Vive — поддержка стандартных геймерских контроллеров. Никто из HTC не запрещает пользователям развалиться в удобном кресле, сжимая в руках геймпад (даже для эксклюзивных проектов HTC Vive).
Да, скоро Oculus Rift сможет отслеживать перемещение рук пользователя, но мы сравнивали устройства по параметрам, которыми они обладают именно сегодня. К тому же пользователей Oculus Rift ждут дополнительные расходы на покупку джойстика и систему отслеживания перемещения. Предварительная цена этого удовольствия — больше $100.
Недавно провели сравнение двух самых свежих версий известных на рынке и конкурирующих друг с другом компьютерных шлемов виртуальной реальности. Это были Oculus Rift CV1 и HTC Vive PRE. Обзор будет интересен тем, кто сейчас решает, какой из этих гаджетов купить. И тем, кто просто хочет ознакомиться для собственного интереса, что представляют собой эти два шлема. В видео показан подробный разбор обоих шлемов и контента для них, а под катом вкратце обо всем этом в текстовом виде.
Как мы видим, девайсы сильно похожи. Окулус выигрывает по цене и по весу, однако обе эти победы мало стоят. Почему? Смотрим следующие пункты.
Удобство использования:
Тут мы делимся субъективными ощущениями, так как у всех восприятие идет по-разному. В некоторых обзорах я читал, что Oculus удобнее сидит на голове, что в результате его более легкого веса шея устает меньше и что воздухопроводимость в нем лучше, а пятна на лице меньше, чем у вайва. Так вот, субъективно HTC Vive намного удобнее и приятнее сидит на голове. Он, можно так сказать, более мягкий, эластичный и удобный. Что касается пятен на лице, то они неизбежны во всех VR-девайсах.
Кстати, важный момент, а носите ли вы очки? Во время съемок я примерил оба шлема с очками и удобно было только в Vive. А уже позднее на fb был интересный фидбек на эту тему от пользователя обоих шлемов:
«Например, я практически не мог использовать Rift с очками. Из-за того, что в отличии от Vive нельзя регулировать расстояние до линз, очень много времени тратил на подгонку, постоянно боялся поцарапать линзы.
При этом другой человек с иной формой лица и другими очками вообще не имел таких проблем, и вовсю использовал преимущество Rift в виде надеванияснимания в стиле бейсбольной кепки.
И хак Vive с отдиранием мягкой накладки для увеличения FOV и sweetspot для меня отлично сработал, но не уверен, что такое будет для всех».
И раз уж коснулись глаз, то упомяну и уши. В Oculus Rift встроенные наушники, а в HTC Vive съемные. Сами наушники Vive дрянь, но вот если я хочу включить свои крутые уши при погружении в VR, то Vive выигрывает. Если пользоваться родными ушами систем, то выигрывает Окулус.
Контроллеры:
Вот почему HTC Vive стоит на 200 долларов дороже. Потому что он идет в комплекте с крутыми интуитивно понятными контроллерами для виртуальной реальности, в то время как Oculus поставляется с Xbox контроллером. В будущем Окулус обещал выпустить свои VR-контроллеры Oculus Touch. Их придется докупать за те же 200 баксов, которые сейчас составляют разницу в цене двух девайсов.
Необходимая площадка для использования:
Oculus можно и нужно использовать сидя в кресле, а вот HTC Vive предусматривает перемещение в пространстве. Нужно в квартире выделить некую зону, свободную от мебели, по углам которой в прямой видимости нужно закрепить станции Lighthouse, входящие в комплект поставки шлема. Кстати, подробнее про комплект поставки HTC Vive можно почитать в другой моей статье на geektimes. Размеры зоны: от 1,5×2 до 4х5 метров.
Это является важным отличием двух систем. С одной стороны весь контент для Vive круче за счет того, что ты реально перемещаешься по виртуальному пространству, двигая телом в реальном. С другой стороны у многих просто нет необходимого пространства в домашних условиях, да что там говорить — у некоторых кухни меньше. Ну и кроме того, через минут 20-30 игры непривычный человек в Vive устает от постоянного движения.
Контент:
По субъективным ощущениям, игры в Vive, требующие движения и использующие контроллеры, намного круче, чем игры в Oculus с Xbox джойстиком. Вот правда, стреляя из лука или рубя катаной овощи, я в определенные моменты ловил полное погружение и забывал, что я в комнате с пластмасской в руках и что мечом тут даже и не пахнет.
Выводы:
В тексте статьи я привел очень краткие выжимки из того, что наговорили на камеру. Но вот выводы приведу полностью. Итак:
Мнение 1: "Окулус отличный шлем, хорошо сидит на голове. Но есть небольшой просвет снизу, есть проблема в том, что встроенные наушники — они не всегда нужны, если я к примеру хочу свои использовать. Мой выбор за Vive, потому что с ним можно перемещаться по комнате, можно видеть стены, можно стрелять из лука, можно делать множество вещей, которые не сделаешь в окулус. Но окулус тоже хорош для квартиры, комнаты, когда надо именно сидеть в кресле.Из игр под окулус понравилась игра Lucky’s Tale, платформер от третьего лица. Это то, что мне кажется нужно для VR на данном этапе. Под vive мне очень понравилась The Lab — это игра от Valve, официальная как демо со всеми возможностями и всеми сеттингами, самыми популярными для виртуальной реальности. Классно стрелять из лука, погладить собаку в виртуальной реальности — это вообще непередаваемые ощущения".
Мнение 2: "Мне по всем впечатлениям, которые приносит шлем, больше всего понравился HTC Vive. Однако нужно помещение, нужна площадка для того, чтобы в него играть. И не всегда хватает места дома. Поэтому куплю себе Oculus. Хотя конечно понравился как по впечатлению от игр, так и по впечатлениям от одевания на голову, именно HTC Vive."
Мнение 3: "Если вы с точки зрения покупателя смотрите на шлем, то наверное надо немножко подождать. Потому что сейчас мы сравнили шлемы, но у нас ведь нет шлема от Sony. А также Vive немножечко шустрее оказался и у него руки есть, а у окулус сейчас рук нет. А это вот совсем нечестное сравнение. Когда руки — это совсем другой уровень погружения. Ну а если вы разработчик игр и хотите разработать свою игру под виртуальную реальность, вы делайте что-нибудь хорошее под тот шлем, что у вас есть, или который вам нравится, или если у вас вообще нет, то сделайте под мобильный VR, потому что в разработке можно много чего еще интересного сказать и сейчас вот в ваших руках какой первый VR-опыт будет для кого-нибудь из игроков, которые еще с виртуальной реальностью не сталкивались. Если он будет хороший, качественный и вы его с душой сделаете, то вы сделаете доброе дело. Поэтому шлемы оба хорошие, технически оба отличные, что уж вам выбирать — решайте сами 🙂"