Меню Закрыть

Черно белый цифровой фотоаппарат

Leica M Monochrom – особенная фотокамера в линейке немецкого производителя, поскольку лишена цветного фильтра, что ограничивает возможности камеры чёрно-белой съёмкой. Для всех, кто мечтал о монохромной фотокамере, но не готов выложить за неё 7450 долларов (такова стоимость Leica M Monochrom), есть более доступная альтернатива. Речь идёт о преобразованных фотоаппаратах Fujifilm.

Нет, Fujifilm не запускает свою линию чёрно-белых фотокамер. Компания MaxMax.com, с 1997 года занимающаяся преобразованием и продажей фотоаппаратов сторонних производителей, с 2009 года предлагает и монохромные модификации.

В MaxMax.com говорят, что они несколько лет прислушивались к запросам клиентов, и наконец-то решили преобразовать высоко ценящиеся камеры Fujifilm с матрицей X-Trans в монохромные, удалив из них массив цветных фильтров.

На текущий момент в продаже имеются две преобразованные модели: Fuji X-Pro1-M (переделанная X-Pro1) и Fuji X100S-M (переделанная X100S).

Чтобы превратить обычную фотокамеру в чёрно-белую, мы её разбираем, извлекаем датчик и снимаем с него стеклянное покрытие, зафиксированное эпоксидной смолой в керамическом корпусе. Затем используем специальное оборудование для удаления микролинз и массив цветных фильтров толщиной около 5 мкм с поверхности датчика. Эта процедура открывает оголённые фотодиоды, чтобы все пиксели видели одинаковый свет, – рассказал PetaPixel президент компании Дэн Ллевеллин.

Ллевеллин говорит, что преобразование датчиков Fuji представляет собой особо сложную задачу. Стеклянное покрытие тяжело поддаётся снятию без повреждения матрицы, поскольку эпоксидная смола, используемая Fuji, отличается высокой силой фиксации.

По мнению Ллевеллина, монохромные версии Fuji в некотором отношении работают даже лучше, чем Leica M Monochrom, благодаря передовым разработкам Fujifilm.

Вот несколько примеров монохромных фотографий, сделанных с помощью двух преобразованных монохромных фотокамер Fujifilm (файлы в формате RAW здесь):

Среди фотографов нового поколения бытует мнение, что полнокадровая камера не может быть компактной, равно как и оптика для нее. Выход Sony RX1, однако, подорвал систему мироздания. Но во время увлеченного сравнения плотности пикселей, экранных разрешений и весогабаритных параметров мы часто забываем о компании Leica, камеры которой долгие годы оставались самыми компактными полнокадровыми решениями. Речь, конечно же, о системе Leica M. Чем не пример отличного компактного фулл-фрейма?

Пленка постепенно уходит в прошлое, а вместе с ней исчезает и чувство ответственности за каждый сделанный кадр. Умение видеть, ощущать и чувствовать кадр отходит на второй план. И в самом деле, зачем это все? Ваш новый Nikon со звуком швейной машинки Зингера за одну секунду выдаст вам 9 кадров, а один из них так или иначе окажется удачным. Восприятие фотографии в целом и каждого готового кадра в частности сильно изменилось с наступлением цифровой эры. Изменились и сами камеры, и зеркальные, и компактные.

Leica M Monochrom, вид спереди

Leica M Monochrom, вид сзади

Что изменилось в Leica M? Почти ничего. Система существует в прежнем виде. Размер матрицы по-прежнему равен площади кадра 35-миллиметровой пленки. Пропал только курок взвода затвора, а на место катушки Вельвии или Ильфорда внутрь стала SD-карта. Компания пытается развивать компактные камеры, но в центре внимания – по-прежнему Leica M System. Классические цифровые M8, M9, M и M-E продолжают традиции и пользуются устойчивым спросом, но Leica M Monochrom, с которой мы сегодня знакомимся, стоит особняком. Это первая черно-белая цифровая камера в столетней истории компании.

В ней нет автофокуса, нет режима видеозаписи, нет встроенной вспышки, нет скоростной серийной съемки. Она снимает только фото. Только в ч/б. И только с ручным наведением на резкость. И знаете что? Ни одна другая камера прежде не вызывала таких приятных чувств. Случай уникальный, поэтому этот обзор вряд ли впишется в наш привычный формат. Мы обойдемся без сравнения с конкурентами. Во-первых, их нет. А во-вторых, любое сопоставление лишено смысла. Мы не станем рекомендовать камеру определенным категориям пользователей. Более того, мы вообще не станем ее рекомендовать. И уж тем более – не будем никого отговаривать от покупки.

Читайте также:  Просмотр видео с usb камеры

Технические характеристики

300 000 рублей

Leica M Monochrom
Классполнокадровая дальномерная камера
МатрицаFull frame (36х24 мм), CCD, 18.0 Мп
Объективсменный, байонет Leica M
Формат фотографийRAW (DNG), JPG (максимальное разрешение 5212х3472)
Диапазон чувствительностиISO 160 — 10 000 (шаг 1/3, 1/2 или 1 EV)
Диапазон выдержек32 — 1/4000 c, X sync – 1/250 с
Серийная съемка2 кадра/с в полном разрешении
Вспышкавнешняя, подключается в «горячий башмак»
Видоискательоптический (дальномер), увеличение 0.68x
ЭкранLCD, диагональ – 2.5’’, разрешение 230 000 пикселей
Памятьслот SD/SDHC (до 32 ГБ)
ИнтерфейсыUSB 2.0
АккумуляторСъемный, литий-ионный, 1900 мАч
Размеры и вес139 х 80 х 37 мм, 600 г
Ориентировочная цена

Сенсор Leica M Monochrom физически не способен выдать цветное изображение. Логично было бы предположить, что изначально картинка получается цветной, а затем программно преобразуется в монохромную. Однако нет. Сама матрица не воспринимает цвет, а при работе с RAW-снимками в Photoshop, Aperture или Lightroom цветовые настройки недоступны. Можно лишь работать с кривыми/уровнями, экспозицией, яркостью/контрастностью, шумоподавлением и виньетированием.

Скорее всего, внутри стоит модифицированная матрица Leica M9. Ну а дополнительным доказательством того, что картинка изначально захватывается черно-белой служит более высокая резкость картинки. Путем конверсии цветной фотографии в монохромную такой результат был бы невозможен.

В руках, в сумке, на шее

Перефразирем Генри Форда: вы можете заказать Leica M Monochrom в любом цвете, если этот цвет черный. Черный метал, черный пластик, черная вулканизированная кожа – вот из чего сделана монохромная Лейка. Смотрится превосходно. Но главное – спереди на корпусе нет никаких опознавательных знаков: ни красного логотипа, ни модельного индекса. Фирменный дизайн, однако, угадывается безошибочно.

Leica M Monochrom в естественной среде обитания

Спереди виден есть только байонет M, рычажок таймера автоспуска, кнопка фиксатора оптики и три окошка – дальномер, экспонометр и видоискатель. Видоискатель – оптический, без модных электронных наворотов. Лишь значение выдержки отображается в нем тонкими красными цифрами. Наведение на резкость происходит путем совмещения двух контуров изображения – как только они сошлись, можно спускать затвор. Как объяснить это человеку, выросшему в эпоху цифровых камер? Представьте, что вы снимаете однообъективным фотоаппаратом в 3D-режиме, когда вам нужно сделать два кадра с небольшим смещением, чтобы получить стереоэффект. В Leica все тоже самое, только в обратном порядке – вместо смещения картинки ее нужно совместить и получить резкую 2D-картинку.

Лицевая сторона корпуса Leica M Monochrom и открытый байонет Leica M

Сзади находится пятипозиционная навигационная клавиша со скроллерным кольцом. 2,5-дюймовый экран (цветной, кстати, не черно-белый), вертикальный ряд кнопок слева от него, отдельная кнопочка вызовы меню и глазок видоискателя. Все предельно аскетично – видимо, чтобы не разочаровывать поклонников пленочных камер Leica.

Задняя панель корпуса Leica M Monochrom

Верхняя панель представлена стандартным разъемом для вспышек, кнопкой спуска, рычажком питания, который дополнительно отвечает за режим съемки (одиночный кадр, серийная съемка и автоспуск по таймеру) и дисковым селектором выдержки. Отдельного элемента для управления диафрагмой на корпусе нет – он располагается на корпусе объектива, как и на механических пленочных камерах.

Собственно процесс съёмки чёрно-белых фотографий на цифровую камеру ничем не отличается как от съёмки цветных картинок, так и съёмки на плёнку. Законы света никто не отменял. Надо просто научиться видеть мир в чёрно-белом изображении. Такое понимание приходит только с опытом, когда много снимаешь на чёрно-белую плёнку. В наши дни цифровых камер такой опыт достичь гораздо труднее. В своё время, лет эдак тридцать пять назад, я узнал про специальный обзорный фильтр «панвижн». Этот фильтр имеет пурпурный цвет. Если смотреть сквозь него, фильтр меняет цветочувствительность глаза так, что она близка к тонопередаче чёрно-белой плёнки без фильтра. То есть, когда смотришь сквозь него, видишь просто чёрно-белую фотографию. Через этот фильтр надо было смотреть, а не снимать. Но подержать его мне в руках так ни разу и не удалось.

Читайте также:  Четная и нечетная неделя в университете

Говоря о записи изображения, в настройках камеры следует сразу отключить опцию «Съёмка в чёрно-белом режиме». И снимать только в цвете, в формате RAW, в крайнем случае в JPEG. Почему так, вы поймёте из этой небольшой серии статей, посвящённых цифровой чёрно-белой фотографии.

Несколько слов о фильтрах

Применение большей части фильтров в современной цифровой фотографии значительно отличается от их использования в классической чёрно-белой фотографии. И хотя некоторые светофильтры в цифровой фотографии не используются вовсе, понимание того, как они работают при съёмке на чёрно-белую плёнку, помогает представить, как будет выглядеть снимок после его преобразования в чёрно-белое изображение программными методами.

Например, оранжевый фильтр затемняет синий и фиолетовый цвета. Этот фильтр отлично выделяет облака на фоне неба. Хорошо подходит для съёмки обнажённой натуры при дневном свете. Пожалуй, это самый распространённый фильтр у фотографов, снимающих на чёрно-белую плёнку.

Верхний снимок получен без применения фильтра, нижний с использованием темно-оранжевого. Пока я ставил оранжевый фильтр, облака немного сместились влево, это видно на втором кадре.

Но цветные фильтры, предназначенные для чёрно-белой плёночной фотографии не подходят для съёмки на современные цифровые камеры. Даже если вы снимаете в формате RAW, изображение получается с сильным оттенком цвета самого фильтра. Это оказывается серьезным ограничением при дальнейшем преобразовании снимка в чёрно-белый. К тому же вернуться к цветной версии фотографии будет уже практически невозможно. Если съёмка ведётся только в формате JPEG (в режиме «чёрно-белая съёмка»), то вообще нет никаких шансов получить цветную фотографию, поскольку камера сохранит только чёрно-белое изображение. Есть гораздо большее число творческих приёмов для преобразования цветного цифрового изображение в чёрно-белое не средствами фотокамеры, а с помощью различных RAW-конверторов или программы Photoshop.

Еще одна причина, почему цветные фильтры не подходят для чёрно-белой цифровой фотографии, состоит в устройстве матрицы камеры. Как правило, в конструкции матрицы используется решётка Байера. В ней два пикселя регистрируют значения яркости зелёного цвета, и по одному — красного и синего. То есть, при съёмке через цветной фильтр он будет блокировать определённые цвета. Применение красного или синего фильтра будет означать, что регистрируют свет только три четверти пикселей матрицы, а при зеленом фильтре рабочих пикселей окажется вдвое меньше. Этого достаточно, чтобы существенно снизить качество изображения и привести к различным артефактам в гладких тоновых областях, таких, например, как небо.

Исключение составляет ультрафиолетовый фильтр, который применяется и в цветной фотографии. Кроме размытости, он устраняет еще и голубоватый оттенок, особенно в высокогорье.

Если говорить о других фильтрах, то практически все их можно использовать. Однако с некоторыми оговорками.

Нейтральные фильтры

Как видно из названия, эти фильтры не меняют спектрального состава света. Они применяются как в чёрно-белой, так и в цветной фотографии, и служат только для увеличения экспозиции. Представьте, что вам надо снять фонтан так, чтобы вода не выглядела «застывшей» из-за короткой выдержки, но при этом важно сохранить ту же глубину резкости. Свет довольно яркий, и выдержка при диафрагме 22 составляет 1/30 секунды. Поставив нейтральный фильтр с кратностью 8 (3 ступени), получим пару 22 — 1/4 секунды . В результате вода будет прекрасно смазана. Применение фильтров большой кратности (60–10000) позволит, например, снять людную городскую площадь при дневном свете так, словно на ней никого нет. При выдержке 30–120 минут все движущиеся объекты на плёнке просто не проявятся, поскольку относительно длительности экспозиции движутся слишком быстро. На цифру с такой выдержкой снимать пока невозможно.

Читайте также:  Ihifi 960 pro обзор

Снимок получен с применением нейтрального фильтра, который дал возможность увеличить выдержку. Благодаря относительно длинной выдержке (4 секунды) вода получилась смазанной

Поляризационные фильтры

Для цветной фотографии часто важно получить более насыщенное небо или убрать яркие блики на воде. Для этого используют поляризационный фильтр. Однако всегда есть риск, что такая фотография после преобразования в чёрно-белую станет скучной и безжизненной. Кроме этого, после преобразования снимка в чёрно-белый на небе могут возникнуть ярко выраженное полосы. Поэтому, если вы планируете получить в конечном итоге чёрно-белую фотографию, снимайте как с поляризационным фильтром, так и без него. Или просто сделайте дубли при разном угле поворота поляризационного фильтра.

Поскольку и поляризационный, и нейтральный фильтры приводят к увеличению экспозиции, будьте готовы к тому, что в большинстве случаев придётся использовать штатив.

Снимок получен без применения фильтра

Снимок получен с применением поляризационного фильтра. Так как съемка велась широкоугольным объективом, примерно под 45° против света, то затемнение неба разное с разных сторон кадра. В правой части кадра солнце ближе, потому затемнения неба практически не произошло. При таком направлении света при съёмке широкоугольным объективом небо будет иметь разную яркость. Однако листва на левом снимке выглядит более эффектно.

Оба снимка преобразованы в черно-белые командой Black & White в программе Photoshop. К сожалению, на первом снимке этой пары в левом верхнем углу небо стало несколько полосатым. Для того, чтобы избежать «полосатости» в подобных участках, изображение следует преобразовывать в чёрно-белое в режиме 16 бит на канал.

Если съёмка велась со штатива, при обработке можно сделать комбинации съёмочных дублей с разными углами поворота поляризационного фильтра и, тем самым, добиться отражений и бликов в определённых частях снимка так, чтобы это отвечало художественному замыслу.

  • Если планируется преобразовать цветное цифровое изображение в чёрно-белое, цветные фильтры для классической чёрно-белой фотографии использовать нельзя.
  • Не стоит также использовать конверсионные и цветоусиливающие фильтры.
  • Поляризационные фильтры следует применять, исходя из конкретных задач.
  • Различные нейтральные фильтры и любые насадки можно задействовать без ограничений.
  • При использовании любых фильтров необходимо соблюдать следующее правило: эффект воздействия фильтра не должен довлеть над содержанием фотографии.

Это главное правило при использовании любых фильтров.

Преобразование цветных оригиналов в чёрно-белые

Перед преобразованием цветных изображений в чёрно-белые следует провести полную ретушь снимка, если это необходимо. Несмотря на то, что практически во всех RAW-конверторах можно довольно гибко преобразовать цветной снимок в чёрно-белый, есть значительная категория изображений, для которых не хватит настроек и инструментов RAW-конвертора. Когда проводить тонокоррекцию также зависит от самого изображения. Для одних я провожу тонокоррекцию до преобразования в чёрно-белое, для других после. Если до, то на финальном этапе иногда следует ещё раз небольшая тонокоррекция. В RAW-конверторе можно сразу наблюдать процесс преобразования в чёрно-белое изображение и тонокоррекцию.

В следующих статьях мы поговорим о преобразованиях в фотографий в чёрно-белые в RAW-конверторе и различные методами в программе Photoshop.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Adblock detector