Меню Закрыть

0 Эпу 82ск схема

На днях ко мне в гости приезжал раритет. Первый советский Hi-Fi. Ну хорошо, не первый, но один из первых. Виниловый проигрыватель "Радиотехника-001". Меломаны до сих пор выясняют кто кого переиграет — Радиотехника, Электроника, Арктур или Корвет, но, по моему мнению, шансов у "Радиотехники-001" нет.
Экземпляр попался 83-го года выпуска. С виду настоящий Hi-Fi — тяжёлый S-образный тонарм, тихоходный синхронный двигатель, массивный диск.
Но при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что советские конструкторы в погоне за дешевизной и унификацией картину подпортили.
Во-первых они не заморачивались с разработкой проигрывателя, а установили стандартный 0-ЭПУ-82СК.
Во-вторых, в качестве питания на трёхфазный синхронный двигатель подаются прямоугольные импульсы, в результате чего двигатель крутится рывками, из за чего его считают шаговым.
В-третьих, двигатель установлен на одном шасси с диском и тонармом.
Итог этих трёх пунктов — рывки от работающего двигателя передаются на головку звукоснимателя и на звук всё таки влияют.
Во всех проигрывателях, претендующих на Hi-Fi, головка звукоснимателя устанавливается на съёмный шелл, контакты которого стараются делать позолоченными или, как минимум, неокисляющимися. Здесь шелл намертво закреплен к тонарму, головка вдвигается в него по пазам, а подключается через лужёный (. ) разъём, в котором часть звука обязательно потеряется.
Ну и довершает дело встроенный фонокорректор на микросхеме К548УН1 (а первые выпуски вообще были собраны на К553УД1 — откуда вообще там звук получится?).
В общем, для не особо требовательного строителя коммунизма проигрыватель был неплохим, но к нынешнему Hi-Fi он отношения не имеет. Если к нему приложить руки и кое-что переделать, то проигрыватель зазвучит. Но надо чётко представлять, что нетронутым останется только корпус, а бюджет мероприятия выйдет за все разумные пределы.

Ну а конкретно данный экземпляр приезжал на лечение. Симптомы — диск не раскручивается до нужной скорости и скорость плавает.
С первым пунктом всё просто — если есть задающий генератор на микросхеме и его частота изменилась, то виноват в этом кто? Правильно, конденсатор. После замены конденсатора МБМ скорость стала выше, но нестабильность осталась.
Как выяснилось после подключения маленького китайского частотомера, стабильной скорость быть не могла после предыдущего ремонта. Неизвестному мастеру мысль о конденсаторе в голову не пришла. Поэтому он методом колхоза подогнал к норме 33-ю скорость. Пришлось еще искать и устранять следы ремонта.

Ну и до кучи был восстановлен механизм антискейтинга (правда непонятно нужен ли он при такой конструкции) поменяны раритетные электролиты на безымянные, но рабочие и лампочка индикации питания была заменена на светодиод.
Так что уехала вертушка относительно здоровой, с бодро крутящимся диском и весело помаргивающими лампочками

Здравствуйте уважаемые! Нужна помощь специалистов-консультантов по восстановление проигрывателя Radiotehnika-001. Есть ли смысл восстанавливать проигрыватель? Достались и пластинки "Мелодия" и после восстановления не будет ли он убивать фирмовые пластинки, я имею ввиду с его родным тонармом и т.д. после настроек. Там есть по-моему встроенный фонокорректор, по началу хотел его подключить к музыкальному центру Technics SC-CH530 там есть вход — PHONO будет ли работать с встроенным фонокорректором и вообще игра стоит свеч?

Ответы

Нужно знать, какая модификация у Вас. Уточните модель ЭПУ. Если 0-эпу-82ск — очень капризный привод с родовыми болячками в виде перекошенного стола, короткого тонарма. Я так и не смог реанимировать.. Лежит где-то.

У меня никогда не было в советское время качественной вертушки винила. Но я хорошо помню по своей юности, что такое советская радиоаппаратура. Что бы там ни писали любители древностей, Radiotechnica никогда не делала качественные вещи. С виду ничего, издали, вблизи и в эксплуатации — дрова (были у меня другие устройства этой марки). Звук не впечатлял. Еще какой-нибудь Корвет или топовая Электроника — туда сюда. Плюс еще раздолбанная за годы механика. Я бы лично в ЭТО фирмовые пласты не совал, даже ближе метра не складывал. Моментом сделает дорожки идеально ровными, без следов выпуклостей.

Читайте также:  Управление одной рукой samsung

Сомнительный вариант, попробовать можно, но результат под вопросом. Как и затраты на всю эту процедуру.

Как то месяца 3 назад сосед притащил (вроде в гараже лежал) к мусоропроводу компл. Radiotehnika усил., С90 и проигр. Radiotehnika 101 думал выкинуть не выкинуть ,а тут я. В общем забрал. Проигр. был без иглы поэтому первым делом поставил АТ 95, зазвучало с сильными помехами. Перед тем как отнести к мастеру разобрал и почистил внутри от трупов тараканов и паутины. Мастер заменил все конденсаторы,пасик и возможно что то подпоял. После этого проигр. работал без шумно и без помех, но немного плавала скорость и исправить это у мастера не получилось. Где то через месяц я нашёл другого человека ,который сделал профилактику мотора и ещё раз заменил пасик. После этого всё работает идеально. А пластинок с советских времён штук 70 осталось и недавно пару новых попробовать взял. Теперь присматриваю внешний фонокорректор.

У меня такая же стоит — подарили. Отреставрировал, смазал, устранил заводские "косяки" тонарма (декоративная накладка цеплялась) . Она точно лучше, чем R-001 на 0эпу82ск, хотя проще и классом считается ниже.

Особенно повеселило про трупы тараканов))))

Выскажу свою точку зрения.

Этим проигрывателем, в своё время компоновалась отечественная система высшего класса Рижского завода имени Попова, Виктория 003 стерео и электрофон Аллегро 002стерео. В комплект входила данная вертушка, усилительно -коммутационное устройство УКУ-020, тюнер и пара акустических систем 35АС-1. На то время, эта система по качеству звука была одна из лучших в СССР. Если мне не изменяет память, комплект на то время стоил около 1000рублей, по тем временам очень серьёзные деньги

Если говорить с высоты сегодняшнего времени, то есть в вертушки некоторые собенности. Это, в первую очередь, касается механики и реализации системы привода диска. Штатный пассик был очень не долговечным, при интенсивной эксплуатации вертушки весьма быстро растягивался, но это пол беды, потом он вовсе терял свои свойства, материал пассика превращался в киселеобразную липкую массу. Впринципе, это решается подбором подходящего пассика с более стойкой структурой.

Если говорить о тонарме и настройках, то в этом аппарате сложно было отыскать головку, которая без проблем вставала на штатное место, а штатный звукосниматель( ГЗМ-005Д-весьма " дубовая" во всех отношениях голова), хоть и звучал не плохо, но потенциал аппарата не раскрывал в полную силу. В своё время я заменил штатную голову на Корветовскую головку, при этом звук существенно улучшился по всем параметрам.

Но, все же встроенный в вертушку штатный фонокорректор оставлял желать лучшего, но в принципе это не проблема, т к можно использовать внешний фоник более высокого класса, т к у проигрывателя имеется два выхода, один непосредственно с головки, а другой с выхода встроенного фонокорректора.

Читайте также:  Документ xps xps чем открыть

Полагаю, что время берет своё и на сегодня, если и рассматривать покупку такой вертушки, то нужно быть готовым в ремонтно-восстановительным работам по замене некоторых элементов в схеме и к определённым особенностям в эксплуатации аппарата. Стоимость таких работ может оказаться весьма существенной, если прировнять её к стоимости самого аппарата, да и результаты по качеству звучанию могут получиться не однозначными. Если готовы идти на эти жертвы, то можно попробовать, хотя с другой стороны, можно рассмотреть покупку современного винилового проигрывателя, что может быть более рациональным на данном этапе.

Возрастающие требования к качеству звуковоспроизведения приводят к тому, что аппаратура, еще недавно казавшаяся идеальной, сегодня нуждается в замене или радикальной переделке. В результате оптимизации узла привода и монтажа узлов ЭПУ автору удалось достигнуть низкого уровня шумов и помех при высокой верности звуковоспроизведения грамзаписи.

После ряда доработок ЭПУ разных моделей и экспериментов с проигрывателем “Радиотехника-001” (0-ЭПУ-82СК) автор этих строк пришел к выводу о целесообразности выноса его блока питания из корпуса на 1 ..1,5 м ближе к сетевой розетке. Обоснование такого решения приведено в предыдущих статьях [1, 2]

Блок питания размещают в отдельном корпусе. Провод от сети, подведенный к трансформатору, обрезают на расстоянии около 10 см от пайки и подключают к отдельному двухполюсному выключателю, установленному в блоке. Туда же можно встроить и индикаторную лампочку, которую запитывают от обмотки трансформатора 6 В.

В авторской конструкции использовано стабилизированное напряжение +15 В для питания узлов ЭПУ, а также напряжение 127 В с первичной обмотки трансформатора для питания тиратрона стробоскопа Остальные обмотки отключают, удалив плавкие предохранители в их цепях, кроме FU2 на 2 А (обозначение элементов согласно схеме в инструкции по эксплуатации ЭПУ).

Разъемы ОНЦ в цепях питания не используют, снимая напряжение +15 В непосредственно с контактов 3 и 4 платы стабилизатора, причем контакт 4 общего провода нужно соединить отдельным проводником с “массой" у разъема ОНЦ.

Блок питания соединяют с ЭПУ четырехпроводным кабелем, при самостоятельном изготовлении кабеля каждую пару проводов питания 15 и 127 В нужно свить. Ввод кабеля сделан слева на задней стенке ЭПУ, внутри цепи питания также проложены витыми парами.

Напряжение 15 В подается непосредственно на плату коммутации и управления, а провода к тиратрону проложены вдоль левой стенки корпуса через имеющийся в ЭПУ выключатель сети, так что при воспроизведении стробоскоп можно отключать.

Проигрыватель 0-ЭПУ-82СК обладает уникальной системой привода — от супертихоходного двигателя через эластичный пассик. Этот привод имеет относительно большое время разгона, но отличается низким уровнем низкочастотных вибраций и эффективной “развязкой” диска и двигателя. В блоке привода изменения коснулись ключей генератора.

Вместо транзисторов КТ315Б установлены КТ3102А, заменены и транзисторы КТ801Б: обе “тройки” подобраны с близкими параметрами (по h213). Все транзисторы работают без начального смещения (показанные на схеме ЭПУ резисторы R19, R24, R26 на плате отсутствовали и до переделки).

На тяговые характеристики привода заметно влияет емкость конденсаторов С13, С14, С15.

При их емкости около 1 мкФ средняя мощность на валу невелика и привод чувствителен к нагрузке, что делает невозможным, в частности, установку очистителя грампластинок.

В результате экспериментов установлено, что оптимальным является значение емкости 0,47 мкФ. Вместо этих оксидных конденсаторов установлены пленочные К73-17 на напряжение 63 В, подобранные по емкости с погрешностью не более ±1% (отклонение от номинала некритично).

Читайте также:  Программа для создания водяных знаков на фото

Плата коммутации и управления перемещена на место удаленного блока питания и установлена над вентиляционными отверстиями, причем небольшую крышку, закрывавшую снизу вторичные предохранители, также необходимо удалить. На перевитые провода, ведущие к двигателю, натянута экранирующая оплетка.

Корпус двигателя заземлен через эту оплетку, а от панели он изолирован эластичными прокладками [1]. После настройки генератора и оптимизации разводки помехи от двигателя совершенно исчезли.

Провода внутри тонарма заменены на МГТФ 0,05 Для монтажа лучше использовать провод, изготовленный более десяти лет назад, в котором свойства изоляции уже стабилизированы.

Соединение головки звукоснимателя выполнено по четырехпроводной схеме витыми парами общий провод каждого канала разделен, экран головки электрически соединен с общим проводом одного из каналов (в головках с пятью контактами), а трубка тонарма отдельного заземления не требует.

Такие же короткие витые пары применены в “шеллах» (держателях головок) Для сохранения гибкости провода свивка на выходе из тонарма выполняется очень свободной, и провода образуют небольшую петлю, защищаемую от наводок экраном из жести.

Экран соединяют толстым монтажным проводом с “массой” (луженый контакт панели ЭПУ находится возле места выхода проводов из тонарма), к тому же контакту подпаивают заземление очистителя грампластинок, а также провод, идущий на вход внешнего предусилителя-корректора (ПК) или к клемме заземления УКУ Еще один отрезок провода соединяет самодельный экран с внутренним, штатным закрывающим выходные гнезда ЭПУ.

Разъемы типа ОНЦ удалены, а отверстия в корпусе использованы для ввода кабелей со штекерами RCA. Высококачественные золоченые гнезда RCA смонтированы на толстой пластине (оргстекло, гетинакс), закрепленной винтами в торцы посередине коробки штатного экрана. Таким образом, разъемы при подключении заглубляются в корпус, что позволяет установить ЭПУ близко к стене.

Две короткие витые пары соединяют гнезда с герконовым реле, что, в общем, не обязательно. Между ЭПУ и ПК использован кабель, отличающийся высокой помехозащищенностью и широкой полосой пропускания.

Уровень помех в модернизированном ЭПУ в основном определяется внешними причинами. В исходной же конструкции уровень помех -60. -70 дБ приводит не только к искажениям на пиках сигнала (обычно грешат на головку или пластинку), но и к повышению шумов звуковоспроизведения При проигрывании же грампластинок высокого качества на ЭПУ, описанном в [1], отмечены чрезвычайно низкие шумы

Проигрыватель полностью реализует все свои возможности с ПК, в котором применены фазолинейная коррекция и адаптивное согласование входа с любой головкой типа ММ при компенсации ее индуктивности (см [3]).

Совместно с таким корректором высокоуровневая головка ММ обладает преимуществами головки с подвижными катушками (МС), что позволяет достигнуть высококачественного воспроизведения грамзаписи недорогой головкой с эллиптической иглой.

Очень низкий уровень рокота ЭПУ позволяет отказаться от среза низ ких частот по кривой RIAA, установив в корректоре ФВЧ второго порядка с частотой среза 10 Гц, благодаря чему система будет эффективно воспроизводить весь частотный диапазон, вплоть до самого низкого тона органа (16 Гц).

Р.Кунафин, г. Москва. Р2001, 1.

  1. Кунафин Р. Из опыта эксплуатации ЭПУ “Радиотехника-001”. Р1997, 5. с.14 — 16; 6, с.11, 12
  2. Кунафин Р. Hi-Fi за сто рублей? — Р1999, 9, с. 16, 17.
  3. Предусилитель-корректор класса High-End. — Р1998, 7, с. 5.

Рекомендуем к прочтению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.