Содержание
Оглавление
Вступление
Недавний анонс младшего решения второго поколения Maxwell мог разочаровать одних пользователей и подвигнуть к долгожданной покупке других. Тем не менее, даже выход GeForce GTX 960 не способен повлиять на энтузиастов, подбирающих себе интересную видеокарту топ-класса.
реклама
Возьмем, к примеру, систему охлаждения. На первый взгляд, нет ничего проще, чем подобрать грамотно сконструированный под заданный TDP радиатор, снабдить его парой вентиляторов, рассчитать адекватный алгоритм зависимости оборотов от температуры, установить получившийся кулер на видеокарту, и после калибровки и тестирования начать массовый выпуск нового продукта. Да и разработчики GPU в последнее время максимально упростили процесс, выдавая с каждым поколением все более энергоэффективные решения. Увы, идиллия по-прежнему далека.
Вместо тщательной работы над новой видеокартой нам предлагают «облегченные», «унифицированные» или «оптимизированные» модели графических ускорителей, которые зачастую не только оснащены системой охлаждения предыдущего поколения, но и основаны на печатной плате из прежних разработок. Правда, встречаются в числе новинок и более проработанные продукты, которые почти достигли идеала. Об одном из таких – ASUS GeForce GTX 980 Strix OC – и поговорим.
Обзор ASUS Strix-GTX980-DC2OC-4GD5
реклама
Внешний вид и размеры
Модель | A, мм |
B, мм |
C, мм |
D, мм |
A1, мм |
B1, мм |
C1, мм |
ASUS Strix-GTX980-DC2OC-4GD5 | 268 | 127 | 36 | 94 | 290 | 135 | 43 |
Gigabyte GV-N980G1 Gaming-4GD | 270 | 98 | 35 | 77 | 298 | 99 | 42 |
Gigabyte GV-N970G1 Gaming-4GD | 255 | 98 | 35 | 77 | 298 | 99 | 42 |
Nvidia GeForce GTX 970/ GTX 980 | 267 | 98 | 36 | 64 | 267 | 98 | 40 |
А – длина печатной платы, без учета системы охлаждения и планки портов видеовыходов.
В – ширина печатной платы, без учета контактов PCI-E и системы охлаждения.
С – высота от горизонтальной плоскости печатной платы до уровня верхней поверхности системы охлаждения.
D – диаметр вентилятора/ов по внешнему радиусу.
А1 – длина печатной платы, с учетом системы охлаждения (если выходит за пределы печатной платы) до планки портов видеовыходов.
В1 – ширина печатной платы, без учета контактов PCI-E, но с замером системы охлаждения (если выходит за пределы печатной платы).
С1 – высота, с учетом задней пластины (если есть)/винтов крепления радиатора до уровня верхней поверхности системы охлаждения. Если она ниже высоты задней планки портов видеовыходов, то измеряется высота до верхней точки планки.
Серия видеокарт ASUS Strix это разновидность одной из торговых марок. Сначала компания выпускала всем известные модели DirectCU, оснащенные одноименной системой охлаждения в разных вариациях. Не обошлось в ассортименте ASUS и без референсных решений, благо это простой и эффективный способ быстро выйти на рынок. Со временем модельный ряд был расширен на несколько линеек, одной из которых и стала Strix. Ее позиционирование чуть ниже, чем у представителей ROG Matrix или ROG Poseidon, а основным отличием является отключение вентиляторов во время простоя и частичной нагрузки.
ASUS GeForce GTX 980 Strix OC появилась относительно быстро, и первоначально у меня даже были подозрения, что в ASUS используют референсную печатную плату, но после детального осмотра выяснилось, что это не так. Создается впечатление, что компания заранее готовила эту серию к производству. Что ж, в процессе тестирования мы выясним, удалось ли разработчикам справиться с характерным недостатком старшего Maxwell, преследующим его по пятам, в виде писка дросселей.
Ах да, чуть не забыл – инженеры компании видоизменили начальный набор видеовыходов. Теперь устанавливается три DisplayPort, один HDMI (2.0) и один DVI. Производитель не сообщает в деталях, в каких конфигурациях они могут работать и будут ли работать все одновременно. А о проблемной работе HDMI не пишут разве что не купившие GeForce GTX 980/ GTX 970 люди.
Печатная плата
Печатная плата версии GeForce GTX 980 Strix действительно не похожа на референсную. Не то, что не похожа, а целиком и полностью сделана с нуля. Отчасти это продиктовано правилами компании-производителя – Strix, DirectCUII, Matrix и Poseidon давно создаются с особыми требованиями.
Стандартная формулировка Nvidia GeForce GTX 980 гласит: 4+1 фаза питания. ASUS переписывает ее на 8+2 фазы. Причем переписывает настолько грубо, что под нож попадает и ШИМ-контроллер.
Помимо сильных изменений в системе питания, необычно выглядит решение вынести SLI разъемы высоко вверх, обособив их аппендиксом. Это забота о покупателях, точнее удобстве использования видеокарты в корпусе ПК. Система охлаждения Strix очень широкая и подключать шлейф SLI было бы неудобно, просовывая его пальцами в узкую щель.
реклама
Дальше – больше: коннекторы питания развернуты защелкой наружу, а сзади присутствует индикация.
Там же, с обратной стороны, в защитной пластине предусмотрено место для свободного доступа к полям для дезактивации некоторых важных цепей – защиты по напряжению графического процессора, памяти и PLL.
реклама
В ASUS постоянно перемаркировывают чужие ШИМ-контроллеры, называя их системой Digi+. Изначально, как можно было догадаться по маркировке, им был продукт компании International Rectifier Corporation. Он восьмифазный, с пачкой новомодных функций: отключаемые фазы, энергосберегающие режимы, соответствует спецификациям Intel VR11.x, поддерживает шину SMBus, и даже получил собственную память (NVM).
Хорошо, что этот контроллер уже неоднократно был применен на видеокартах ASUS и теперь добавлен в списки программ для разгона. С другой стороны, Nvidia жестко регламентирует допустимый диапазон используемых напряжений, так что ни один производитель не вправе выходить за него. Думаю, даже MSI со своими легендарными Lightning останется в пролете.
реклама
И даже питание памяти наделено небольшим интеллектом благодаря использованию совсем неглупого ШИМ-контроллера. Впрочем, выбор uP в качестве поставщика контроллера для памяти – обыденное дело в копании ASUS. На моей памяти это чуть ли не третье поколение видеокарт с ним.
Установленные площадки для превышения рекомендуемого напряжения vMEM позволяют не сидеть над PDF документацией. Ну а если все же захочется на долю секунды поддать жару до 2 В, то документ давно найден и лежит в свободном доступе.
реклама
Графическое ядро Maxwell выпущено в 2014 году. Номинальные частоты героя обзора составляют 1178 МГц для GPU (GPU Boost до 1279 МГц) и 1750 МГц для памяти. Эти значения ничем не выделяются на фоне конкурентов, да и частота Boost тоже невелика.
Объяснить такой выбор очень просто – за высокими штатными частотами обращайтесь к версиям Matrix и Poseidon. Но все же, если звезды сойдутся, то задействовать весь потенциал (а для этого нужна правильная прошивка BIOS) можно, используя среднюю по стоимости Strix.
Система охлаждения
реклама
Но одно дело – тупо отключать вентиляторы, другое – вовремя их включать, да еще и плавно. С этим у всех проблемы, причем на первых порах вертушки включались спонтанно и не вовремя. Зачастую производители, не разбираясь в данном вопросе досконально, устанавливали планку старта с 60°C. А когда в действительности такая температура была на границе постоянной, вентиляторы то раскручивались, то выключались, что приводило даже эмоционально уравновешенного человека к стрессу и раздражениям.
Поэтому инженеры ASUS решили подойти к изучению проблемы взвешенно и рационально. После изучения характерного диапазона температур GPU во время отдыха и частичных нагрузок они подобрали оптимальную пиковую температуру, но об этом чуть позже.
реклама
Учтите, что при бездействии вентиляторы отключаются, и установка большего радиатора VRM была бы логичнее.
Отсоединить защитную пластину сзади можно просто и быстро. Да и в целом вся конструкция легко разбирается на части. Основной радиатор не представляет собой конструкторское чудо. Аналогичную конфигурацию ASUS использовала на GeForce GTX 780/ GTX 780 Ti. Правда, они были несколько горячее.
Суммарное количество установленных тепловых трубок – пять. И все они разнокалиберные: одна 10 мм, две 8 мм и две 6 мм. Способ контакта – прямой. Стоит отметить, что крайние трубки лишь косвенно участвуют в отводе тепла, поскольку площадь ядра Maxwell несколько меньше, чем площадь всех трубок. Расстояние между ребрами радиатора среднее, их практически полностью закрывают два больших 94 мм вентилятора.
Недавно компания ASUS запустила линейку продуктов Strix, объединившую периферию (мышки, клавиатуры), игровые аксессуары и видеокарты. Первые графические ускорители этого семейства появились несколько месяцев назад. Все они базировались на уже существующих моделях с охлаждением DirectCU II, но с измененным внешним дизайном и инновационным решением по управлению вентиляторами. Последние включались только при превышении определенного температурного порога, позволяя работать в 2D без активных вентиляторов и в полной тишине. Теперь эту «фишку» взяли на вооружение и другие производители — по аналогичному алгоритму работают новые MSI Gaming. Изменилось ли что-то в новых ASUS Strix, мы сейчас выясним на примере GeForce GTX 980.
ASUS STRIX-GTX980-DC2OC-4GD5
Видеокарта поставляется в большой коробке. На лицевой стороне видна заветная надпись 0 дБ. Объем памяти составляет 4 ГБ. Старые флагманы из линейки Strix оснащались удвоенным объемом памяти, что было вполне актуально, а стандартных четырех гигабайт у GeForce GTX 970/980 сейчас вполне достаточно.
Комплект поставки следующий:
- переходник питания с двух PCI-E 6-pin на 8-pin;
- комплект черных и красных наклеек для корпуса;
- диск с программным обеспечением;
- инструкции.
Внешне STRIX-GTX980-DC2OC-4GD5 не отличается от предшественников. Крупный массивный кулер с двумя большими вентиляторами. Идентичный дизайн кожуха.
Общая длина равна 29 сантиметрам. Сменные декоративные элементы размещаются в центре, между вентиляторами. Ниже приведена фотография с черными вставками.
Задняя сторона закрыта перфорированной металлической пластиной. Разъемы питания развернуты защелками вверх.
У Strix пять интерфейсных разъемов для подключения мониторов: один DVI, один HDMI и три DisplayPort.
Никаких изменений в конструкции кулера не произошло. Точно такая же система охлаждения устанавливалась на GeForce GTX 780 и GeForce GTX 780 Ti. Пять тепловых трубок проходят через основание, напрямую контактируя с графическим процессором. При этом из-за меньшей площади ядра боковые трубки с кристаллом не соприкасаются.
Центральные трубки диаметром 8 мм. Боковые, не задействованные в прямом процессе теплообмена с GPU, стандартного типоразмера 6 мм.
Массивный радиатор, набранный из тонких пластин, продувается двумя вентиляторами типоразмера 100 мм. Провода от вентиляторов пристегнуты к радиатору стяжками, чтобы не болтались внутри. По этой причине мы не стали производить их демонтаж.
У узла питания есть отдельный ребристый радиатор средних размеров. Сбоку под заднюю пластину устанавливается ребро жесткости. Оба этих конструктивных элемента предотвращают деформацию текстолита под весом массивного охлаждения.
Печатная плата Г-образной формы. Боковой отросток нужен, чтобы вывести разъемы для SLI за пределы массивного широкого кулера. За основу взят дизайн старших GeForce семисотой серии в исполнении ASUS, изменения минимальны.
Графический процессор запитан от восьмифазного преобразователя напряжения на базе контроллера DIGI+ ASP1212. Память запитана от двух фаз. Плата выполнена по технологии Super Alloy Power, что подразумевает использование высококачественных электронных компонентов с повышенным сроком службы.
Полная версия процессора GM204 оперирует 2048 потоковыми процессорами и 128 текстурными блоками.
Распаяно восемь микросхем памяти Samsung K4G41325FC-HC28.
Базовая частота повышена с рекомендованного значения 1126 МГц до 1178 МГц, Boost Clock повышен с 1216 МГц до 1279 МГц. Память обходится без заводского разгона и работает на стандартной частоте обмена данными в 7012 МГц.
ASIC Quality оценен утилитой GPU-Z в 71,8%.
Непрерывный 13-минутный тест Unigine Valley benchmark в 2K при Ultra-качестве и сглаживании прогрел карту до 67 °C при температуре 19–20 °C внутри помещения. Реальная частота Boost стабильно держится на уровне 1304 МГц. Вентиляторы при этом не достигали и 1000 об/мин. В Metro: Last Light и некоторых иных играх вентиляторы ускорялись до 1100 об/мин без роста температуры. Результаты впечатляющие, ведь чтобы услышать шум от вентиляторов, нужно наклоняться вплотную к видеокарте. При более высокой температуре окружения нагрев и скорость вентиляторов могут быть выше. Но даже по таким результатам ясно, что о шуме на Strix можно не волноваться.