Содержание
Автор: Виктор Трофимов, МОУ гимназия №5, г. Волгодонск, Ростовская обл.
В Паскале существует возможность использования трех методов определения кратности числа.
1. С помощью оператора div (целоисчисленное деление). Как это работает?
x := 10 div 2 (переменная x получит значение 5; процессор вычисляет пример 10 / 2 и выдает результат 5)
x := 10 div 3 (переменная x получит значение 3; вычисляется 10 / 3 = 3,33 и отбрасывается дробная часть, такова природа работы оператора div)
x := 10 div 4 (переменная x получит значение 2; 10 / 4 = 2,5 – и опять отбрасывается дробная часть).
2. С помощью оператора mod (остаток от деления).
Тут и понятно, остаток от деления числа, которое полностью делится на делитель, будет равен нулю.
x := 10 mod 2 (переменная x получит значение 0; процессор вычисляет по формуле 10 – ((10 div 2) * 2) = 0, то есть оператор mod возвращает пользователю остаток, который получится в результаты вычитания из делимого числа разницы между первым в сторону уменьшения делящимся нацело на делитель… эмм, надеюсь, понятно. Еще на примерах:
x := 10 mod 3 (переменная x получит значение 1; происходит следующее 10 div 3 = 3 (целое), дальше 10 – 3 (результат) * 3 (делитель) = 1)
x := 10 mod 4 (переменная x получит значение 2; вычисляется 10 – ((10 div 4) * 4)).
Внимательно изучите работу операторов div и mod, они важны для решения задач ГИА по информатике.
3. С помощью функции отбрасывания дробной части числа (не округления, а именно отбрасывания).
trunc(z), где z – вещественное число или математическое выражение.
Примеры:
x := trunc(3.33) (x получит значение 3; «удаляется» дробная часть)
x := trunc(10 / 3) (x получит значение 3, 10 / 3 = 3.33, отбрасываем «,33»)
x := trunc(10 / 2) (x получит значение 5, 10 / 2 = 5 (целое число))
x := trunc(10 / 4) (x получит значение 2, 10 / 4 = 2.5, отбрасываем дробную часть)
Но этот метод не совсем удобен, так как дублирует более понятный в тексте программы div. Таким же образом можно проверить кратность чисел:
Если ((x mod 3) = 0), то число кратно трем (остаток от деления равен нулю).
Если ((x mod 8) = 0), то число кратно восьми и т.д.
Как найти цифру, на которую оканчивается число? Все просто, надо найти остаток от деления числа на 10.
Примеры:
Результатом 150 mod 10 будет число 0, т.к. 150 полностью делится на 10. 0 – это последняя цифра числа.
153 mod 10 вернет 3 (153 – ((153 div 10) * 10); 3 – эта цифра, на которую оканчивается число.
87 mod 10 вернет 7 – последнюю цифру числа.
33 mod 10 вернет 3 и т.д. Попробуйте сами: writeln(33 mod 10);
Автор: Александр Чернышов
Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.
Primary tabs
Forums:
Оператор mod
Для получения остатка от деления числа $A$ на число $B$ используйте выражение с оператором mod:
$ A ; mod ; B$
Примеры для конкретных чисел
При этом (результат операции — остаток от деления):
Узнать делится ли число нацело на другое
С помощью условного оператора в Паскаль можно узнать делится ли одно число на другое.
Приведём пример программы, которая получает из консоли (от пользователя) два целых числа и проверяет делится ли первое на второе с помощью оператора mod.
Идея состоит в том, что если число $a$ делится на $b$ нацело, то остаток от такого деления равен нулю.
Приведём решение:
Четность/нечетность (делимость на 2)
Аналогично коду выше, если число делится нацело на 2 — то оно очетное (остаток равен нулю), иначе — нечетное.
Урок по теме "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе дисциплины "Информатика и ИКТ", 9 класс.
Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.
Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.
Урок составлен с использованием сингапурской методики обучения. В процессе урока использовались следующие сингапурские образовательные технологии: технология RallyCoach, структура Fan-N-Pick? и др.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal".»
Урок по информатике с использованием сингапурских методик.
Учитель: Кострина Елена Николаевна
Место работы: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат им. Хапаева В.А.» Республика Татарстан
Тема: Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal.
Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.
Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.
Тип урока. Изучение нового материала.
Оборудование: презентация по теме урока с основными понятиями и для проверки самостоятельной работы учащихся, раздаточный материал с заданиями, компьютеры с ПО Turbo Pascal, проектор, интерактивная доска.
Дидактические методы и методики: беседа, диалог, проблемные ситуации, мозговая атака, передача знаний, конспектирование, анализ, точность, объективность, критический взгляд, обобщение, взаимообучение и взаимоконтроль, алгоритмизация, упражнение.
Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
I этап. Организационный момент.
Цель: Мотивация учащихся на восприятие материала.
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке информатики. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Обратите внимание на экран.
На доске записаны два выражения 138:3 и 139:3. Выполните вычисления.
Какие числа у вас получились? Слайды 3-4
Первым ответом я довольна. Для решения второго примера разберем ситуацию.
Мама пришла в магазин и купила 139 тетрадей в клетку на весь учебный год. У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну. Вопрос сколько тетрадей получат школьники?
Время подумать 5 сек. Теперь обсуждаем и записываем решение примера на листочке (10 сек).
Попрошу ответить на поставленный вопрос 3 ученик 2 стола. (46 тетрадей) А сколько тетрадей останется? (1).
Значит, 139:3=46 (ост.1)
Обратим внимание, на примеры 138:3=46 и 139:3=46(ост.1).
– Подумайте 5 сек, что общего у этих примеров и в чем различие. Обсудите 10 сек. Выслушаем номера 2.
Назовем компоненты, при делении.
Что появляется в записи второго примера?
Как вы думаете, можем ли мы записать первый пример как второй.
Итак, мы выполнили с вами операцию деление.
Что мы можем получить в результате деления?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами целочисленного деления и деления по модулю (т.е. получение остатка от целочисленного деления) в Turbo Pascal. Запишите тему урока в тетрадь.